КОНСТРУКЦИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЭНЕРГОСИСТЕМАХ
Работы по созданию конструкций мощных ветроагрегатов проводились в США, «ФРГ, Дании, Великобритании и Франции. В табл. 6-1 приведены Перечень и основные технические данные построенных за рубежом ветроагрегатов для работы в энергосистемах, а также некоторых; неосуществленных проектов. Наибольшие трудности, полностью неразрешенные до сих пор, заключались в обеспечении прочности ветроколеса большого диаметра и особенно его махов, а также при создании передачи от ветроколеса к генератору.
Вопрос оптимальной установленной мощности ветроагрегатов, предназначенных для работы в энергосистеме, связанный с указанными трудностями, также не получил пока общепризнанного решения. Исследования в США привели к оптимальной установленной мощности ветроагрегатов 1,5—2 Мет, полученной из условия веса агрегата на 1 кет установленной мощности при средней многолетней скорости ветра порядка 7 м/сек и расчетной скорости ветра 13,5 м/сек. По английским данным (Е. Гольдинга), оптимальная мощность ветроагрегата больше и составляет 3—4 Мет при диаметре ветроколеса 60—70 ми v =15—16 м/сек, что отчасти объясняется исключительно большими средними скоростями ветра 9—11 м/сек на морских побережьях Великобритании. Исследования проф. Ю. Юля (Дания) привели, наоборот, к значительно меньшей оптимальной мощности ветроагрегатов, предел которой ставится параметрами редук - торной передачи от ветроколеса к генератору, а также оптимальной окружной скоростью вращения ветроколеса. Последняя в ветровых условиях Дании (fcp=6— 7 м/сек) составляет порядка 40 м/сек. Из этих условий оптимальный диаметр ветроколеса принимается 24 м, а соответствующая установленная мощность 200— 250 кет. Путем применения сдвоенных агрегатов с двумя ветроколесами оптимальная мощность агрегата мо-- жет быть увеличена до 400—500 кет.
Хотя расчетные скорости ветра при работе ветроагрегатов в энергосистеме могут быть больше, чем для изолированных ветроустановок, так как мощные ветроагрегаты, как правило, можно устанавливать в лучших ветровых точках, однако считается, что расчетные скорости ограничиваются также увеличивающим, ися трудностями выравнивания отдачи системы при увеличении установленной мощности ВЭС. Поэтому расчетные скорости ветра ветроагрегатов принимают не выше 13,5— 15 м/сек, т. е. 1,3—1,5 vr.
Число лопастей ветроколеса принимается равным двум или трем. В выборе того или другого'из этих ^и - сел мнения расходятся. Двухлопастное ветроколесо привлекает меньшей стоимостью, тогда как трехлопастное ; дает более спокойную работу агрегата и несколько у больший к. п. д. В большинстве американских и англий - Ц ских конструкций ветроколесо располагается для рабо - ; ты за башней, что позволяет сократить его вылет от оси? башни. Для уменьшения механических напряжений в махах принимается шарнирное крепление махов лопа - 1 стей к втулке ветроколеса, допускающее отклонение ло - а пастей при порывах ветра. Большинство агрегатов имеет поворотные лопасти. Регулирование двигателя в боль - і. шинетве конструкций осуществляется центробежным ре - < гулятором, действующим на изменение угла лопастей с помощью сервопривода. Такие ветроколеса были! у американского ветроагрегата D = 53 м и имеются ' у английских агрегатов D = 15 и D=24,4 м мощностью по 100 кет. Эти ветродвигатели имеют быстроходные - J ветроколеса при ZH =6—9 и соответственно большие 1 окружные скорости вращения.
Датские исследования, проведенные в 1948—1955 гг. j для ветроколес диаметром до 24 м, привели к другой І конструкции ветроколеса, а именно с жесткозакреплан - ными лопастями. Выводы проф. Ю. Юля, к которым он : пришел в процессе конструкторской и экспериментальной работы, сводятся к следующему [JI. 23]. !
На эффективность ветроколеса влияет, кроме про - / филя, также форма кромок и конца лопасти. Трехло - < пастное ветроколесо имеет значительное преимущество ; перед двухлопастным, давая при ZH = 3—4 на 25—30% і большую выработку энергии. Увеличение окружной ско - ; рости вращения лопастей выше 38—40 місек и ZH >5,5 5 показало в ветровых условиях Дании сильное снижение : і и годовой выработки ветроколеса. Для уменьшения напряжений в махах целесообразно применение растя - 1 жек и подкосов обтекаемого профиля, которые не сни- жают эффективности ветроколеса. Так как для прочно - Jj сти ветроколеса основное значение имеют механические і напряжения при знакопеременной нагрузке, то в приня - j тых конструкциях напряжения от сил веса лопастей не 2 должны превышать 200—300 кГ/см2, а суммарные рас - 5 четные напряжения (для торговой стали) —700— 1 000 кГ/см2. Ветроколесо следует располагать впереди башни. Заднее расположение ветроколеса значительно л увеличивает переменные нагрузки на него, получающие - ся не только вследствие изменения скорости ветра при проходе лопастей в тени башни, но и вследствие завихрений воздушного потока башней и его ударов о лопасти. Целесообразно применение ветроколеса с жестко - закрепленными лопастями, у которого может быть ис - " пользован эффект сбрасывания мощности при сильных ветрах и саморегулирования, имеющий место при наличии лопастей определенного профиля, что позволяет ветродвигателю иметь высокое I и работать без регулятора.
