Венчурный механизм поддержки малого бизнеса
Развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере экономики позволит внести положительный вклад в занятость трудоспособного населения и, что особенно важно, молодежи с соответствующим образованием, а также повысить научный, интеллектуальный и технический потенциал страны.
Одним из важнейших приоритетов России является развитие и поддержка инновационного потенциала, в частности, инновационного малого предпринимательства, тем более, что государство заинтересовано в этом. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 марта 2002 года, говорится, что «...формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Формирование национальной инновационной системы предусматривает:
- создание благоприятной экономической и правовой среды;
- построение инновационной инфраструктуры (инновационно - технологические центры, технопарки, малые инновационные предприятия, специальные биржи интеллектуальной собственности и научно- технических услуг);
- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок».
К важнейшим элементам инфраструктуры развития и поддержки инновационного предпринимательства можно отнести рынок венчурного капитала - достаточно сложный и не совсем изученный механизм даже в странах, его породивших. Этот альтернативный источник финансирования частного бизнеса зародился в США в середине 50-х годов прошлого столетия. Становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий и ростом благосостояния среднего класса. В Европе этот вид финансирования появился в конце 70-х годов, и «пионером» европейской венчурной индустрии стала Великобритания. На сегодняшний день в мире существуют три основных рынка венчурного капитала - США и Канада, Европа и Юго-Восточная Азия.
В Россию венчурная индустрия пришла в 1994 году, когда по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития стали создаваться первые венчурные фонды. В 1997 году 12 региональных фондов объединились в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования - РАВИ. Одновременно с ЕБРР Международная Финансовая Корпорация также решилась на участие в создании венчурных структур в России совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. По данным «Financial Times», на территории России в 1997 году действовали 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в 1,6 млрд дол. Кроме того, 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей.
Однако, наметившийся прогресс был остановлен кризисом 1998 года, что задержало развитие венчурного механизма на насколько лет. В 2000 году инициативу по развитию этого альтернативного вида финансирования взяло на себя государство, в результате чего появился Венчурный Инновационный Фонд (некоммерческая организация), целью которого являлось содействие созданию отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале. Согласно официальным данным Министерства промышленности и науки Российской Федерации, за последние 10 лет вложения венчурного капитала в России составили около 1,5 млрд евро и использовались для финансирования более 250 предприятий. К настоящему времени в стране действуют около 30 фондов венчурного капитала, подавляющая часть которых представляет иностранных инвесторов.
В конце 1999 года правительственной комиссией по научно- технической политике были одобрены «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.», разработанных Министерством промышленности и науки Российской Федерации, а в конце 2002 года Минпромнауки разработало проект Концепции развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций), согласно которой ключевым механизмом привлечения капитала в отечественную венчурную индустрию может явиться создание венчурных фондов с прямым долевым государственным участием. В 2003-2004 гг. предлагалось создать с участием государства до 10 региональных венчурных фондов.
Как отмечается в Концепции, развитию венчурной индустрии препятствуют сегодня следующие факторы:
- слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и средним инновационным бизнесом;
- отсутствие источников венчурного капитала;
- низкая ликвидность рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма (специального фондового рынка);
- недостаточные экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов;
- низкий престиж предпринимательской деятельности в сфере малого наукоемкого бизнеса;
- слабая информационная поддержка венчурного бизнеса;
- недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов и др.
Препятствием развитию венчурного механизма финансирования в России является также недостаточное понимание его экономической сущности. Слово «рисковый» для потенциальных инвесторов ассоциируется только со словами «неудачный», «обреченный». Венчурный капитал часто путают с обычным банковским кредитованием или с благотворительностью. Поэтому коротко остановимся на экономической сущности этого вида финансирования.
