ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЭУ
Вопросам экономики в зарубежной литературе по ветроиспользованию уделяется исключительное внимание. Одним из них является перспективность применения ВЭУ в новых условиях при развитии атомной энергетики. Считают, что через 100 лет атомные электростанции смогут удовлетворить не более 60% мировой потребности в электроэнергии. В местной энергетике останется необходимость использования местных источников энергии, особенно в районах с малой плотностью нагрузки. Следующим вопросом является эффективность применения ВЭС при работе совместно с тепловыми электростанциями с целью экономии топлива последними и с гидростанциями при наличии доста - _
Точного регулирования стока. Эффективность такой работы зависит от себестоимости энергии, которая может быть получена от ВЭС. Возможные стоимости энергии от мощных ветроагрегатов при разных ветровых условиях, а также стоимость их сооружения приведены в табл. 6-2, составленной Е. Гольдингом [JI. 22]. Данные этой таблицы относятся к ветроагрегату D = 64 м, параметры которого "при vr =10—11 м/сек английские ветроэнергетики считают оптимальными.
Стоимость сооружения агрегата D= 64 м подсчитана для серийной постройки с учетом опыта сооружения американского ветроагрегата D = 53 м и эксплуатации датских агрегатов. При подсчете себестоимости энергии все годовые расходы приняты в размере 8,5% от стоимости сооружения. Они включают отчисления на амортизацию установки в течение 40 лет с учетом производства за этот срок пяти капитальных ремонтов агрегата с пятикратной заменой ветроколеса, расходы на текущий ремонт и содержание установки, в том числе зара - ■ботную плату одного дежурного в смену на пять агрегатов и 3,5% отчислений на затраченный капитал.
Стоимость 1 кет установленной мощности ВЭС при оптимальных расчетных скоростях ветра от 11,2 до 15,6 м/сек и оптимальной установленной мощности 3,22 —1,16 Мет в зависимости от средней многолетней скорости ветра составляет от 40 до 90 фунтов стерлингов (или от 62 до 150 долларов по курсу 1955 г.). Себестоимость энергии при среднегодовой скорости ветра от 4,5 до 11,2 м/сек изменяется от 1,53 до 0,24 пенса/квт ■ ч (1—0,16 цента/кет • ч).
Работа ВЭС в мощной энергосистеме для экономии топлива на тепловых установках будет эффективной, если себестоимость энергии ВЭС окажется меньше топливной слагающей стоимости энергии ТЭС.
Средняя величина топливной слагающей стоимости энергии от тепловых станций Управления по электроснабжению Великобритании составляла в 1954 г. 0,48 пенса. По кривой себестоимости энергии при оптимальных параметрах агрегата в зависимости от t>r, составленной Гольдингом и изображенной на рис. 6-14, или из табл. 6-2 видно, что при указанной величине топливной слагающей использование ветроагрегатов D = 64 м в энергосистеме экономически целесообразно,
Та б лада 6-2
Стоимость сооружения и себестоимость энергии ВЭС с агрегатами £> = 64 м (%бщ =0,4; годовые расходы 8,5%) по данным Е. Гольдинга (в ценах 1954—1955 гг.)
|
Начиная с vr = 7 м/сек и выше. Из той же таблицы видно, что выработка энергии при уменьшении vr с 11,2 до 4,5 м/сек и оптимальных параметрах агрегата уменьшается в 2 раза меньше, чем кубы соответствующих сг , что зависит от увеличения влияния на величину выработки пульсаций скорости ветра при небольших vr.
По подсчетам английских ветроэнергетиков, как это иллюстрирует рис. 6-15, взятый из той же книги Гольдинга, стоимость энергии ветроагрегатов уменьшается при увеличении диаметра ветроколеса до 60—70 м. По датским данным (проф. Ю. Юль), стоимость ветроагрегатов с одним или двумя ветроколесами диаметром 24 м, мощностью 200 и 400 кет должна составлять 140— 112 долларов/кет, а себестоимость энергии при 3 500— 4 900 ч использования и годовых расходах в 10% от ка - питальиых затрат составит 0,39—0,22 цента/квт-ч, т. е. будет не выше этих стоимостей для агрегатов D — 64 м.
