ВЭС оборудована синхронным генератором
Принимая в качестве обобщенных координат угловую скорость вращения ветроколеса сої и двигателя внутреннего сгорания со2, угол поворота лопасти ветроколеса ф и угол пространственного расхождения роторов генераторов ВЭС и ДЭС 612, уравнения, описывающие движение такой системы (независимо от соизмеримости мощности ВЭС и ДЭС, включая и случай работы ВЭС на сеть бесконечно большой мощности), будут иметь следующий вид:
, dco, ,, ,, 1
Л - jf = М1~ М1г — уравнение ветроэлектро-
Агрегата;
(4-16) |
— М2г — уравнение дизельного агрегата;
+ = Мрег - уравнение
Регулятора ветродвигателя,
Где и./а — соответственно моменты инерции ветроагрегата и дизельного агрегата, приведенные к валу ветродвигателя;
/3 — момент инерции подвижных частей регулятора ветродвигателя; kt — коэффициент демпфирующего момента аэродинамических сил ветроколеса;
/И,, М3 — движущий момент соответственно ветродвигателя и дизеля;
М. , М9 — момент, снимаемый генераторами ВЭС и ДЭС;
Ма, Мц, Мрег — моменты, поворачивающие лопасти ветроколеса от аэродинамических, центробежных сил и позиционных сил регулятора.
При составлении системы уравнений (4-16) применены следующие допущения: передачи между двигателями и генераторами предполагаются абсолютно жесткими; электромагнитные процессы, происходящие в системе, не учитываются, так как периоды колебаний механической системы значительно больше по величине, чем постоянная времени обмотки возбуждения синхронных генераторов (§ 4-4); у обоих генераторов э. д. с. за синхронной продольной реактивностью предполагаются постоянными; электрическая нагрузка представлялась в виде постоянных полных сопротивлений, генераторы — реактивностью по продольной оси; сопротивления трансформаторов и соединительных линий в электрическую схему не вводились ввиду малой их величины сравнительно с сопротивлением генераторов; силами сухого трения в механизмах регулятора ветродвигателя прене - брегалось. Регулирование дизеля предполагалось по статическим характеристикам.
Дифференциальные уравнения системы (4-16) являются нелинейными, причем моменты, входящие в их правые части, представляют собой достаточно сложные функции многих переменных:
М = Мх (М, [Z Ко) ср j v}- М2 = М2 К); Ma = Ma{Ma[ZКо)?]о};. Мц = А/цК, ?);
^рег = - ирег(?); М1г = м1г[а», К-»С)]; (4"17)
М2г=М2Д8.2> К-«Л;
Где М, и Ма —относительные моменты аэродинамических сил;
V — скорость ветрового потока; Z — число модулей, определяющее режим
Работы ветродвигателя; шс — синхронная скорость вращения системы.
Относительные моменты Ж и Ма для каждого типа ветродвигателя находятся-из аэродинамического расчета в виде семейства кривых в функции «v <р, v (см. § 1-3, 2-3 и [Л. 5]).
Для изучения переходных процессов в рассматриваемой системе воспользуемся аналогично § 2-5 методом малых отклонений. Линеаризацию функций, входящих в уравнения системы (4-16), произведем на основе разложения их в ряды Тейлора. Для общности анализа представим уравнения (4-16) в безразмерной операторной форме.
Обозначения новых переменных:
__ Дш, __ Д(о2 Ду __ Д312 _______ Ду
Величины, снабженные индексом нуль, соответствуют исходному установившемуся режиму.
Опуская операции, связанные с разложением в ряды функций (4'17), линейное приближение уравнений (4-16) записывается в виде:
(7> au) xt + а12х2 + аых, + а14л4 = = kuV - — 4i>
(Ttp-- л„) *, + <*„.*! +л, Л = — V. (4"18)
(Г3 Р* + Tk Р + а**)Х* + азіХі =
Где 7, Тг, Т3 — постоянные времени ветродвигателя, дизеля и регулятора ветродвигателя; Tk — постоянная времени аэродинамического демпфирования;
Ті,, т)2 — коэффициенты, характеризующие изменение внешней нагрузки;
P = - jt—оператор дифференцирования.
Метод вычисления постоянных коэффициентов уравнений (4-18) дан в конце параграфа.
