АЭРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И :ИХ МЕТОДЫ
Проекты использования мощных ВЭС требовали выбора точек с наилучшими ветровыми условиями, исследований ветрового режима в перспективный районах и изучения зависимости скоростей ветра от рельефа местности. Поскольку наиболее целесообразной с экономической стороны могла явиться совместная работа ВЭС с гидростанциями, имеющими многолетнее или сезонное регулирование стока, в ряде стран проводились исследования по сопоставлению режимов скоростей ветра с гидрологическими режимами рек.
В Великобритании Ассоциация по электротехническим исследованиям (ERA) и Управление по электроснабжению (ВЕА) проводили в течение ряда лет аэро
логические наблюдения в 82 пунктах страны на северных и западных морских побережьях [JI. 22]. Одной из основных задач наблюдений бььли определение возможны* показателей работы ВЭС и установление методов определения величины выработки ветроагрегата по средней скорости ветра в месте установки. Наблюдения показали, что вдоль берегов А-нглии и Ирландии есть местности, где на вершинах холмов средние многолетние скорости ветра достигают 9—10 м/сек и где ВЭУ при расчетной скорости ветра 13,4 м/сек смогут работать при 3 ООО—4 750 ч использования установленной мощности. Путем сравнения величин выработки, подсчитанных по среднечасовым скоростям ветра и по кубу среднемееяч ных и среднегодовых скоростей ветра, определены поправочные коэффициенты, на которые нужно умножать величины выработки, определенные последним способом. Величины поправок увеличиваются с уменьшением средней скорости ветра, так как при этом куб ее уменьшается в большей степени, чем сумма кубов скоростей ветра малых промежутков времени, составляющих тот же период. Для годовых периодов, обычно мало отличающихся в одном районе по распределению скоростей ветра, величины поправок зависят только от среднегодовой скорости ветра и параметров ветроагрегата, т. е. от его расчетной и начальной скорости ветра. При более коротких (месячных) периодах, при которых может значительно меняться распределение скоростей ветра, величина поправки может меняться даже при одинаковых средних скоростях ветра 'и параметрах агрегата.
Е. Гольдинг (Е. Golding) приводит два рода коэффициентов поправки, которые он называет «коэффициентами формы графика» скорости ветра, подсчитанные для Британской метеорологической сети [Л. 22]. Коэффициент Ке относится к теоретическому случаю полного использования ветроагрегатом всех скоростей ветра и выражается отношением
Т
О |
Е |
Где v — скорость ветра;
Т—длительность всего времени.
Второй коэффициент keu относится к действительному случаю использования ветроагрегатом диапазона рабочих скоростей, начиная с минимальной рабочей скорости ветра до расчетной и использования скоростей ветра выше расчетной лишь в пределах расчетной мощности агрегата. Коэффициент выражается отношением:
Т,
Г,) + J vз dt
— . (6-2)-
Где ур —расчетная скорость ветра ветроагрегата;
Г, — число часов скоростей ветра выше максимальной рабочей;
Тл — число часов скоростей ветра выше расчетной; Т3 — число часов скоростей ветра выше минимальной.
Рассматриваемого периода |
(Л |
На рис. 6-1 показаны кривые изменения коэффициентов поправки keu для годовых периодов при разных
Расчетных и начальных скоростях ветра ветроагрегатов. При небольших расчетных скоростях ветра (кривая 1) или очень больших среднегодовых скоростях коэффициент поправки становится меньше единицы.
2А |
I, s |
1,2 |
Применение коэффициентов поправки Гольдинга может 'быть распространено на другие районы при аналогичных законах повторяемости скоростей ветра.
В США в связи с сооружением ВЭУ D-53 мощностью 1 ООО кет ветровые изыскания проводились в 20 пунктах района сооружения ВЭС. Исследования скоростей ветра над холмами, производившиеся в Великобритании и США, показали увеличение скоростей ветра над вершинами холмов обтекаемого профиля по сравненйю со скоростями на той же абсолютной высоте над равниной. Увеличение скорости ветра происходит благодаря прижиманию нижних слоев воздуха к поверхности холма верхними слоями и зависит от степени крутизны склонов. Наибольшее увеличение скорости происходит^ у поверхности холма. Выше над холмом увеличение скорости замедляется, причем тем скорее, чем круче склоны холма и чем длиннее его фронт. Это явление соответствует закону аэродинамики о распределении скоростей воздушного потока при обтекании тела, имеющего фор-, му цилиндра или сферы. В результате наблюдений, произведенных на холме Коста-Хэд (Великобритания) высотой 150 ж,-увеличение средней скорости ветра на высоте 20 м над его вершиной по сравнению со скоростью на той же горизонтали над равниной оказалось равным порядка 20%. Увеличение скорости становится меньше при малы« скоростях ветра, особенно - в ночные часы. Нарастание скорости ветра над поверхностью холма наблюдалось только до высоты 15 м. Далее до высоты 36 м она оставалась постоянной. Кроме того, было установлено, что влияние профиля холма вызывает демпфирование пульсаций скорости ветра над холмом. Несколько иньне результаты были получены в США при наблюдениях на вершинах Зеленых гор, где при изменении высоты с 15 до 56 лі скорости ветра, большие 7 м/сек, увеличивались только на 10%.
