ДЕЛОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В примерах И образцах
Оформление приказа в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству
Под письменным приказом следует понимать документированное управленческое решение руководителя предприятия, регламентирующее действия его подчиненных по двум и более вопросам повседневной деятельности.
Под письменным распоряжением (приказанием) следует понимать документированное управленческое решение, издаваемое обычно от имени дителя предприятия его заместителем или помощником и регламентирующее действия подчиненных по отдельному вопросу повседневной деятельности.
Общий порядок и правила оформления приказов и распоряжений определены параграфом 4.1 Типовой инструкции по делопроизводству. Согласно данной Инструкции приказами и распоряжениями оформляются:
1) решения нормативного характера;
2) решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы предприятия.
Проекты приказов и распоряжений готовят и вносят должностные лица (структурные подразделения) предприятия на основании поручений руководителя, его заместителя (помощника) либо в инициативном порядке. При этом проекты приказов по кадровым вопросам готовит кадровая служба на основании соответствующих представлений, по финансовым вопросам — бухгалтерия на основании соответствующих учетных данных, по планирования — плановый (планово-экономический) отдел на основании показателей деятельности предприятия и т. д.
Приказы подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и (или) по его поручению — заместителем руководителя. При этом правом подписи приказов по персоналу и финансовым вопросам, как правило, обладает только руководитель предприятия. Распоряжения подписывают только заместители ля предприятия (от имени последнего).
Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на лиц, ответственных за подготовку и внесение проекта на рассмотрение руководства предприятия. Обеспечение правильности оформления проектов приказов (распоряжений) является обязанностью службы ДОУ.
Проекты приказов (распоряжений) и приложения к ним визируются исполнителем и руководителем структурного подразделения, внесшим проект, руководителями структурных подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также руководителем службы ДОУ и юридической службы. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию. Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Проекты приказов (распоряжений) докладываются для подписи при необходимости со справкой, которая должна содержать краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также сведения о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован. Датой приказа является дата его подписания[52].
Приказы должны иметь порядковую нумерацию в пределах календарного года, при этом приказы по основной деятельности, по личному составу и распоряжения нумеруются отдельно. Проект приказа (распоряжения) во исполнение указания руководителя должен быть подготовлен в течение 10 дней, если не установлен другой срок.
Копии приказов (распоряжений) или их размноженные экземпляры заверяют печатью службы ДОУ и направляют адресатам в соответствии с указателем рассылки, который составляется и подписывается исполнителем. Копия обязательно направляется также исполнителю и в службу ДОУ (контрольный экземпляр).
Проекты приказов (распоряжений) печатаются на стандартных бланках установленной формы шрифтом размера № 13. Приказ (распоряжение) имеет следующие основные реквизиты:
1) наименование предприятия;
2) наименование вида документа распоряжение);
3) дату и номер.
Дата оформляется цифровым или словесно-цифровым способом, а номер состоит из знака № и порядкового номера приказа, например: 05.08.2001 или 5 августа 2001 г. № 400;
4) заголовок.
Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа (распоряжения). Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полужирным шрифтом через межстрочный интервал, например:
Об откомандировании работников предприятия в... •
Заголовок к документам, оформленным на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру;
5) текст.
Текст отделяется от заголовка межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером 13 через полтора интервала от левой границы го поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Текст приказа может состоять из констатирующей (преамбулы) и распорядительной частей. В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами "в целях", "в соответствии", "во исполнение" и т. д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Преамбула в проектах приказов завершается словом которое печатается вразрядку.
Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте.
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.
Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или его положе
Ния, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами "Признать утратившим силу..."; визы.
Включают должности визирующих, личные подписи, расшифровку подписей и дату;
7) подпись.
Состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).
Приказы (распоряжения) подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти, а в его отсутствие — лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.
Образец оформления приказа в соответствии с Типовой по приведен в приложении а — в 35.