Дополнительным уравнением, необходимым для решения системы линейных уравнений (4-18), содержащей четыре неизвестных, явится уравнение, характеризующее относительное движение генераторов станций:
(4-19) |
Л, |
Где |
■kpxv
= хг- k=
Решая совместно (4-18) — (4-19), получаем уравнения, описывающие движение системы по координатам
Xyf И X4I
(■а0рь + alP* + а2р3 + азР2 - f aiP + а,) хг= = (TJI k^kp* + TJ^kp3 + т klta22kp3 + + T2a33kltkps — T2al3k31kp2 + TKa22ktlkp2 — — T аыкху — a,2al3k31kp + + a22a33knkp — TKa2ikliP — я24я3 A, +
+ a2ia»a„)v - + (^3 a^kP% ~ т + + TKalskp2 — TKatikp2 + a33al2kp — at4a33) ъ — - (TtT2kp* + Та2гкр3 + T2Tkp3 + + T2a33kp2 + Ta2,kp2 - 7>24//2 + + я22а33/г/7 — Тка2ір — я24я33)
(а0//5 + а,/;4 + а2р3 + а3р2 + а^р + а,) х3 = = ITJzk^kp' — T2a3Ji^kp2 + Tta22k31kp2 — — T2k31aukp2 + T2atik31p — a22a31ktlkp +
+ a2A. (au + л») kp — T. a^p ~ — а, Ai K, + я22) kp 4- a14/fe31 (a2l + a22) -f + a2 АЛ, — а*Аі іа» + «1,)] Iа + + + a22a31kp — a24a31) ^ —
(4-20) |
-~{a12a3lkp — а31аы) т)2; (4-21)
(a0p* - f аУ + ay - f a3ps - f - aiP + a5) x4 == = [Tj]hiP* + TsTKhy - f T2ku (a21 + a22) p2 + + TKa22k^p - f - T^a^k^p — T2a13
+ A33^U + ЛІі) — «ІЗ^З, + a22)J Iа —
- [TJ3PS + T2a*y - f т2ту + T2a33p + + TK (a2i + a22) p - f a33 (a21 + a,,)]^ -+• + {Т^У + Tjy + flaiy + Tta33p-f- + TK [an + eu) p + (a„ 4- «зз — «ізаз,] 1.. (4'22)
A, = + 7^7%* +
А, = Г/ац + ГіГ^ + 77>22fe - - Tj]a2i + T2TKailk + T]a2,auk -
A3 = Т2Ткаи + T2a^(an + a22) — T2a13a31k - f -
+ Txa22a33k ~ TJKa2i + Txa^ank + + — + — TKal2a21k-,
A4 = Т2аыа33 + TKati(a21 + a22) — a22atlal3k — — 7a33a24 + auaua„k — Гка24 (яп + a12) +
+ а2іаззаіЛ- = а33аы (a21 -f a22) - f a13a31a24 —
— «24азз(«и + аі2)-
Правые части уравнений (4-20) — (4-22) содержат ТОЛЬКО переменные fi, Т)1 И Т)2, которые определяют внешнее возмущение на систему, вызываемое изменением скорости ветра или нагрузки.
Где |
Характеристическим уравнением системы (4-20) — (4-22) является уравнение вида:
А0 Я5 -fa, Я* - f а2Я3 -f a3 Я2 + а4Я + а5 = 0. (4-23)
Для устойчивости системы по критерию Гурвица необходимо и достаточно выполнение неравенств:
Я„>0, а,> 0, а2>0, а3> 0, а4>0, а5>0,
(аА - аоаз) > 0. (aia2 — а»а3) (аА — а А) — -(aia4-a0a5)2> 0.
Для рассматриваемых здесь случаев уравнение (4-23),; как правило, имеет две пары комплексных сопряженных корней:
5I.2 = ——*'<7і> 6з.4 = ——
И один вещественный корень — в/,. Поэтому общие решения уравнений (4-20)—(4-22) будут:
Ху — e~w, t (A cos q, t - f - в sin q, t) - j - + e~Wit (С cos qjt + D sin qJ)+Ee~w* + (■*,),; (4-24)*
Хз = е~ш'і(АІ cos ^,/-{-5, sin9,/)-f - - f (C, cos q2t + Dj sin <7,*) + Et e-w' + (x3- (4-25)1
+ * (С, cos qt + D2 sin q2) + E2e~w4 + (XX, (4-26) j
Где (л,)ч, (Х3)ч и (л:4)ч — частные решения уравнений'*
(4-20)—(4-22), зависящие от ха-' рактера приложенного внешнего возмущения; А, А„ А2, В, В„ В2, С, С„ С2, D, 0„ D2 Е, Е„ Е2 -
Произвольные постоянные, опре - деляемые по начальным усло-f виям.
