ДЕЛОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В примерах И образцах
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
Должностная инструкция — нормативный документ, регламентирующий деятельность конкретного должностного лица (категории сотрудников — руководящего состава, специалистов, исполнителей и и устанавливающий порядок применения указанными лицами положений и иных нормативных актов.
Подготовка должностных инструкций регламентируется параграфом 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству, в соответствии с которой должностная инструкция применяется как самостоятельный правовой акт. Должностная инструкция подписывается ответственным за разработку и утверждается руководителем предприятия — в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Заголовок к тексту должностной инструкции формулируется в дательном падеже.
9 7 |
Текст инструкции печатается на общем бланке предприятия и излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Текст инструкции может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия и нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов произ-
Л Деловые документы
Водится арабскими цифрами. В соответствии с методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов типовая структура текста должностной инструкции включает:
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Права.
4. Ответственность.
5. Взаимоотношения.
При этом требования к должностным инструкциям отдельных категорий работников регламентируются ведомственными нормативно-правовыми актами и организационно-распорядительными документами[50]. Так, в соответствии с приложением 2 к приложению 12 к ГСДОУ примерная структура текста должностной инструкции для работников службы ДОУ включает:
Общие положения.
2. Функции работника.
3. Обязанности работника.
4. Права работника.
5. Взаимоотношения (связи по должности) работника.
6. Ответственность работника.
7. Оценка работы.
В соответствии с требованиями указанного документа в разделе "Общие положения" устанавливаются:
1) задачи работника (например, для делопроизводителя — прием, регистрация входящих и отправка исходящих документов. — Авт.);
2) порядок замещения должности, т. е. - кем назначается и освобождается от должности данный работник;
3) профессиональные требования к работнику (уровень образования, стаж работы и др.);
4) основные документы и материалы, которыми обязан руководствоваться работник в своей деятельности.
В разделе "Функции работника" определяются:
1) предмет ведения или участок закрепленный за работником;
2) перечень видов работ, из которых складывается выполнение возложенных функций (например, регистрация документов может включать заполнение карточек, ведение картотеки, выдачу справок и т. д. —Авт.}.
В разделе "Обязанности работника" ся особенности:
1) связанные с подготовкой документов, получением, обработкой и выдачей информации;
2) предполагающие обязательное использование определенных форм и методов работы (например, периодический контроль за формированием дел в структурных подразделениях, проведение инструктажей и т. д.);
3) требующие соблюдения сроков выполнения конкретных действий;
4) порядок исполнения поручений;
5) этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.
В разделе "Права работника" определяются пра ва работника для реализации порученных ему функций и выполнения обязанностей.
В разделе "Взаимоотношения" указываются подразделения и работники, от которых исполнитель получает и которым передает информацию, ее структуру и сроки передачи, кто привлекается к исполнению тех или иных документов, с кем они согласовываются и т. д.
В разделе "Оценка работы" перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения работником своих функций и обязанностей, использования прав и т. д. Основными критериями являются качество работы и своевременность ее выполнения. Качество работы определяется в первую очередь выполнением обязанностей, определенных должностной инструкцией и иными документами, регламентирующими деятельность службы ДОУ[51].
Примерные тексты должностных инструкций различных категорий сотрудников предприятия представлены в приложении 33.