ДЕЛОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В примерах И образцах
Общие требования к подготовке претензий
В соответствии со ст. 4 "Право на обращение в арбитражный суд" Арбитражного процессуального кодекса РФ (Федеральный закон от 05.05.95 № 70-ФЗ с изм. и доп. от 24.07.02) для определенной категории споров предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования разногласий между сторонами. Указанный порядок является обязательным для сторон в том случае, если об этом прямо указано в содержании соответствующего договора или нормативно-правового акта[62].
Поскольку законодательство РФ содержит лишь наиболее общие указания о претензионном порядке урегулирования разногласий между сторонами по договору, то при подготовке письменных претензий представляется целесообразным применять требования ст. 102 "Форма и содержание искового заявления" Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. далее), а также рекомендации, имеющиеся на этот счет в СПС "Гарант" и справочной литературе[63].
В соответствии с указанными рекомендациями письменная претензия должна иметь следующие реквизиты:
1) наименование адресата;
2) наименование адресанта (отправителя. — Авт. У,
3) наименование вида документа;
4) заголовок к тексту;
5) текст;
6) отметка о приложении; подпись.
Как правило, оформление первых трех реквизитов не вызывает затруднений. При оформлении заголовка к тексту следует конкретно указать, о чем идет речь, например, об уплате штрафа, о возмещении ущерба, о возврате денежных сумм или товара в натуре и т. д. В тексте претензии должны быть отражены следующие вопросы:
1) на чем основаны отношения сторон (договор, гарантийное письмо, иные обязательства, предусмотренные законодательством РФ);
2) что именно потенциальным ответчиком и в какой мере;
3) ссылки на положения законодательства РФ, регулирующие отношения сторон в сложившейся туации (статьи Гражданского кодекса РФ, ведомственных или местных нормативно-правовых актов и т. п.);
4) ссылки на конкретные условия обязательств, нарушение которых вызвало претензионное требование (в необходимых случаях — с приложением копий или выписок из соответствующих документов);
5) сумма требований с расчетом (если расчет претензионных требований занимает много места, его также следует вынести в приложение);
6) информация о намерениях адресанта на случай невыполнения требований, изложенных в претензии.
Претензия подписывается заявителем или уполномоченным им лицом. Подпись уполномо - лица заверяется
4ъ)бъем претензии не должен превышать двух машинописных страниц. Всю необходимую дополнительную информацию следует оформить в виде приложений. Претензия оформляется на листе писчей бумаги формата А4 или бланке предприятия ус - образца и высылается в адрес заказным письмом с уведомлением.
Пример оформления претензии, в соответствии с Инструкцией о порядке оформления и рекламаций и исков к поставщикам по дефектам, выявленным на судах, находящихся в эксплуатации, (введена в действие приказом ГТК России от 25.12.96 Хс 776) и с учетом рекомендаций СПС "Гарант" (2002 г.) представлен в приложении 49.