В конструкциях всех ветроагрегатов при передаче мощности от ветроколеса через редуктор генератор располагается на головке агрегата, что дает некоторое облегчение и удешевление передачи ;по сравнению с расположением генератора внизу башни.
Стремление облегчить передачу между ветроколесом и генератором привело к разработке ряда конструкций без редуктора с другой системой передачи. К последним относятся гидравлическая и пневматическая системы передачи, а также конструкция ветроколеса, совмещенного со сверхтихоходным генератором.
Гидравлическая система передачи, которая находит применение в ряде других отраслей машиностроения, предлагалась для ветроагрегатов в ФРГ. Она имеет гидравлический трансформатор, состоящий из двух одинаковых поршневых гидромашин, соединенных маслопроводами, одна из которых работает насосом, а другая — двигателем. При этой системе передачи ветроколесо, соединенное легким редуктором с масляным насосом, может работать при переменной скорости, а масляный двигатель вращать генератор с постоянной скоростью вращения. Регулирование скорости вращения масляного двигателя, приводящего генератор, может производиться как со стороны насоса, так и со стороны самого масляного двигателя. По данным проектировщиков ветроагрегата, к. п. д. такой передачи равен 0,9. Способность ветроагрегата работать с этой передачей при переменной скорости вращения не имеет самостоятельного значения, так как годовая выработка ветроагрегата может увеличиться лишь при малых среднегодовых скоростях ветра порядка 4—5 м/сек. Подобная передача может быть перспективной лишь в случае, если она окажется конструктивной и надежной при достаточно высоком
к. п. д. Ветроагрегат с такой передачей пока еще не создан.
Рис. 6-6. Схема ветроагрегата с пневматической передачей мощности системы Андро. |
/ — полая лопасть; 2—отверстие для выбрасывания воздуха; 3— головка агрегата; 4—трубчатая башня; 5—окна для засасывания * воздуха; 5—воздушная Турбина; 7—генератор. |
Второй системой передачи, могущей заменить редуктор, является пневматическая, при которой мощность от ветроколеса передается к воздушной турбине, вращающей генератор (рис. 6-6). Полые лопасти 1, головка 3 и башня' 4 агрегата представляют в этой конструкции сплошной воздухопровод, а ветроіколесо является одновременно центробежным ВОЗ - Душным насосом, выбрасывающим воздух, находящийся внутри лопастей, центробежной силой через отверстия 2 и засасывающим атмосферный воздух через окна 5 в трубчатую башню 4 агрегата, внутри которой образовавшийся воздушный лоток вращает воздушную турбину 6. Тип ветроагрегата с такой передачей предложен французским инженером Андро. По этой системе в Англии построен опытный ветроагрегат D=24 м мощностью 100 кет. Испытания агрегата этого типа - не закончены. Г. X. Сабинин, который на основании опубликованный конструктивных данных агрегата произвел анализ возможной величины к. п. д. этой системы ветроагрегата, •считает, что наибольший общий ік. п. д. передачи может быть порядка 0,5. Недостатком агрегата является также значительно ббльший івес, чем агрегата с редуктором. Кроме того, наличие трубчатой
опоры большого диаметра увеличивает пульсации воздушного потока на ветроколесе и ухудшает условия на - груэки и прочности последнего.
Другой конструктивный вариант ветроагрегата с пневматической передачей предложен в виде одноло - пастного сверхбыстроходного агрегата Хюттера (Hutter, ФРГ, 1946), работающего по тому же принципу, что и описанный выше агрегат, но воздуховодом служат в нем лишь лоїпасть и втулка ветроколеса: Воздушная турбина с генератором входит в - конструкцию ветроколеса, являясь одновременно противовесом лопасти.
Вопрос о совмещении ветроколеса и генератора в одной конструкции для того, чтобы избежать механической передачи между «ими, разрабатывался в ФРГ Гонефом (iHoneff), который в течение многих лет вел - проектирование мощные ветроагрегатов этой системы и строительство их моделей и образцов [Д. 28].