Рисковое (венчурное) инвестирование осуществляется, как правило, в малые и средние предприятия без предоставления ими какого-либо залога. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного, как правило, среднесрочного кредита на срок от 3 до 7 лет с более высокой ставкой из-за повышенного риска. Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций, а заинтересован в том, чтобы он оставался у менеджеров компании, т. к. в этом случае они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса, уменьшая тем самым степень риска. Венчурный инвестор рассчитывает, что менеджеры компании будут использовать его деньги в качестве финансового рычага для обеспечения роста и развития бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска, кроме финансового.
Особенность венчурного механизма заключается в поэтапном финансировании предпринимательских проектов для снижения риска в случае отклонения от намеченного плана. В основном, выделяются следующие этапы венчурного инвестирования:
- достартового финансирования для теоретического и практического обоснования коммерческой значимости идеи;
- стартового финансирования для осуществления основной работы по организации новой фирмы и испытанию прототипа нового продукта, технологии или услуг;
- начального расширения - финансирование перехода к практической деятельности по выпуску нового вида продукции или освоению нового вида услуг;
- быстрого расширения - вложение средств для увеличения производственной мощности, оборотного капитала, улучшения системы сбыта и совершенствования выпускаемой продукции;
- ликвидности - финансирование операций, связанных с выходом компании на рынок ценных бумаг или их продажи какой-нибудь заинтересованной крупной компании.
Рынок венчурного капитала представлен формальными и неформальными венчурными инвесторами. Формальный венчурный инвестор (фонд) - это посредник между коллективными инвесторами и предпринимателем. Он может быть образован как самостоятельная компания или существовать в качестве партнерства (как правило, с ограниченной ответственностью). Широкое распространение получили специализированные венчурные фирмы (управляющие компании), которые берут на себя управление одним или несколькими фондами рискового капитала. Услуги по управлению ежегодно оплачиваются в размере 2-3 % от общего объема капитала фонда в течение 7-12 лет, на которые рассчитано существование фонда. После реализации программы рисковых капиталовложений и продажи ценных бумаг новых предпринимательских фирм полученный венчурным фондом доход делится между его участниками в соответствии с первоначальным взносом. Управляющая компания может рассчитывать на 20-30 % прибыли венчурного фонда.
В качестве инвесторов, дающих средства венчурным фондам, выступают, например, в США, пенсионные фонды, промышленные и торговые корпорации, страховые компании, различные фонды. В Западной Европе этот спектр несколько шире, и в него входят государственные учреждения, коммерческие и клиринговые банки, университеты. Отсюда следует и различная инвестиционная ориентация американских и европейских инвесторов. Американский венчурный бизнес более «привязан» к НИОКР, предпринимательским проектам, связанным с осуществлением новых технологических разработок, а более консервативные европейцы предпочитают традиционные сферы деятельности (здравоохранение, строительство, производство товаров широкого потребления).
Крупные корпорации в последнее время заинтересованы в доступе к новым технологиям малых инновационных фирм, экономя при этом средства и время на собственные аналогичные исследования и разработки. Они вынуждены отслеживать новые перспективные идеи в сфере малого бизнеса, т. к. ими могут воспользоваться конкуренты. Известны три основные организационные формы рисковых капиталовложений, используемых крупными промышленными корпорациями. Во-первых, - это прямое венчурное финансирование деятельности мелких инновационных фирм. Создание самостоятельного дочернего венчурного фонда за счет средств компании является второй формой инвестиций. И, в-третьих, - это вхождение в качестве партнера с ограниченной ответственностью в «независимые» венчурные фонды.
Неформальный рынок венчурного капитала состоит из индивидуальных инвесторов, напрямую вкладывающих свои личные средства в новые и растущие малые фирмы. Таких инвесторов называют «неформальными инвесторами» или «бизнес-ангелами». Это, как правило, профессионалы среднего и старшего возраста, высоко образованные, главным образом, в области делового администрирования или инженерных и естественнонаучных дисциплин. У большинства из них есть опыт работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие - высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса, а третьи занимают высшие должности в крупных компаниях. «Бизнес-ангелы» инвестируют незначительную часть своего состояния, поэтому потеря денег в случае неудачи не сможет существенно повлиять на их финансовое положение. Однако, основной мотивацией таких инвесторов является значительный рост стоимости вложенного капитала. «Бизнес-ангелы» не требуют выплаты процентов или дивидендов в течение всего инвестиционного периода, который составляет в среднем 5 лет, и не реализуют принадлежащий им пакет акций компании на фондовой бирже, а продают его владельцам компании в оговоренный срок.
