Расчет котлов и котельных установок
Классификация ТОПЛИВА И ЕГО характеристика
Под энергетическим топливом понимают горючие вещества, которые экономически целесообразно использовать для получения тепловой и электрической энергии. По агрегатному состоянию топлива делят на твердые, жидкие и газообразные. По происхождению — на природные, образовавшиеся из остатков растительного и животного происхождения в течение длительного времени, и искусственные, полученные в результате переработки природных топлив. К первым относятся уголь, нефть, природный газ. Ко вторым — кокс, брикеты, отходы углеобогащения, дизельное топливо, мазут, доменный, коксовый и генераторный газы.
Топливо состоит из горючей и минеральной части и влаги. В состав горючей части входят углерод С, водород Н и сера S, находящиеся в сложных соединениях с кислородом О и азотом N. Важной характеристикой топлива является теплота сгорания. Теплота сгорания — количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании топлива. Различают низшую и высшую теплоту сгорания.
Углерод является основной частью топлива. Чем больше его в составе, тем выше теплота сгорания топлива. Содержание углерода по массе в твердом топливе колеблется от 25 (сланец и торф) до 70 % (антрацит). Водород содержится в топливе в небольшом количестве 2—10 %. Теплота его сгорания в 4 раза больше, чем углерода. Кислород входит в состав топлива в виде различных соединений, в том числе с горючими элементами, что снижает количество теплоты, выделяемой при сжигании топлива. Поэтому кислород относят к балласту топлива. Азот также относят к балласту топлива. Содержание его невелико (в твердом топливе до 3 % по массе). При горении большая часть азота топлива переходит в токсичные оксиды N0 и N0*.
Серу в зависимости от вида соединения, в которое она входит, делят на органическую S0, если она связана с углеродом, водородом, азотом и кислородом; колчеданную SK — соединение с железом (обычно это железный колчедан); сульфатную Sc, находящуюся в виде соединений FeS04, MgS04, CaS04. Сера, входящая в состав органических и колчеданных соединений, участвует в процессе горения, выделяя при этом теплоту и образуя сернистый
S02 и серный S03 ангидриды. Поэтому часто органическую и колчеданную серу называют летучей горючей
Эл = S0 + SK.
Сера, входящая в состав FeS04, MgS04, CaS04 и т. п., не горит, так, при сжигании топлива сульфаты практически не разлагаются. В твердом топливе содержание серы достигает 5 %, в жидком 3,5 %. Наличие серы в топливе нежелательно, так как образующиеся при горении серы оксиды S02 и S03 в присутствии влаги дают растворы сернистой и серной кислоты, которые вызывают коррозию труб поверхностей нагрева конвективной шахты котла и оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
Под минеральной частью топлива понимают негорючие примеси. Количество их зависит от происхождения топлива и технологии его добычи. Различают внутренние минеральные примеси, образовавшиеся при формировании угольной залежи, и внешние минеральные примеси, попавшие в топливо при его добыче из прилегающих пластов пород. Внутренние минеральные примеси в отличие от внешних достаточно равномерно распределены в топливе и поэтому практически не могут быть отделены от горючей массы.
При горении топлива из минеральных примесей образуется зола А. Она характеризует минеральную часть топлива. Содержание золы А в топливе определяется по величине твердого остатка, полученного после сжигания предварительно высушенной пробы топлива определенной массы в платиновом тигле и последующего прокаливания до постоянного значения массы при температуре 800 °С. При проектировании котлов, и в первую очередь их топок, важное значение имеет температурная характеристика плавкости золы. Она зависит от состава золы и окружающей ее газовой среды. Оценка плавкости проводится по температурам трех состояний золы: U — начала деформации; t2 — начала размягчения; t3 — жидкоплавкого состояния:
Для принятия мер по исключению загрязнений поверхностей нагрева, расположенных за топкой, важно знать температуру затвердевания золы. Обычно эта температура на 50 °С ниже t2. При горении топлива в топке в зоне высоких температур происходит частичное или полное расплавление золы. Некоторая ее часть уносится с продуктами сгорания из топки. Остальная зола, частично разлагаясь, сплавляется или спекается в шлак, который затем в жидком или твердом состоянии удаляется из нижней части топки. Под действием высоких температур содержащиеся в шлаке оксиды вместе с другими веществами образуют многокомпонентные соединения, и температура плавления шлака отличается от температуры ts жидкоплавкого состояния золы. В топках с жидким шлакоудалением для свободного вытекания шлака из топки его температура должна быть выше температуры ts жидко - плавкого состояния золы. Эту температуру называют температурой /нж нормального жидкого шлакоудаления, она определяется 22
Химическим составом шлака. Как правило, = ta + (100-4- 200) °С.
