Развал и схождение передних колес
Существенный фактор, влияющий на сохранность шин, — правильная установка передних (управляемых) колес, предусмотренная инструкцией завода-изготовителя автомобиля.
Угол развала а (рис. 10) необходим для достижения перпеНДИКуЛЯрНОГО раСПОЛОЖеНИЯ КОЛеС 110 OT1IOUJQ-
НИЮ К поверхности дороги при деформации деталей переднего моста под действием приходящейся на него нагрузки. Этот угол уменьшает также плечо с, а следовательно, момент, необходимый для поворота колес. Под действием сил сопротивления качению правое и левое колеса стремятся разойтись в стороны и катиться по расходящимся дугам. При этом имело бы место боковое проскальзывание шин, так как передние управляемые колеса связаны поперечной рулевой тягой.
Схождение колес определяется разностью расстояний А и Б между колесами, которые замеряют сзади и спереди по краям ободьев на высоте оси колес (см. рис. 10).
Установка передних колес с одновременным развалом и схождением обеспечивает их прямолинейное качение по дороге без бокового скольжения. Данные по установке передних колес легковых автомобилей приведены в табл. 3.
В процессе эксплуатации автомобиля развал и схождение колес изменяются из-за износа шарнирных соединений поворотных цапф и рулевой трапеции, износа ступиц колес, деформации балки переднего моста и поворотных рычагов, поэтому предусмотрены соответствующие
Рис. 10. Установка передних колес: |
А— развал; б — схождение; / — шкворень; а — угол развала |
Таблица 3
Марка автомобиля |
Угол развала передних колес |
Схождение передних колес, мм |
ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966В,-966 «За- |
0°40'±20' |
1—3 |
Порожец» ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А «Запоро |
0°30' ±20' |
1-3 |
Жец» «Москвич-407» «Москвич-403,-408,-412» ВАЗ-2101,-2102,-21011 «Жигули» ГАЗ-21 «Волга» ГАЗ-24 «Волга» |
От 0°20' до 1°20' От 0°10' до 1° 10' От 0°25' до 0°45' От—0°30' до 0°30' 0°±30' |
1—3 1— 3 2— 7 1,5—3 1,5-3 |
Регулировки. Для регулировки угла развала используются детали передней подвески (эксцентриковые пальцы, прокладки). Схождение колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Если в расчлененной рулевой трапеции имеются две боковые поперечные тяги одинаковой длины, то в целях сохранения правильного соотношения углов поворота передних колес их схождение должно регулироваться изменением длины обеих боковых тяг.
Необходимо периодически проверять развал и схождение колес и выполнять их регулировку, пользуясь услугами станций технического обслуживания автомобилей, оборудованных специальными стендами для проверки и регулировки углов установки передних колес.