Общее решение по координате х2 в соответствии с (4-19) будет:
Х2~е - Ш,<(Л3 cos^-j-fi, sin qtt) - f -
+ e-w't(C3cosqJ + DisinqJ) +
+ E3e-a»i-kpxi + (x1)q, (4-27)
Где
A3 = (A - Biq1 + Atwl); C3 = (C - D2q2 + C, w2); B3 = (B + Btwt + A1q1); D3 = (D + D3w2 + C2q2); Et = (E + Etwt).
Уравнения для случая параллельной работы ВЭС с системой бесконечной мощности можно получить, полагая в (4-18) и (4-19) х2=0, а также r)1 = ri2=0 и
І22 = а24 = 0.
На рис. 4-14 представлены кривые, иллюстрирующие переходный процесс системы после внезапного увеличе-
1
Ния скорости ветра на величину р= при мощности
Дизельной электростанции в 2 раза превышающей мощность ВЭС. Здесь и в дальнейшем моменты, обозначенные звездочкой, даны в относительных единицах, где за единицу принят номинальный момент.
На рис. 4-15 показано влияние степени соизмеримости мощности ВЭС и ДЭС на кривую избыточного момента М*1Г> передаваемого ветродвигателем валу генератора в переходном процессе. Статические характеристики дизеля в различных вариантах работы предполагались геометрически подобными при остающейся неравномерности вращения, равной 10%.
Физическая трактовка переходного процесса сводится к следующему; при изменении скорости ветра на валу ветроколеса появляется избыточный момент Мн. В первом приближении в начале первого полупериода переходного процесса части избыточного момента, передаваемого в электрическую сеть и идущего на ускорение ветроагрегата, находятся в обратной зависимости от соотношения маховых моментов ВЭС и ДЭС. Избыточный момент, действующий на вал генератора дизеля, пере-
Г |
І |
О |
-г |
-з |
Дается за счет синхронных и асинхронных моментов обоих генераторов, при этом увеличиваются скорости вращения ветродвигателя и дизеля. Изменение относительного угла между векторами э. д. с. обоих генераторов происходит как за счет - изменения абсолютного угла между э. д. с. генератора ВЭС и напряжением приемника нагрузки, так и за счет изменения абсолютного угла у генератора ДЭС. Изменение последнего вызвано тем, что в процессе перехода в результате изменения скоро- |
Сти вращения центробежный регулятор дизеля плавно изменяет момент первичного двигателя
Изменяющаяся под действием избыточного момента ветродвигателя скорость вращения генераторов обусловливает в системе асинхронный ход обоих генераторов по отношению к вектору напряжения приемника нагрузки. При этом величины скольжений у генераторов ВЭС и ДЭС будут иметь разные знаки, так как при относительном движении абсолютные углы генераторов станут изменяться в сторону увеличения для одной и уменьшения для другой.
Уменьшение скорости вращения генератора ВЭС начнется благодаря уменьшению избыточного момента
М„и в связи с чем изменятся Знаки скольжений генераторов обеих станций, а в дальнейшем — знак относительного угла біг-
Наличие колебаний регулятора ветродвигателя вызывает развитие процесса в сторону отрицательных приращений моментов, скоростей и относительных углов. После нескольких циклов колебаний регулятор ветродвигателя устанавливает лопасти в новое положение соответственно статическим характеристикам регулирования, при котором исчезает избыточный момент со стороны ветроколеса.
По мере увеличения мощности дизельной электростанции сравнительно с ВЭС все большая часть избыточного момента со стороны ветроколеса будет передаваться в сеть, амплитуда колебаний угла 6i2 будет увеличиваться, амплитуда колебаний скорости вращения генератора уменьшаться, а частота колебаний переходного процесса увеличиваться.
Анализ переходных процессов показывает, что даже в том случае, когда регулятор ветродвигателя успевает за 0,25—0,75 сек снять весь избыточный момент, угол отклонения ротора генератора при работе с бесконечно большой сетью достигает значительной величины. В сети соизмеримой мощности процесс сопровождается повышением скорости вращения двигателей. Перегрузка элементов силовой передачи мощности даже при относительно быстродействующем регуляторе ветродвигателя, время первого размаха колебаний которого составляет величину порядка 0,5 сек, достигает в системе соизмеримой мощности почти Мпг= М,2г= 100°/о, а в системе бесконечно большой мощности Л4 ^ 250°/0.
