Внутренняя предпринимательская среда
К внутренней предпринимательской среде организаций относятся структура, культура и ресурсы организации. Под структурой предприятия понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления. Структура организации состоит из следующих функциональных подсистем:
A) Маркетинг - это процесс, состоящий из определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой и продвижением товаров к покупателям.
Б) Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию в процессе производства необходимых материально- технических ресурсов.
B) Производство и научно-техническое развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной продукции и оказанию услуг потребителям.
Г) Сбыт - решение комплекса вопросов по организации и управлению товарными потоками, направляемыми от фирмы к потребителям.
Д) Финансовое хозяйство и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Е) Управление персоналом - отбор и прием на работу сотрудников в соответствии с потребностями фирмы и решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием рабочей силы.
Культура организации (корпоративная культура) - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии, а следовательно, на процессы и результаты совместной работы.
Наиболее часто выделяют следующие типы корпоративной культуры организаций:
1. Культура семьи (клановый тип). Ценности: единство коллектива, согласие, мораль, ценность каждого человека, «семейные» ценности и роли. Лидеры: «родители». Характерен для компаний в самом начале пути, когда фирма больше похожа на семью, хотя встречается и в «консервативных» отраслях вроде сельского хозяйства.
2. Культура власти (адхократический, инновационный тип). Ценности: конкуренция в коллективе, инновации, предприимчивость, амбициозность, личная инициатива. Лидеры: рисковые, креативные, предприимчивые личности. Компании творческие, динамичные.
3. Культура цели (рыночный тип). Ценности: ориентация на результат и эффективность, целеустремленность, продуктивность. Лидеры: трудоголики, добивающиеся результата. Этому типу соответствуют компании, стремящиеся к увеличению прибыли, доли на рынке, росту капитализации.
4. Культура иерархии (бюрократический тип). Ценности: формальные правила и процедуры, хороший контроль, четкая иерархия, порядок, надежность, стабильность. Лидеры возглавляют вертикали власти.
Компании с культурой только одного типа - редкость, чаще встречается синтез различных типов.
Ресурсы любая организация получает из внешней среды в виде так называемых «входов», т. е. в ту продукцию или услуги, ради производства которых создано предприятие. Помимо трудовых материальных и денежных в них нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы, которые могут быть представлены, например, в виде особых знаний или умений, общественной поддержки программ и политики предприятия.
Устойчивое функционирование фирмы обеспечивается оптимальным сочетанием всех внешних и внутренних факторов. К основным критериям экономической устойчивости фирмы можно отнести:
1) устойчивость производственно-хозяйственной деятельности (равномерный, в соответствии с установленным режимом, выпуск продукции и выполнение услуг высокого качества, конкурентоспособных на товарных рынках);
2) устойчивость сбытовой деятельности, обеспечивающей своевременную реализацию и оплату произведенной продукции и выполненных услуг в соответствии в договорными обязательствами;
3) устойчивость ресурсного обеспечения, своевременные и комплексные поставки, хранение и комплектование материально- технических ресурсов, необходимых для равномерной работы производственно-хозяйственных подразделений фирмы;
4) устойчивость производственно-технической базы (своевременный ремонт оборудования, надлежащий технический уход за ним, поддержание в рабочем состоянии основных фондов, способность производственного аппарата к мобильной перестройке для выпуска новой продукции и оказания новых услуг);
5) устойчивость реализации инвестиционных программ, необходимых для динамичного развития производственного аппарата, его расширения и модернизации, осуществления инновационных мероприятий;
6) финансовая устойчивость, обеспеченность собственными и заемными средствами в необходимом размере, способность своевременно выполнить финансовые обязательства перед бюджетом и банками, поставщиками ресурсов и другими кредиторами.