Печать флоком в полиграфии
Флок-печать, печать флоком. флокирование в полиграфии — разные названия одного процесса нанесения вертикально ориентированного ворса ка бумагу или картон.
Печать флоком в полиграфии до сих пор редкость в нашей стране. Тетради, открытки и прочая продукция с нанесением флока, которую можно встретить в продаже, на 80% импортная. Красиво и оригинально смотрится флокированная продукции. Сфера применения в полиграфии очень широка: обложки, календари, открытки, блокноты, визитки, флокирование картона длл последующей высечки упаковки, сплошное флокирование листовой продукции.
Услуги текстильною флокирования редко можно встретить у нас в стране. Тем не менее, если зайти в любой торговый центр, можно найти флокировачный текстиль, будь то рисунок, надпись, или логотип. Флок на одежде — это необычно и приятно! Клей, используемый для текстиля — эластичен, что дает возможность наносить бархатный рисунок на сгрейч-ткани и делает использование изделия комфортной. Такую ткань можно стирать при температуре до 60 градусов. Флокируются натуральные, полусингетиче - скис и большинство синтетических тканей. Шелкография или вышивка, совмещенная с флокированием, смотрится очень оригинально.
Процесс изготовления изделий может выполняться по следующим технологиям:
• прямое флокирование;
• термотрансфернос флскирование;
• сублимационное тсрмотрансф^рное флокирование.
' ехнологически процесс прямого флокирования включает следу ющие этапы: печать кпеевой системы методом шелкої рафии, флокирование в электростатическом поле, принудительная сушка чистка
Дтя флокирования подходит любая бумага и картон. Лучший эстетический эффект достигается при использовании плотной бумаги. Если планируется изготовление упаковки, в клеевую систему добавляется краситель, ч~обы на сгибах флокированного лисі а не просвечивала подложка.
После окончательной полимеризации клея и чистки продукции, последняя не требует индивидуальной упаковки, так как флок надежно закреплен, а его излишки удалены. Далее флокированные листы можно подвергать посленечатной обработке, ее їй это необходимо (тиснение, биговка, выселка и т, п.). Подходит для средних и больших тиражей.
Говоря о прямом флокировании, чаще всего подразумевают флокирование различных предметов ручными флока горами. Гехно - лоїически флокирование не сложный, но пыльный процесс в прямом смысле этого слова, и требует практических знаний от персонала. Процесс флокирования включает: нанесение клеевой системы на объект, флокирование, сушка, чистка.
Для каждого типа поверхности подбирается своя клеевая система (иногда требуется работа механически вспененными клеями), способ нанесения и метод сушки. Правильный выбор дает максимальную производительность и минимум брака.
Технология применима при отделке упаковки, помещений или элементов дизайна, салонов автомобилей и т. п. Флокирование используется не только как декоративное покрытие, но и в практических целях: чтобы детали лучше прилегали друг к другу, чтобы избежать шумов, для более плавного перемещения деталей по каким-
Рис 5.13. Флокированные изделия |
Существует три термотрансферпые технологии флокирования: трансфер флока с бумаги и более современная технология — пленочный трансфер, а также сублимационное трансферное флокирование, дающее полноцветное бархатное изображение.
Трансфер флока с бумаги осуществляется следующим образом.
На изделии шелкографией печатается специальная клеевая система (возможно с добавлением термопорошка). Далее берется фло - кированная бумаг? для трансферов, кладется флоковой стороной на заранее подсушенный клей и отправляется под термопресс. После удаления бумаги получаем флоковос изображение, прочно зафиксированное на ткани.
Преимущества данной технологии:
• не требуется чистка изделия;
• не требуется выборка лишнего материала, как в технологии с пленкамн;
Либо поверхностям, для теплоизоляции или во избежание образования изморози. Сфера применения очень широка. |
• «бумажный» флок короткий (0,33 мм), поэтому, взяв белый флок, можем прокрасить его в любой нужный цвет или напечатать рисунок.
И самый весомый аргумент в пользу этой технологии — можно проработать флоком очень тонкие линии до 0,5 мм, ч-Rcf не может дать прямое флокирование или «пленочный» трансфер. Недостатки этой технологии флокирования:
• при несоблюдении технологических процессов нет гарантии в прочности покрытия;
• флок жестковат на ощупь.
Эта технология идеально подходит для нанесения флоком рисунка с мелкими линиями на текстиль малыми и средними тиражами.
Рис. 5.14. Печать флоком по текстилю |
Флок-трансфер с пленки. Именно эта технология термотранс - ферного флокирования сейчас применяется намного чаще. Транс - ферный флок представляет собой ворс высотой 0,5 мм, уже заваренный в плавкий клей и покрытый защитной пленкой с другой стороны. Поставляется в рулонах.
Процесс нанесения включает раскройку материала на режущем плоттере, выборку ненужных элементов и печать на термопрессе. Плюсы технологии:
• не требуется чистка;
• можно легко сделать многоцветную аппликацию с совмещением цветов или слой-на-слой;
• низкая стоимость на маленьких тиражах;
• возможность недорогого нанесення разных рисунков или надписей на каждое изделие;
• устойчивость к стирке;
• по сравнению с прямым флокированием и «бумажным» трансфером получаем четкие границы рисунка;
• возможна печать на флоке сольвентными чернилами растрового изображения с последующей приваркой на текстиль.
Минусы:
• при сложном рисунке выборка отнимает много времени;
• увеличивается стоимость изделия;
• если рисунок занимает большую сплошную площадь, чувствуется некоторая жесткость клеевой системы, особенно на тонких тканях.
Ехнология опргвдываег себя на малых и средних тиражах для получения бархатной картинки в несколько цветов.
Рис. 5.15. Термотрансферный перенос флока |
Трансфлок для сублимации представляет собой белый короткий (0,33 мм) флок на пленочном носителе. Для получения полноцветного бархатного изображения последнее печатается сублимационными красками на бумаге, после чего при помощи термопресеа переносится на флок.
Сублимационный перенос отличается колоссальной стойкостью, так как представляет собой процесс испарения краски с листа бума-
ги под действием высокой температуры и окрашивания волокон флока.
Далее готовый трансфер вырезается по контуру и на термопрессе приваривается к изделию.
Плюсы технологии: полноцветное, очень стойкое бархатное изображение тиражом от 1 экземпляра.
Минусы: технология дорогая и требует временных затрат.
— • • |
V |
Идеально для единичных полноцветных заказов и малых тиражей.
Л* » J •
Рис. 5.16. Изображения, полученные сублимационным термофлокированием |
£ |
Щ |
Рис. 5.17. Образцы сублимационного термотрансферного флокирования