Приведенный анализ поведения системы после воздействия внешнего возмущения рассмотрен в предположении, что в течение переходного процесса скорость воздушного потока, попадающего на ветроколесо, остается постоянной. В действительности же скорость ветрового потока подвержена непрерывным пульсациям — порывам.
Вследствие непрерывных пульсаций скорости ветра возникают вынужденные колебания рассматриваемой системы, сопровождаемые качанием генераторов. Амплитуда качаний генераторов при этом будет зависеть
от максимально возможной амплитуды колебания скорости ветра вплоть до максимального значения электромагнитной мощности по угловой характеристике генератора ветроэлектростанций. Таким образом, не исключено, что синхронная машина ВЭС в некоторых случаях будет работать попеременно то в генераторном, то в двигательном режимах. Наиболее явно ВЭС как источник непрерывно пульсирующей мощности будет проявляться при работе с системой бесконечно большой мощности, что и подтверждается характером переходного процесса при порыве ветра, показанном на рис. 4-15.
При определенной соизмеримости мощности ВЭС и пункта присоединения ее к мощной энергетической системе значительные пульсации мощности будут вызывать нежелательные пульсации напряжения в узловой точке энергетической системы:. Таким образом, применение ВЭС с синхронным генератором при работе параллельно с мощной системой и отсутствии в ее кинематической схеме передач устройств, ограничивающих передачу мощности от ветроколеса к генератору, является нерациональным как с точки зрения недопустимо больших перегрузок элементов ветродвигателя, так и с точки зрения пульсирующего характера электрической мощности, отдаваемой в сеть.
) |
ВЭС оборудована асинхронным генератором
■ Уравнения, описывающие движение системы в этом случае, следующие: |
Per'
Где Мас— момент асинхронного генератора; - Миагр — момент нагрузки.
Момент асинхронного генератора в каждый момент времени зависит от соотношения угловых скоростей вращения обоих генераторов. При работе в режимах до
критического скольжения момент асинхронного генератора, приведенный к валу ветродвигателя, подсчиты - вается по формуле
AT Лг -
Ас SH V (й2 I н )
Где М и sH — номинальные значения соответственно момента и скольжения асинхронного генератора.
(4-29) |
Применяя, как и в предыдущем случае, метод линеаризации, линейное приближение уравнений (4-28) запишем в виде:
ІТіР + М — + = (:т2р-fbj xs — ьмх± = — %
(тр2 -f Ткр + а33) х3 + a3lXl = ktlV.,
Где ті = ^нагр коэффициент, учитывающий
Ліго
Изменение нагрузки.
В состав нагрузки небольших сельских электрических систем входят осветительно-нагревательные приемники энергии и небольшие асинхронные двигатели. В первом приближении можно считать, что мощность нагрузки - при постоянном напряжении сети изменяется пропорционально изменению частотні, следовательно, момент нагрузки будет оставаться постоянным. При аварийном отключении момент является функ
Цией времени.
Формулы, определяющие коэффициенты уравнения (4-29), .приведены в конце параграфа.
Решая систему уравнения (4-29) относительно переменных xt, xs и лг3, получим:
(а0р4 - f а, р3 -f агрг + а3р + at) xt =
= КТ^Р3 + (Wu + ґ +
1122 2^13 ЗІ
-f (k4a3AS — t1 —
~ (T]bltp* - f TKblsp + Ь1Ла») Г, (4-30)
Оа0р4 + alP3 + + а3р + л4) =
+ К Al - М Р - [^V Ч-^^и + W + + (Г А» + 7>„) + (6илм - fl„flls)] 12; (4-31)
(«о/'4 + aiP3 + а3р2 + а3р + at) xs =
= [TJAiP*4-(Ttk, A.+T А Аі - тАЛі) Р4-
+ А А. — AAt — АЛ і1+Ал. (4-32)
Где
M ТІ ггу2
A0 = TJJ
A,, = rjA, + + T^i A. + 4- TJAt — Tb1%bni
A3 = Tzbna33 + + 7>„6M — TKblsb31— T3a3lats;
Ai — bubssa33 — blsbsla33 — al3a33b23.