В условиях горного рельефа Италии итальянские энергетики изучали ветры постоянных направлений в горных долинах, спускающихся к морю и озерам, а также холодные воздушные течения с берега, моря. Постоянство направления этих ветров позволяет в местных условиях проектировать более простые конструкции мощных ветродвигателей без устройства поворота на ветер.
Методика получения исходных данны* для изучения энергоресурсов в Италии имеет также свои особенности. По наблюдениям атмосферного давления и его разности
в соседних пунктах или ежедневным картам изобар, выпускаемым Министерством авиации, математическим путем составляются карты скоростей и направлений ветра для длительных периодов времени без проведения трудоемких ветровых наблюдений.
В ФРГ Кетцольд (Koetzold) сделал попытку стандартизации ветроэнергетических характеристик пунктов наблюдений, имея в виду распространение этого стандарта в международной практике. Предлагаемые харак
Рис. 6-2. Ветроэнергетические характеристики района (ФРГ). |
Нвт-н м? |
Точ |
О |
Теристики даются в виде кривых продолжительности (рис. 6-2). Они включают кривые: скоростей ветра v, удельной мощности Р0 воздушного потока (на 1 м2 площади, ометаемой ветроколесом), удеЛЬ'НОИ ЭНерГИИ для каждой скорости и суммарной удельной годовой энергии 2Э0. Кривая су о имеет максимум, соответствующий оптимальной установленной мощности ветродвигателя Я0.0ПТ. Автор предлагает формулы для подсчета ветроэнергетических характеристик в данном пункте наблюдений по среднегодовым скоростям ветра.
Предлагаемый метод составления ветроэнергетических характеристик при унификации таких характеристик дает весьма наглядную картину возможностей использования ветроустановок в данном районе.
Исследования структуры' ветра и действия порывов на ветроколёсо были проведены в Великобритании и
Дании. В Великобритании на площадке ВЗС Коста-Хэд (Шотландия) были зарегистрированы порывы ветра до 56 м/сек и ускорения до 132 м/сек2. Ускорения до 45 м/сек2 (изменение скорости на 4,5 м/сек за 0,1 сек) наблюдались весьма часто [Л. 26].
Для'характеристики различия структуры ветра при одинаковой средней скорости. ветра о„ . вычисленной
Ср
По показаниям в нескольких точках пространства, предлагаются четыре критерия порывистости:
1. Критерий среднего отклонения от средней скорости
Мер 100
О
Ср
2. Критерий „стандартного" (среднеквадратичного) отклонения
|Ло»|ср100
Уср
3. Критерий истинной величины выработки по сравнению с определенной ПО V3cp
Кр
4. Критерий средней разницы скоростей по соседним отсчетам
Мер 100
Значения v, заключенные в скобки, означают: среднее и среднеквадратичное значения всех отклонений от уср, среднее значение вычисленное для всех точек, и среднюю скорость ветра в соседних точках.
В частности, для четырех точек, расположенных в вертикальной плоскости на окружности диаметром 18 м при уср= 19,5 —22,5 м/сек, было получено:
1ДЫ
100 = 4,6 — 8°/0;
100 = 5— 10»/в;
%
ПК 100 = 0,9-L,460/0.
Ср
Исследования, проводившиеся под руководством проф. Ю. Юля (J. Juul) в Дании [Л. 23], привели к еще большей разнице в величинах скоростей ветра в соседних точках: при одновременном измерении скоростей ветра в двух - точках, расположенных на горизонтали, перпендикулярной направлению ветра, в 22 ж друг от друга, им получена разница в 30%. Благодаря этому ветроколесо и башня ветродвигателя, кроме ударных нагрузок, могут подвергаться вращающему моменту, вызывающему дополнительные механические напряжения величиной до 20'%' 'От суммарных напряжений даже в случае частичной компенсации этого момента моментом от гироскопических сил.
Приборы для измерения скорости ветра и методы измерения. Измерительная аппаратура, которая применяется за рубежом при ветровых исследованиях, во многом отличается от применяемой в СССР, так же как и методы производства измерений.