Влага W, как и минеральная часть, является балластом топлива. Она снижает его теплоту сгорания. Кроме того, на ее испарение расходуется часть теплоты сгоревшего топлива. Влагу, содержащуюся в топливе, делят на внешнюю и внутреннюю (гигроскопическую). Внешняя влага попадает в топливо при его добыче, транспортировке и хранении. Количество ее колеблется в широких пределах 1—40 %. Внешнюю влагу можно удалить из топлива при его сушке. Внутренняя влага связана как с органической частью топлива, так и с минеральной. К ней относят коллоидную и гидратную влагу. Коллоидная влага образует с топливом гели. Количество ее зависит от природы и состава топлива, содержания / влаги в атмосферном воздухе. Гидратная влага химически связана с минеральными примесями топлива. Содержание ее невелико. При сушке топлива часть коллоидной влаги испаряется, а содержание гидратной влаги не меняется.
Влажные твердые топлива на воздухе теряют влагу, а подсушенные приобретают ее. Эти процессы происходят до наступления равновесия между парциальным давлением паров воды в воздухе и топливе. Топливо с полученной таким образом влажностью называют воздушно-сухим. Если воздушно-сухое топливо нагреть при атмосферном давлении до температуры 105 °С, то вся влага из топлива будет практически удалена. Количество влаги, удаленной из воздушно-сухого топлива, называют гигроскопической влажностью WrH.
Состав топлива в том виде, в каком оно поступает на ТЭС, выраженный совокупностью отдельных элементов и компонент (по массе для твердого и жидкого топлива), называют рабочей массой топлива:
TOC o "1-3" h z cp + № + Sp 4-Op + Np + Wp + Ap = 100 %. (1)
Если из топлива удалена внешняя и внутренняя влага, то сухая масса имеет следующий состав:
Cc-j-Hc-fSc + Oc-fNc+Ac = 100 о/0. (2)
Исключив из сухой массы золу, получим горючую массу топлива
Cr + Hr + Sr + Or-f №= 100 %. (3)
Если из горючей массы выделить колчеданную серу, то оставшуюся массу топлива называют органической массой
Сг + Нг + Ог + № = 100 %. (4)
Состав рабочей и сухой масс одного и того же топлива в зависимости от условий добычи и погоды может колебаться в достаточно широких пределах. Состав горючей массы топлива постоянен. Поэтому его используют для проведения пересчета на сухую и рабочую массы. Формулы пересчета состава, например, с рабочей
2. Коэффициент пересчета состава твердых и жидких теплив с одной массы на другую
|
Массы на сухую легко получить, поскольку в 1 кг рабочей массы содержится (100— №р)/100 (кг) сухой массы топлива. Следовательно,
CP + Нр + Sp + О" + Np + W" Н - А" _ 100 ~
_ с + нс -)- sc + ос + ne + ас 100 — w" 100 100 '
Откуда
Ср = Сс(100-Wp)/100: НР = НС(100-Wp)/100
И т. д.
Коэффициент пересчета (100 —Wp)/100 постоянен для всех элементов топлива. Коэффициенты пересчета состава твердых и жидких топлив с одной массы на другую приведены в табл. 2.
Если топливо нагревать без доступа воздуха, то из него в результате термического разделения нестойких содержащих кислород углеводородистых соединений выделяются летучие вещества и остается твердый нелетучий остаток. Выход летучих и свойства твердого остатка являются важными теплотехническими характеристиками твердого топлива.
Выход летучих Ул определяют по уменьшению горючей массы топлива при его нагревании в їечение 7 мин без доступа воздуха при температуре 850 °С и выражают в % горючей массы топлива. В состав летучих обычно входят водород, углеводороды, оксид и диоксид углерода. Величина выхода летучих и температура 4ых начала их выхода зависят от возраста топлива. Чем выше выход летучих и ниже температура начала их выделения, тем легче воспламеняется топливо. Наибольший выход летучих и наи - 24
Меньшую температуру начала их выхода имеют молодые топлива: у торфа Vr„ = 70 %, *вых = 100-г - ПО °С; у бурого угля .Утя = « 40-1-65 %; W 130-і-170 °С.