Для случая параллельной работы ВЭС с системой бесконечной мощности, когда xs — Q; уравнения, описывающие движение рассматриваемой системы, примут вид:
(,а0р3 - f atp* + а2/? - f a3) x, = = + + - H; (4-33)
(a0p' + pz 4- fla/7 4- а,) = = — a3A,)b (4-34)
Где
A1 = T2b11-^T1TK; a3 = blla33 — al3a3l.
На рис. 4-16 показаны диаграммы переходных процессов системы после внезапного увеличения скорости
Ветра на величину при номинальном скольже-
010 |
Oi - 0 |
ЦОЗ |
T^lf Sj
1
Чину ^=-4- •
(«10 =4,45 1 /сек, сог0 —4,3 (сек, v0=l7,8 [/сек, Ч = 42°, sH = 0,04, Af ю = 830 кГ-м, Л4нагр = = 1 660 кГ-м, Мю = 830 кГ-м).
Нии асинхронного генератора ун = 0,04. В первое мгновение при внезапном увеличении скорости ветра на валу ветроколеса появляется избыточный момент, вызывающий увеличение скорости вращения ветроагрегата. Скольжение асинхронного генератора увеличивается. Часть избыточного момента М ,, появившегося на вет - роколесе, расходуется на ускорение ветроагрегата, а другая — Лї, ас — идет на увеличение мощности, отда-1 ваемой асинхронным генератором в сеть. Появление в электрической системе дополнительного избыточного момента М%ас вызывает повышение частоты в переходном процессе, ускорение вращения синхронного генератора и двигателя внутреннего сгорания, что приводит к уменьшению развиваемого им момента на величину М
Процесс увеличения скорости вращения системы в первом цикле колебаний происходит до тех пор, пока за счет действия регулятора ветродвигателя не будет снижен избыточный момент на ветроколесе. Устранение возбуждающего действия повлечет торможение асинхронного генератора, - а вслед за ним и всей системы. В процессе торможения из-за наличия перерегулирования абсолютная скорость вращения ветроагрегата становится меньше скорости вращения синхронного генератора и в это время ветроагрегат потребляет мощность из сети. Торможение системы прекращается при появлении на ветроколесе избыточного положительного момента вследствие периодического характера работы регулятора ветродвигателя. Начинается новая стадия переходного процесса, по своему характеру подобного описанному. Переходный процесс заканчивается тогда, когда после ряда колебаний лопасти ветродвигателя займут новое установившееся положение, при котором исчезает избыточный момент на ветроколесе.
Характер изменения максимального значения амплитуды колебаний скорости вращения ветродвигателя (*і)«акс' двигателя внутреннего сгорания (*а)макс и
Асинхронного момента (-<М, ас)макс в зависимости от степени соизмеримости тепловой и ветровой электростанций при внезапном повышении скорости ветра показан на рис. 4-17. Как видно, амплитуда колебаний момента, передаваемого ветродвигателем на вал асинхрон-
ного генератора, увеличивается с уменьшением величины номинального скольжения генератора и увеличением степени соизмеримости мощностей тепловой и ветровой электростанций. При степени соизмеримости, равной б—8, максимальные значения амплитуд колебаний приближаются к значениям, соответствующим случаю работы ВЭС параллельно с системой бесконечно большой мощности.
При относительно быстродействующем регуляторе ветродвигателя, время первого размаха которого составляет величину порядка 0,5 сек, перегрузка элементов силовой передачи достигает по моменту величины почти 100% от номинального.
Общие выводы, которые следуют из рассмотрения динамики работы ВЭС в электрической системе, таковы:
1. Амплитуды колебаний основных величин, характеризующих переходный процесс, при соизмеримости ветровой и тепловой электростанций порядка 6—8 приближаются к значениям, соответствующим случаю работы ВЭС параллельно с системой бесконечно большой мощности.
2. Характер изменения перегрузочного момента в переходном процессе при порывах ветра зависит от системы регулирования ветродвигателя. Величина пере-
Vz м OflS
0 _______ 0 2 4 6 8 Ю 12 1І Рис. 4-17. Характер изменения максимальных значений х„ х2 и М*ас в зависимости от степени соизмеримости мощности ВЭС и ТЭС н величины максимального скольжения асинхронного генератора. |
№ Q03 0,02 not
Грузки по моменту механической передачи ВЭС (трансмиссия и редуктор) определяется типом генератора ВЭС и соизмеримостью ее мощности сравнительно с мощностью системы.