Ветровые исследования в Великобритании разделялись по методам измерений и роду приборов на три вида: 1) наблюдения на всей территории района с помощью интегральных анемометров, установленных на высоте 3,3—9 м и снабженных счетчиками или самопишущими устройствами; 2) наблюдения в отдельных точках с лучшими ветровыми условиями при двух-трех контактных анемометрах, установленных на разных уровнях до 21 м над землей и снабженных самописцами; 3) наблюдения несколькими различными приборами в местах, выбранных для сооружения опытных ВЭС, по программе, включающей исследование изменения скорости ветра с высотой и в зависимости от рельефа местности, а также исследования структуры, ветра.
При ветровых наблюдениях в США измерения производились с помощью трех-четырех анемометров в каждом пункте, установленных на разных уровнях на мачтах высотой до 56 м. При наблюдениях в тяжелых
Зимних условиях применялись специальные анемометры с обогревом чашек.
При ветроэнергетических изысканиях во Франции,, начатых в 1946 г. по программе, утвержденной Национальным комитетом по ветроэнергетике, измерение скоростей ветра производилось в 150 пунктах по террито-
___ рии всей страны. Приборы уста-
Fi |]П навливались большей частью на
' I маяках 'и других готовых опорах
-Jk —! на высоте от 5 до 300 м. В числе
™ пунктов наблюдения была Эйфе-
Лева башня (высота 300 ж). В ка-' честве измерительного прибора во всех пунктах новой сети был принят анемометр специальной конструкции, показывавший непосредственную величину энергии, которая может быть получена в данных ветровых условиях с площади поперечного сечения в 1 м2 (см. ниже).
Среди применяемые в разных странах ветроизмерительньих приборов представляют интерес следующие:
1. Малоинерционный электроанемометр с лопастями из пробкового дерева, применяемый ERA (Великобритания) для измерения скорости ветра за очень малые промежутки времени (менее 2 сек). Анемометр имеет генератор переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Число перемен тока учитывается электронным счетчиком импульсов. По числу перемен за данный промежуток времени определяются скорость вращения анемометра и соответствующая ей скорость ветра. Этим анемометром. мож'но измерять скорости ветра от 0,9 до 67 м/сек.
Рис. 6-3. Счетчик энергии ветра. |
2. Счетчик энергии ветра, изготовляемый во Франции (рис. 6-3). Прибор состоит из анемометра, имеющего четырехлопастное роторное ветроколесо, вращающее
Генератор переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов, и приемника в виде специального счетчика активной электроэнергии. Постоянные электрической цепи и счетчика подобраны так, что показания последнего пропорциональны сумме кубов скорости ветра (2о3). Шкала счетчика отградуирована на величину энергии, 'отнесенной к 1 м2 ялощади, сметаемой ветро- колесом.
Анемометр начинает давать показания при о~ =3 м/сек и рассчитан на прочность при скорости ветра до 50 м/сек. Прибор іпрост в эксплуатации, но не дает распределения энергии по времени.
3. В ФРГ фирмой AEG выпускается регистратор системы Феррари, используемый для работы с контактным анемометром и регистрирующий распределение скоростей ветра. Прибор имеет соленоид, приводящий в действие перфоратор. При замыкании цепи соленоида Перфоратор пробивает отверстия в движущейся бумажной ленте. Перфорированная лента пропускается через счетный механизм прибора, который подсчитывает число промежутков разной длины между отверстиями, соответствующими разным скоростям ветра, и группирует их по частям суток. Таким образом, прибор сразу определяет повторяемость скоростей ветра и их суточный график.
4. Малоинерционный анемометр для измерения скорости порывов (буревой анемометр), разработанный ERA (Великобритания) (рис. 6-4,а), имеет датчик в виде перфорированного шара диаметром 37 мм, насаженного на конец вертикального стержня. Стержень может отклоняться на некоторый угол от вертикали, поворачиваясь вокруг оси, проходящей через середину его длины. Нижний конец стержня прикреплен тонкой проволокой к пружинной диафрагме, которая приподнимается при отклонения ветром стержня с шаром. Движение диафрагмы лри изменении скорости ветра передается аноду электронного преобразователя. Выходное напряжение преобразователя, почти прямо пропорциональное угловому смещению анода, измеряется малоинерционным регистрирующим вольтметром. Собственное время действия прибора составляет 0,1 сек. Такой же прибор с горизонтальным стержнем (рис. 6-4,6) служит для замера вертикальных составляющих порывов.
5. В Великобритании для исследования в лабораторных условиях влияния профиля холмов на скорость ветра используется испытательный стенд, на котором применяется электролитический метод определения скорости движения потока. Модель холма, выполненная из изолирующего материала, погружается в текущую
Жидкость (электролит), проводимость которой в разные сечениях над поверхностью модели нахо-
Дится в функциональной зависимости от скорости течения. Скорость потока определяется по измеренной силе тока.
Исследования влияния на скорость ветра рельефа местности на моделях в аэродинамической трубе не применяются, так как считается невозможным избежать при этом влияния на результаты опыта поджатая воздушного потока стенками трубы.