При наличии в энергосистеме, включающей ВЗС, регулируемых ГЭС, водохранилища которых могут быть использованы для накопления воды в период работы ВЭС, последние могут частично заменить по мощности ТЭС, дублирующие ГЭС, давая обеспеченную мощность,
ZJ) 5 Г]--------------------------------- Г 2 Ч 6 8 Ю 12 м/сек Рис. 6-14. Стоимость 1 квт-ч для ветроагрегатов средней н большой мощности в зависимости от vr (Великобритания). |
Равную 20—30% от установленной. Если гидрологический режим рек противоположен ветровому режиму района, обеспеченная мощность ВЭС может доходить до 50% установленной, причем для создания необходимого запаса воды может быть достаточно недельное регулирование. В этом случае эффективность ВЭС повышается, и себестоимость их энергии должна сравниваться уже не с топливной слагающей стоимости энергии ТЭС системы, а с ее полной стоимостью. А. Кроме (Kroms) [JI. 32] приводит величины допустимых для этого случая капиталовложений в сооружение ВЭС, работающих в системе, в условиях США в зависимости от величины обеспеченной мощности РТВ ВЭС, на которую
Снижается дублирующая мощность ТЭС по отношению
Ко всей установленной мощности Рн ВЭС Ч = -5— при
Г в
Раздай стоимости топлива (см. табл. 6-3).
Из таблицы видно, что, по американским подсчетам, уменьшение дублирующей мощности ТЭС вдвое (у=0,5) позволяет повысить стоимость сооружения ВЭС в IV2—2 раза по сравнению со случаем работы
Пенс/нбтх О, в Рис. 6-15. Стоимость 1 квт-ч для ветроагрегатов большой мощности в зависимости от диаметра ветроколеса. |
0,6 |
0,4 |
О, г |
О |
ВЭС только для получения экономии топлива иа ТЭС
(Y-0).
Подобные же технико-экономические исследования были проведены во Франции для Малой Кабилии (Алжир), где имеется возможность сооружения большого числа регулируемых ГЭС, использование которых вследствие мальж величин стока местных рек более целесообразно на покрытие пиков графиков нагрузки совместно с другими электростанциями. Большие скорости ветра постоянного направления дают здесь возможность эффективного использования ВЭС. Сезонные изменения стока рек и скоростей ветра в М. Кабилии-, противопо-
Допустимая стоимость установленного киловатта мощности ВЭС
Стоимость 1 т топлива (угля), доллары |
Г=0 |
7=0,5 |
Допустимая стоимость 1 кет мощности ВЭС, доллары
7=0,25
160 180 240 |
80 100 160 |
120 140 200 |
8 12 16 |
Ложны, так как ветры, вызываемые здесь разностью нагрева воздуха над морем и сушей, бывают сильнее в сухое 'время года. Это дает возможность при проектировании ВЭС для совместной работы с ГЭС не только не увеличивать емкости водохранилищ, но даже уменьшать их. При соотношении выработки энергии ВЭС и Г. ЭС порядка 1 :3 емкость водохранилищ при наличии ВЭС может быть уменьшена на 17%. Число часов использования ВЭС получается равным 1 100, и допустимая стоимость их сооружения — 60000—70000 фран - ков/квт, что значительно больше, чем можно допустить при их работе с целью экономии топлива совместно с базисными ТЭС.
Технико-экономические показатели ветроагрегатов средней мощности (10—100 кет) видны из табл. 6-4, составленной Е. Гольдингом для ветроагрегата типа £>='15,3 м, работающего в Коста-Хэд. Стоимость 1 кет установленной мощности составляет в зависимости от расчетной скорости ветра 75—190 фунтов стерлингов (123—315 долларов) —почти в 2 раза больше, чем ветроагрегата D = 64 м. Особенностью ветроагрегатов средней мощности, по данным Гольдинга, является то, что их стоимость при одном диаметре ветроколеса мало изменяется в зависимости от установленной мощности (или vp). Так, общая стоимость ветроагрегата D=il5,3 м при увеличении vp с 9 до 15,6 м/сек увеличивается всего на величину порядка 10%, тогда как стоимость агрегата большего диаметра D = 64 м по табл. 6-2 при таком же увеличении Ур увеличивается на 3Q=»-35%'. Это показывает, что при больших диамет-
Стоимость сооружения и себестоимость энергии ВЭС с агрегатами D = 15,3 м (%бщ = 0,37, годовые расходы 12%) по данным Е. Гольдннга (в ценах 1954—1955 гг.)
|
Pax ветроколеса вес двигателя возрастает с увеличением установленной мощности относительно быстрее.