Рис. 6-7. Рабочая модель двухколесного ветроагрегата Гонефа. |
Принципами конструкции ветроагрегатов Гонефа (рис. 6-7) являются: применение двух расположенных друг за другом соосньїх ветроколес, вращающихся в противоположном направлении (на рис. 6-7 задние колеса совмещены с передними и не видны); совмещение в одной конструкции ветроколес и сверхтихоходного генератора; регулирование ветроколеса путем его наклона и применение высоких башен для использования высотных скоростей ветра. Последнее представляется малоперспективным ввиду того, что усложняет конструкцию ветроагрегата и ведет к уменьшению надежности эксплуатации. Практический интерес представляет решение вопроса совмещения ветроколес большого диаметра в одной конструкции с генератором. Опытные образцы подобного агрегата с ветроколесами диаметром 9 м и
синхронным генератором 20 кет, а также генератором постоянного, тока мощностью 60 кет были построены и удовлетворительно работали в течение а лет. В 1944 г. был изготовлен ветроагрегат системы Гонефа мощностью 1 ООО кет, который не был испытав, так как был уничтожен при монтаже во время войны. Щиаметр расточки статора синхронного генератора составлял 10 и при воздушном зазоре в 10 мм.
Своеобразно пытаются решить вопрос создания мощных ветроагрегатов для использования в районах с постоянным направлением ветров итальянские аэродинамики и ветроэнергетики (проф. Веццани, Медичи и др.) [JI. 27]. Считая, что проблема создания более простых конструкций мощных ветроагрегатов заключается в получении возможности увеличения интенсивности естественного воздушного потока, а также повышения скорости вращения ветроколеса, в Италии пытаются разрешить эти задачи созданием типа ветроагрегата с закрытым расположением ветроколеса и использованием эффекта усиления скорости ветра в трубе. Этот эффект можно получить с помощью аэродинамической системы, состоящей из концентрических труб Вентури, расположенных непосредственно по направлению ветра. Внешняя труба усиливает скорость воздушного потока во внутренней. Ветроколесо в этой системе помещается в узкой части внутренней трубы, где получается наибольшее усиление скорости воздушного потока, а диаметр ветроколеса может быть наименьшим. Эффективность ветроагрегата подобной системы изучается теоретически и экспериментально в аэродинамических трубах. Разница давления естественного воздушного потока и потока внутри узкой части трубы, обусловливающая увеличение скорости потока в последней, выражается уравнением:
2
Где v — скорость ветра;
Р — плотность воздуха;
PV2
Я——2- аэродинамическое давление;
— коэффициент увеличения давления, зависящий от формы трубы, а в случае многократного усиления не
сколькими трубами, расположенными соосно, — также от их числа.
Коэффициент k зависит также от числа Рейнольдса и увеличивается с увеличением последнего.
Модель воздухопровода из двух трубок Вентури, с которой проводился эксперимент; показана на рис. 6-8. Увеличение скорости ветра было получено в 3,05 раза, т. е. для куба скорости ветра в 28,5 раза при отношении площади входного сечения трубьи к площади, ометаемой ветроколесом, равном 21,5. Общее увеличение мощности ветродвигателя по сравнению с открытой установкой ветроколеса (без учета изменения его к. п. д. при установке в трубе) с диаметром; разным диаметру входа
28,5 , 00
В трубу, получено в 2ї~5 =1,33 раза при уменьшении
Диаметра ветроколеса в 4,6 раза (1/21,5). Такие возможности значительно облегчают конструкцию ветроколеса для ветроагрегатов большой мощности.
Окружная скорость ветроколеса, работающего в трубе, ограничивается только упругостью воздуха и может быть поэтому доведена - до предельной величины, равной скорости звука. Изучаются также модели специальных отсасывающих устройств (диффузоров), которые могут быть применены в ветроагрегатах данного типа так же, как они применяются в гидротурбинах. Авторы конструкции считают, что такие агрегаты возможно строить на очень большие мощности, соизмеримые с мощностями агрегатов крупных Рис. .6-8. Лабораторная мо - ґ rj дель воздуховода ветроагре-
Тепловых и гидростанции. гата с закрытьш раС1ГОложе-
Практическая возможность ис - нием ветроколеса. (План.)
пользования данной схемы должна быть доказана постройкой опытного ветроагрегата.
Что касается типа генератора, то считается, что для мощных агрегатов могут применяться как синхронные, так и асинхронные генераторы. Однако для агрегатов, работающих в мощных энергосистемах, предпочитаются асинхронные генераторы вследствие их большей надежности и простоты автоматизации, а также меньших колебаний отдачи благодаря наличию скольжения ротора при быстрых колебаниях скорости ветра. Для ограничения нагрузки асинхронных генераторов допускается применение активных сопротивлений в цепи ротора. Вопрос о компенсации реактивной энергии, затрачиваемой из сети на возбуждение асинхронных генераторов, не поднимается. Для изолированных установок предпочтение отдается синхронным генераторам.
Применение генераторов постоянного юка для ветроагрегатов средней и большой мощности с преобразованием постоянного тока в переменный считается нецелесообразным из-за низкого к. п. д. этой схемы и усложнения и удорожания оборудования.