Неформальный венчурный капитал представляет собой в настоящее время крупнейший источник рискового финансирования для новых и растущих малых и средних фирм в странах ОЭСР. По самым приблизительным подсчетам, в США в 1990-х гг. «бизнес-ангелы» инвестировали 30-40 млрд дол. Исследования, проведенные в Великобритании и Финляндии показывают, что по объемам инвестиций в малый и средний бизнес индустрия неформального венчурного капитала, по меньшей мере, в 2 раза больше, чем институциональных венчурных фондов. Связано это с тем, что «бизнес-ангелы» гораздо больше и охотнее финансируют малые фирмы на ранних стадиях их развития; имея значительный опыт оценки инвестиционных проектов, в течение меньшего периода принимают решение о начале инвестирования или отказе в нем; меньше требуют формальных документов; более оперативно принимают решения; оказывают фирме всестороннюю поддержку, становясь фактически членами ее управленческой команды; способствуют региональному развитию экономики.
«Бизнес-ангелы», как правило, действуют анонимно, поэтому за рубежом в целях устранения недостатка информации и разрыва между спросом и предложением на неформальном рынке венчурного капитала, действуют сети «бизнес-ангелов», в большинстве случаев на основе Интернет.
В России рынок венчурного капитала может внести вклад в решение проблемы нехватки финансовых ресурсов на развитие малого предпринимательства. Однако, в российской институциональной и правовой среде существует множество препятствий для реализации этого направления. Например, действующий ныне закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятый еще в 1995 году, ограничивает долю участия государства и крупных предприятий в уставном капитале малых в 25 %, что вряд ли может их заинтересовать в рисковых проектах малых инновационных фирм. Государство, закрывая каналы для перекачки капиталов через малые предприятия, лишает себя и крупные коммерческие структуры на долю прибыли удачных инновационных проектов малых предприятий. В связи с введением нового налогового законодательства, в частности, Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», отменены льготы по налогу на прибыль, в том числе и для малых предприятий. Затраты на НИОКР полностью включаются в себестоимость продукции, несмотря на конечную эффективность, а облагаемая прибыль не уменьшается на 10 %, направленные на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы, как раньше было установлено Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Кроме того, у малых предприятий нет льгот в уплате патентных пошлин.
В российском законодательстве отсутствуют нормативно-правовые акты, стимулирующие развитие венчурного бизнеса в стране. Нет специализированного фондового рынка, а малые предприятия только в одном случае из трех регистрируются в качестве акционерных обществ, что затрудняет возможность выпуска и обращения ценных бумаг малых предприятий. В то же время, принципы венчурного финансирования не противоречат российским законам, например, об инвестировании или о банковской деятельности, поэтому необходимо принятие соответствующих актов о придании венчурному финансированию в России официального статуса.
Важнейшей задачей введения венчурного механизма финансирования является создание благоприятного общественного мнения, разъяснение его сущности, преимуществ и недостатков. Регионы должны искать собственные финансовые средства для развития венчурного механизма, а не надеяться на зарубежные фонды, извлекающие выгоды исключительно для себя. Главное - доказать потенциальным инвесторам, что риск - это далеко не всегда проигрыш. В качестве «поставщиков» венчурного капитала могут выступить крупные предприятия, страховые компании, государственные органы, банки и другие финансовые структуры. Целесообразным было бы создание специализированного инновационного консалтингового центра по обучению и разъяснению принципов альтернативного финансирования малого инновационного предпринимательства.