Твердый остаток, который остается после выхода летучих из топлива может быть спекшимся, слабоспекшимся и порошкообразным. Лишь некоторые каменные угли дают плотный спекшийся 1 остаток с большим числом пор, называемый коксом.
Теплоту сгорания топлива определяют опытным путем. Количество выделяемой теплоты зависит от конечного состояния продуктов сгорания и в частности от того, в каком агрегатном состоянии находится влага (в виде пара или воды). В связи с этим различают высшую Qb и низшую теплоту сгорания.
Различие между Qjj и Ql состоит в том, что первая учитывает теплоту, которая выделяется при конденсации водяных паров (влага в продуктах сгорания находится в виде воды), а вторая эту теплоту не учитывает. Так как в котле температура продуктов сгорания достаточна высока и конденсации водяных паров не происходит, теплота, затраченная на испарение влаги, теряется. Поэтому в тепловых расчетах котла используется низшая теплота сгорания рабочего топлива. Если известно Qb, то = Ql - 25,2 (Wp/100 + 9Н7Ю0),
Где 25,2 (Wp/100 +9№/100) — количество теплоты, затраченной на испарение влаги (Wp/ЮО), содержащейся в топливе, и воды (9НР/100), образующейся при горении водорода, кДж/кг;
25.2 МДж/кг — значение скрытой теплоты парообразования для воды при давлении, равном 0,1 МПа.
При отсутствии опытных данных приближенное значение для твердого топлива и мазута может быть найдено по формуле, предложенной Д. Н. Менделеевым,
QS = 0,339СР + 1,03НР - 0,109 (Ор - Sp) - 0,259WP.
Для сравнения различных топлив используют понятие условного топлива, т. е. топлива, теплота сгорания которого равна
29.3 МДж/кг. Понятием условного топлива пользуются при определении различных топливных ресурсов, сравнении удельных расходов топлива на единицу выработанной энергии и проведении технико-экономических расчетов. При сравнительной оценке качества топлив удобны приведенные к низшей теплоте сгорания характеристики топлив % • кг/МДж:
Wn = Wp/Qp„; Ап = Ap/Qp; Sn = SP/QH-
Приведенные характеристики топлив Wn, А" и S" показывают, сколько на 1 МДж низшей теплоты сгорания приходится влаги, золы и серы, в % рабочей массы топлива. В зависимости от приведенной влажности принято считать топлива: маловлажными с W" = 0,7 % - кг/МДж, средней влажности с Wn = 0,7ч - 1,89 %• кг/МДж, высоковлажными с Wn > 1,89 %■ кг/МДж.
Твердое топливо характеризуется абразивностью — свойством при контакте с другими материалами вызывать износ последних, что зависит от количества содержащихся в нем колчеданной серы, золы и ее состава. Эта характеристика топлива важна для выбора оборудования системы пылеприготовления.
Твердость твердого топлива и сопротивляемость его измельчению (размолу) характеризуются коэффициентом размолоспо - собности &ло (отношение удельного расхода электроэнергии, затраченного на помол антрацита, к удельному расходу энергии, требуемому для помола рассматриваемого топлива). Чем мягче топливо, тем больше величина kno. Этот показатель топлива учитывается при проектировании систем пылеприготовления и, в первую очередь, при выборе типа и производительности размольного оборудования.
Плотность твердого топлива (в кг/м3), как одна из его характеристик, широко используется в расчетах систем загрузки, хранения и подачи топлива к системам пылеприготовления. Различают кажущуюся и насыпную плотности. Под кажущейся плотностью понимают массу единицы объема куска топлива с внутренними порами, заполненными воздухом и влагой. Насыпная плотность представляет собой массу топлива, содержащуюся в единице объема, заполненного кусками топлива, т. е. учитывает также объем воздуха между кусками топлива.
Ископаемые твердые топлива делят на торф, бурые, каменные угли и антрацит. Торф — геологически наиболее молодое твердое топливо. Характеризуется невысокой степенью разложения органических остатков и относительно низкой теплотой сгорания, повышенным содержанием летучих (У'л да 70 %), водорода (Нг = = 5ч-6 %), кислорода (Ог > 30 %) и азота (Nr = 2-^2,5 %). Торфу свойственна очень высокая гигроскопичность и влажность (Wp = 35-=-60 %).