Себестоимость энергии ветроагрегата D = 15,3 м при "оптимальных параметрах для разных иг от 4,5 до 11,2 м/сек показана на рис. 6-16 и изменяется от 4,6 до 0,64 пенса/квт • ч (3,2—0,45 цента/квт ч).
Е. Гольдинг сравнивает себестоимость энергии этцх ВЭС с топливной слагающей стоимости энергии коммунальных дизельных установок той же мощности, для параллельной работы с которыми они предназначаются. Топливная слагающая дизельных установок при наиболее-благоприятных условиях составляет в Великобрит тании около 1 пенса/квт-ч при расходе топлива порядка 0,28 л/квт ■ ч и стоимости его 3,3 пенса/л, а при тяжелых условиях транспорта топлива и повышенном удельном расходе топлива доходит до 4 пенсов/квт ч. Сред-
ниє скорости ветра, при которых экономически оправдывается применение ВЭУ средней мощности для экономии топлива в условиях Великобритании, показаны на рис. 6-16. При дешевом топливе и малой топливной слагающей дизельных установок ВЭС оправдывают себя, начиная с — 9 м/сек, а при дорогом* топливе могут использоваться, начиная с иг=5 м/сек.
Пен с/к вт у_____________________________ S |
'г |
Г Ч 6 8 ТО /2 м/Сеп |
Рнс. 6-16. Стоимость 1 квт-ч для ветроагрегатов при различной стоимости установленного киловатта в зависимости от vT. 1— максимальное значение топливной составляющей; 2— минимальное значение топливной составляющей. |
Ч |
3 |
І |
О |
Стоимость малых ВЭУ постоянного тока мощностью 1—2 кет, работающих с электрическими аккумуляторами, определяется порядком 200 фунтов стерлингов/кет (330 долларов/кет). Вследствие быстрого износа аккумуляторов годовые расходы этих ВЭУ составляют не менее 15% от их стоимости. При худших ветровых условиях, в которых они обычно работают, находясь вблизи жилищ, и ограниченной нагрузке их число часов использования не превышает 500—1 200, а стоимость энергии при ог =5—6 м/сек составляет 8—9 пенсов/квт• ч (5,5— 6,5 центов/кет ■ ч). Высокая стоимость этих ВЭУ и их энергии обычно все же бывает приемлема для индивидуальных владельцев, живущих вдали от коммунальных электрических сетей.
[1] Первое уравнение дает кривые СЕ и CF, симметричные относительно биссектрисы координатного угла, второе — кривую CD, третье — NM.
[2] Основные методические положения технико-экономических расчетов в энергетике, ГНТК, Металлуршздат, Москва, 1969.
[3] Проект.
[5] Асинхронный генератор.
[6] ВЭС Грандпас-Ноб с ветроагрегатом Смит-Пут - нэм мощностью 1 Мет (США). ВЭС была сооружена на вершине Грандпас-Ноб в Зеленых горах (штат Вермонт) по проекту инж. П. Путнэм (Р. С. Putnam) фирмой Смит и работала в 1941—1945 гг. параллельно с системой на сеть 44 кв. Общий вид ветроагрегата представлен на ірис. 6-9, основные технические данные приведены в табл. 6-1, п. 2 [Л. 25]. Двухлопастное цельнометаллическое ветроколесо диаметром 53 м соединялось через двухступенчатый редуктор и гидромуфту с синхронным генератором мощностью 1 ООО кет, 60 гц, 600 об/мин, напряжением 2,3 кв, установленным на раме головки ветродвигателя. Поворот головки по ветру производился гидравлическим механизмом, управляемым флюгером. Ветроколесо работало за башней. Выбор профиля и числа лопастей ветроколеса был сделан на основании исследований, установивших, что годовая выработка агрегата при двух лопастях будет всего на 2%