Венчурный механизм финансирования, хотя и является достаточно рискованным способом вложения финансовых средств, обладает некоторыми способами «защиты» инвесторов, а, кроме того - это достаточно гибкий механизм, поэтому его можно синтезировать с различными видами взаимодействия экономических агентов. Доказательством являются следующие положения.
1. Отбор проектов в венчурном механизме финансирования проводят только высококвалифицированные специалисты в области финансов, менеджмента, соответствующей отраслевой науки. В экспертный совет должны входить представители инвестирующих организаций.
2. Оценка проектов осуществляется самым тщательным и профессиональным образом. На западе говорят, что экспертная оценка предприятия-реципиента больше похожа на интеллектуальное и финансовое истязание, зато это в десятки раз уменьшает степень риска. На этом этапе отсеивается не менее 90 % новых идей малых инновационных фирм.
3. Финансирование осуществляется поэтапно.
4. В качестве защиты своих капиталов инвесторы, в частности крупные предприятия, могут использовать прямое венчурное финансирование через субконтрактную систему с малыми инновационными предприятиями. Сложившаяся в России обособленность бизнеса различных размеров может быть преодолена в контрактном взаимодействии крупного, среднего и малого наукоемкого бизнеса.
5. Интеграция мелких предприятий в структуру крупных компаний может осуществляться и на основе франчайзинга, также являющегося, по сути, венчурным механизмом финансирования и имеющего свои способы снижения инвестиционного риска: достаточно высокие первоначальные взносы за пользование франшизой, роялти, периодическая оплата рекламы, маркетинговых исследований, обучения, которые проводит крупная компания, обладающая товарным знаком.
6. Участие государства, крупных и средних предпринимательских структур в уставном капитале малых наукоемких фирм посредством обладания определенным пакетом акций также способствует снижению степени риска при венчурном финансировании.
7. Крупные и средние предприятия совместно с инновационными малыми могут создавать стратегические альянсы. Стратегические альянсы понимаются как «устойчивое межфирменное взаимодействие двух или нескольких компаний по организации экономической деятельности, направленное на достижение стратегических целей участников». В последнее время в мировой экономике значительно повысился интерес к инновационным стратегическим альянсам, все чаще речь идет о создании совместных знаний. Такие образования позволяют снижать издержки на нововведения, сокращать время доведения новшеств до коммерческой реализации, разделять технологические и финансовые риски. Альянсы создаются как на территориальной, так и на отраслевой основе, что позволяет предприятиям выходить на региональные и международные инновационные рынки. Соглашения о сотрудничестве с малыми инновационными предприятиями позволят крупным и средним фирмам экономить время и деньги на научные исследования и разработки, быть уверенными, что новые идеи не попадут конкурентам, а малые предприятия, в свою очередь, будут обеспечены испытанными рынками сбыта продукции, освоением принципов действий и знаний партнеров.
8. Участие в капитале малых инновационных предприятий государственных институтов, органов автономных сообществ, банков, страховых учреждений, предпринимательских структур, торгово-промышленных палат посредством создания обществ взаимных гарантий, компаний коллективных действий, касс взаимопомощи и т. д., где главную гарантийную роль выполняет государство.
9. Создание информационных сайтов инновационных бизнес - проектов малых предприятий, а также неформальных инвесторов, готовых вложить деньги в эти проекты. Компьютерные технологии расширят возможности обеих сторон в поиске потенциальных партнеров, а неофициальные механизмы заимодавства приобрели бы юридические гарантии защиты интересов неформальных инвесторов.
10. Прогнозирование изменений конъюнктуры рынка под влиянием научно-технического прогресса. Введение венчурного механизма инвестирования требует проведения исследований развития рынка, спроса, изменений конъюнктуры, составления на этой основе среднесрочных прогнозов и приоритетов. Это позволит определить главные векторы направления финансовых средств, налоговых, инвестиционных льгот и других видов поддержки, что, несомненно, значительно эффективнее безадресной поддержки.