К бурым углям (марка Б) относят угли с высшей теплотой сгорания обеззоленной рабочей массы Q|l00/(l00 — Ар) < < 23,9 МДж/кг. По геологическому происхождению они близки к торфу. В бурых углях достаточно велико содержание летучих (К = 65-М0 %), водорода (Нг = 4-f-6,5 % и более) и кислорода (Ог = 15ч-30 %). Они отличаются высокой гигроскопичностью и влажностью, содержание углерода достаточно велико (Сг = = 55-^78 %), а количество слаборазложившихся растительных остатков мало. По влажности бурые угли классифицируют: Б1 — с влажностью более 40 %; Б2 — с влажностью 30—40 % и БЗ — с влажностью менее 30 %.
; К каменным относят угли, у которых 100/(100 — Ар) > > 23,9 МДж/кг. Они характеризуются высокими содержанием углерода (75—97 %), плотностью и теплотой сгорания. С увеличением содержания углерода доли кислорода, водорода и летучих в топливе уменьшаются. По выходу летучих с учетом способности 26
Спекания твердого остатка принята следующая классификация каменных углей: длиннопламенные (Д), газовые (Г), газовые жир - ч ные (ГЖ), жирные (Ж), коксовые жирные (КЖ), коксовые (К), обогащенные спекающиеся (ОС), слабоспекающиеся (СС), тощие (Т). По мере перехода от углей марки Д к Т выход летучих меняется от 36 % и более (Д) до 9—17 % (Т), а влажность соответственно от 14 до 5 %.
К полуантрацитам (ПА) и антрацитам (А) относят угли с QE 100/(100 — Ар) > 23,9 МДж/кг и выходом летучих менее 9 %• В них содержится 89-f-92,5 % Сг, 2-ьЗ,6 % Hr, 0,8-f-l,3 % Nr, 2,2-5 % Or, 0,64-0,9 % Sr.
У полуантрацитов выход летучих больше 5 % и теплота сгорания выше чем у антрацитов. ПА и А являются высокосортными топливами; в энергетических котлах используют их отходы.
По размерам получаемых при добыче кусков уголь классифицируют следующим образом: плита (П), крупный (К), орех (О), мелкий (М), семечко (С), штыб (Ш) и рядовой (Р). Размер кусков угля от класса К к классу Ш уменьшается от 50—100 до 6—13 мм. В классе Ш куски угля мельче 6 мм, а в классе Р размер кусков неограничен и может составлять 0—200 (300) мм. В табл. 3 приведена характеристика твердого топлива некоторых месторождений.
Жидкое топливо характеризуется условной вязкостью и температурами застывания и вспышки. Условную вязкость принято выражать в условных градусах (ВУ). Ее определяют как отношение времени вытекания определенного объема (2-Ю-4 м3) жидкого топлива ко времени вытекания такого же объема воды при температуре 20 °С.
Условную вязкость жидкого энергетического топлива (мазута) обычно включают в его маркировку. Так, цифры, стоящие после буквы М, в марках мазута (например, М 40 и М 200) — условная вязкость при температуре 50 °С (соответственно 40 и 200°ВУ). Условная вязкость сильно зависит от температуры:
°ВУ, = °ВУБО(50/г)п,
Где °Byj — условная вязкость жидкого топлива при температуре °ВУ50 — условная вязкость при t = 50 °С; п — показатель степени, зависящей от величины °ВУ50.
Ниже приведены значения условной вязкости °ВУ50 при различных п
"ВУы............................................ 2 5 10 15 20
Я . ................................................. 1,8 2,3 2,6 2,75 ' 2,86
Для качественного распыливания и надежной транспортировки жидкого топлива по трубопроводам его вязкость не должна превышать 2—3 °ВУ. Для выполнения этого условия необходим предварительный подогрев топлива. Температура подогрева мазута зависит от его марки и составляет 80—140 °С.
3. Характеристика твердого топлива
|
Температура застывания — минимальная температура, при которой жидкость теряет текучесть, и слив и перекачка ее становятся невозможны. У мазута эта температура зависит от марки и составляет 5—25 °С.
Температура вспышки — температура, при которой пары жидкого топлива в смеси с воздухом вспыхивают при соприкосновении с пламенем. Для мазута температура вспышки равна 80—140 °С. При открытой системе подогрева мазута температура его должна быть ниже температуры вспышки на 10—15 °С.
