КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПАРОГЕНЕРАТОРЫ
Работа газовоздушного тракта котла
Рис. 1.7. Технологическая схема подготовки к сжиганию жидкого и газового топлива: а — подготовка жидкого топлива (мазута); б — подготовка газового топлива; 1 — ма- зутохранилище; 2 — паровой теплообменник; 3 — фильтр; 4,5 — линии рециркуляции мазута; 6 — подвод пара к теплообменнику; 7,8 — насосы первой и второй ступени давления; 9 — обратный клапан; 10 — регулятор давления топлива; 11 — измеритель расхода топлива; 12 — измеритель давления топлива; 13 — предохранительный клапан; 14 — быстродействующий клапан. |
Газовоздушный тракт — единая система воздушных коробов и газоходов, обеспечивающая подачу воздуха через воздухоподогреватель и горелки
1.3 КОТНЛЬНЛЯ УС ГАЇІОВКА
В топку, движение образующихся продуктов сгорания (газов) по газоходам котла и удаление охлажденных газов в дымовую трубу Движение воздуха и газов в зависимости от мощности и размеров котла может быть организовано за счет естественной или принудительной тяги.
В котлах малой паропроизводительности без организации подогрева воздуха для горения при относительно короткой длине газоходов (рис. 1.8, а) возникает небольшое сопротивление при движении газов, которое преодолевается за счет естественной тяги дымовой трубы. Естественная тяга или самотяга Нс, Па, определяется разностью давлений гидростатических столбов атмосферного воздуха снаружи и нагретой газовой среды внутри трубы:
Нс = HTp(pB - рт)д, (1.3)
Где /гтр — высота дымовой трубы, м; рв, рг — плотность холодного воздуха (при 20-30°С) и газов (при температуре на выходе из котла), кг/м3; д — ускорение под действием сил земного притяжения, м/с2. В среднем для трубы высотой 100 м значение Нс — 350 — 400 Па или 35-40 кгс/м2 (35- 40 мм в. ст.).
В котлах большой мощности увеличивается количество трубных поверхностей в газовом потоке, появляется подогрев воздуха за счет тепла газов, газоходы значительно удлиняются и имеют как подъемные, так и опускные участки, где необходимо преодолевать собственную самотягу газов, направленную вверх. Дополнительно необходимо иметь запас напора для регулирования расходов. В этом случае сопротивление газовоздушнопг тракта становится очень большим и не может быть преодолено за счет тяги дымовой трубы, поэтому организуется принудительное движение воздуха и газов.
39 |
Совместная работа воздушного и газового трактов котла может быть организована двумя способами. По первому способу (рис. 1.8,5) газовоздушный тракт котла включает в себя дутьевые вентиляторы для подачи атмосферного воздуха под давлением 2,5 — 5 кПа (250 — 500 мм в. ст) через воздухоподогреватели к горелкам и части горячего воздуха в углеразмоль - ные мельницы. Сопротивление газового тракта котла, а также аппаратов золоулавливания и газоходов до дымовой трубы преодолевается дымососами, имеющими напор 2,0-3,5 кПа. В этом случае весь воздушный тракт на участке «вентилятор-топка» находится под давлением выше атмосферного (рис. 1.9, а). Продукты сгорания удаляют из котла дымососами, в связи с чем топка и все газоходы находятся под разрежением. Такую схему тяги и дутья называют уравновешенной. Контрольной точкой, обеспечивающей согласование работы дутьевых вентиляторов и дымососов, является давление газов на выходе из топочной камеры. Здесь устанавливается и автоматически поддерживается небольшое разрежение (давление ниже атмосферно-
Го), составляющее 30-50 Па (3-5 мм вод. ст.). Дутьевой вентилятор подает столько воздуха, сколько нужно для полного сжигания топлива, а регулирующие устройства дымососов изменяют производительность так, чтобы в верху топки постоянно сохранять указанное небольшое разрежение. Ввиду работы всего газового тракта при давлении ниже атмосферного через неплотности его ограждений происходят присосы окружающего воздуха, что заметно увеличивает объем перекачиваемых дымососами газов. В среднем доля присосов воздуха AV„pc составляет около 20-30% объема газов Vr, образующихся в топке при горении топлива.
Транспорт воздуха до топки и продуктов сгорания до выхода в атмосферу можно также обеспечить специальными высоконапорными дутьевыми вентиляторами без применения дымососов (рис. 1.8,в). В этом случае топка и газоходы будут находиться под некоторым избыточным давлением — наддувом. Для наглядности на рис. 1.9 показано сопоставление распределения давления в газовоздушном тракте котельной установки, работающей с уравновешенной тягой {а) и под наддувом (б). Как видно, весь газовый тракт котла при наддуве находится под избыточным давлением в сравнении с атмосферным. В этом случае, чтобы исключить проникновение в котельное отделение токсичных газов, необходимо обеспечить полную газоплотность всех стен газоходов котла, что достигается переходом на новую технологию производства настенных экранов и заметно удорожает котел.
Вместе с тем переход на газоплотность тракта исключает присосы воздуха и уменьшает объем удаляемых из котла газов. Напор, который создает высоконапорный дутьевой вентилятор, меньше, чем сумма напоров дутьевого вентилятора и дымососа в уравновешенной схеме. Это приводит к экономии энергии на привод тягодутьевых машин. К тому же высоконапорный дутьевой вентилятор перекачивает объем холодного воздуха, а дымососы — достаточно «горячих» газов с увеличенным удельным объемом, что дополнительно снижает затраты энергии на перекачку.
В длительной эксплуатации газоплотного котла в разных его местах за счет термических напряжений со временем происходит разгерметизация тракта, исключение которой требует больших постоянных затрат. Поэтому в эксплуатации используют газоплотные по конструкции поверхности котла
Рис. 1.8. Схемы газовоздушных трактов котлов: а — с естественной тягой; б — с Уравновешенной тягой; в — под наддувом; 1 — воздухозаборник; 2 — короб горячего воздуха; 3 — присосы холодного воздуха; 4 — контроль разрежения на выходе из топки; 5 — топливозабрасыватель; Б — барабан-сепаратор; ПП — пароперегреватель; ЭК — экономайзер; ВП — воздухоподогреватель; ДВ — дутьевой вентилятор; ДС — дымосос; ДТ — дымовая труба; ПС — система иылепригшовления; Г — горелка; Т — юпочная камера (топка).
Рис. 1.9. Распределение давления в газовоздушном тракте котельной установки при наддуве (а) и уравновешенной тяге (б): ДВ — дутьевой вентилятор; ВП-В — воздухоподогреватель (воздушная сторона); Г — горелка; ПК — паровой котел; ВП-Г — воздухоподогреватель (газовая сторона); ДС — дымосос; ДТ — дымовая труба. |
В сочетании с работой по уравновешенной тяге, что также заметно снижает затраты энергии на тягодутьевые машины за счет исключения присосов. В то же время исключается проникновение вредных для здоровья людей газов в помещения электростанции. По выходе из поверхностей котла газовый поток (при сжигании твердого топлива) поступает на золоулавлива - ющие устройства, где происходит удаление из потока газов 96-99% мелких твердых частиц золы. Для этих целей используют центробежные скрубберы и батарейные циклоны (удаление частиц на 80-90%), электрофильтры (с эффективностью 98-99,5%).