В качестве искусственного жидкого топлива в котлах используется мазут трех марок: М40, Ml00 и М200 — тяжелый остаток перегонки нефти, получающейся после отделения из нее легких фракций (бензина, керосина, легроина и др.). Мазут — малозольное и почти безводное топливо. Его классифицируют по содержанию в нем соединений серы и по вязкости. По количеству серосодержащих соединений мазут делят на малосернистый (Sc < 0,5 %), сернистый (Sc = 0,5—2 %) и высокосернистый (Sc > 2 %). В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» указывается на необходимость существенного сокращения использования мазута в качестве топлива, в первую очередь на ТЭС.
Газообразное топливо представляет собой смесь горючих (водорода Н2, углеводородов метанового ряда, тяжелых углеводородов СНа, сероводорода H2S и оксид углерода СО), небольшого количества негорючих газов (кислорода Оа, азота Na, диоксида 28
Температура |
Золы. |
Выход летучих VS. % |
Теплота сгорания QS. МДж/кг |
Коэффициент размо - лоспо - собно - сти кл0 |
Объем воздуха и сгорания при а |
Продуктов = 1 м'/кг |
|||||
H |
И |
И |
Vo |
Ун, о |
V? |
||||||
1060 |
1200 |
1250 |
12 |
24,16 |
1,8 |
6,43 |
1,19 |
5,09 |
0,51 |
6,79 |
|
1100 |
1200 |
1250 |
3,5 |
22,53 |
0,95 |
6,04 |
1,2 |
4,78 |
0,34 |
6,32 |
|
1100 |
1200 |
1250 |
40 |
26,08 |
1,3 |
6,88 |
1,24 |
5,45 |
0,74 |
7,42 |
|
1400 |
1450 |
1470 |
28 |
21,28 |
1,4 |
5,6 |
1,03 |
4,43 |
0,56 |
6,02 |
|
1300 |
1500 |
1500 |
30 |
16,72 |
1,35 |
4,42 |
0,81 |
3,50 |
0,48 |
4,79 |
|
1350 |
1500 |
1500 |
50 |
10,40 |
1,7 |
2,94 |
0,55 |
2,33 |
0,69 |
3,57 |
|
1070 |
1150 |
1190 |
65 |
8,74 |
1,7 ' |
2,65 |
0,48 |
2,09 |
1,01 |
3,58 |
|
1200 |
1450 |
1500 |
42 |
19,65 |
1 |
5,33 |
0,95 |
4,22 |
0,56 |
5,73 |
|
1150 |
1250 |
1300 |
45 |
13,93 |
1,32 |
3,74 |
0,70 |
2,96 |
0,59 |
4,26 |
|
1200 |
1220 |
1240 |
48 |
12 |
1,1 |
3,62 |
0,70 |
2,86 |
0,83 |
4,39 |
|
1180 |
1210 |
1230 |
48 |
15,63 |
1,2 |
4,24 |
0,82 |
3,35 |
0,81 |
4,98 |
|
1100 |
1300 |
1210 |
46 |
17,3 |
1,12 |
4,59 |
0,86 |
3,63 |
0,75 |
5,25 |
Углерода С02 и водяных паров Н20). Состав его записывают в виде составляющих его соединений (в % объема). Все расчеты проводят исходя из единицы объема сухого газа, взятого при нормальных условиях (давлении 0,1 МПа и температуре 20 °С)
СН4 + С2Нв + С3Н8 + • ■ ■+ Н2 + H2S + СО + N2 + С02 +
+02 = 100%.
Теплота сгорания газообразного топлива при нормальных условиях и известном содержании газов, входящих в его состав,
QM = 0,01 [Qch. CH4 + Qc, h.C2H6 +••'•+ Qh, H2 + Qh, sH2S +
+ QcoCO],
Где Qch4, Qc. h, и т. д. — теплота сгорания отдельных газов, входящих в состав газообразного топлива.
Газообразным топливом котлов является в основном природный газ. Последний делят на две группы: газ из чисто газовых и газоконденсатных месторождений. Природный газ в местах добычи очищают от песка и других примесей, осушают и по трубопроводам направляют к потребителям. Природный газ — сухое, практически беззольное топливо, с высокой теплотой сгорания. Он имеет следующий состав: метан СН4 85-^-98 %, тяжелые углеводороды CnHm 2ч-6 %, диоксид углерода С02 0,1ч-1,0 %, азот N2 1ч-5 %.