3. Наибольшая перегрузка по моменту имеет место при применении синхронного генератора на ВЭС, работающей^ параллельно с бесконечно большой сетью (М, г 250%). В атом случае целесообразно применение асинхронного генератора или включение в механическую передачу мощности ветродвигателя устройств, увеличивающих скольжение или снимающих пики избыточных моментов.
4. При работе ВЭС параллельно со станцией соизмеримой мощности перегрузка силовой передачи мощности ветродвигателя практически одинакова в обоих вариантах по типу генератора. Поэтому в системе соизмеримой мощности на ветроэлектрических станциях в соответствии с общепринятой практикой следует применять синхронные генераторы.
Формулы и метод определения коэффициентов уравнения линейного приближения:
Т = ^І^ю. Т _________ ^з^зо. 7^2 _____ JзУо 'т* -__ feifo.
1 Ми ' Мга ' з ~(Afper )0 •
П дМ1га. п _ дМття.
ДМ, тдм dZ. дмл У9
DZ ' dv~r dv 1МЫ '
Дмa dz_, дМа ША_.2 дМг <Ш, dZ
Di+ D2 дм, dZ doy j M Di+Dt M10 '
[алі^
Sl~dMa' dZ ' dv~r |
[дма dZ dv dv /(Afper )0 • |
БМі дч* Mu
ДМ |
Й« = дб |
12 Ми РгРг |
Lrc ^ /г.
"ю ;2.
DfDt |
М. |
Dl + Dl Мы '
Б/М« со.
-|-Ог ' дсог / Мг(
Алг2гс 8
120 ;2. £ »
ДЬл
ДМ„ |
?0 |
У(^рег)» |
Б? |
ДМа дМа dZ
А31
ДСІ1 дМя 62 д<*1 JWper) о' дМ„ дМа
А ЦдМ"- і 33 . V dtp
СШ,
Af." _ алі, _ ал^ . az ) .
Ь22 = |
S^O аЛІ! ' ' dt0l J М10 '
12 S^soAfio ' сЩ,
__ лу2м10 _
21 «н^гоАГго'
І — передаточное отношение передачи мощности от вет роколеса до генератора ВЭС.
Метод определения частных производных моментО ветродвигателя и его регулятора изложен в [Л. 5].
Если не учитывать в переходном процессе влияни изменения скорости вращения агрегатов на величин - синхронных моментов, то для определения частны производных генераторных моментов можно польз о ваться выражениями не моментов, а соответствуют» мощностей. Для случая двух генераторов при указан ных выше допущениях синхронные моменты ген-ер ато
Ров в относительных единицах йыражаются следующим образом:
^■гс = Sin + 4а - Sin ^ - (4"35)
^2гс = ^ Sin «« - -^Г 8ІП + ®»)' (4"36)
Где Ег и Е2 — э. д. с. за синхронными сопротивлениями по продольной оси обоих генераторов; zn> z22 — модули полных собственных сопротивлений системы; г12 — модуль взаимного полного сопротивления системы;
Aii = 90° — arctg^3-; a12 = 90°-arctg^;
ЛІ! А 12
A22 = 90°-arctg-^,
Л 22
Где хп; х12; х22; /?„; /?12; /?22 — реактивные и активные составляющие собственных и взаимных полных сопротивлений системы.
Электродвижущие силы генераторов могут быть найдены, исходя из упрощенной векторной диаграммы синхронного генератора по выражению:
+ (4-37)
Где Р0, Q0 — активная и реактивная нагрузки генераторов в момент, предшествующий переходному режиму; U — напряжение на шинах системы; xi — суммарная реактивность системы. Поскольку колебания угла § при переходных процессах могут быть значительными, следует производить линеаризацию характеристик моментов генераторов, например, методом замены синусоид треугольником, площадь которого равна площади синусоиды, а высота
В — раз больше амплитуды синусоиды. Частные про-'
ДМ1т
Находят, исходя из выра-
Д(а—<ыс) д(<ог—сос)
ДМ |
2га |
Изводные |
Жения для асинхронного момента синхронного генератора. В системе относительных единиц выражение для; определения асинхронного момента генераторов запишется в виде:
И* |
(4-38) |
М, = |
— Jcosau |
-12 |
ST
ST |
U2 2 |
*d |
М |
2га " |
(4-39)'
2V ~ J '
— скольжение ротора генератора;
Xd и xd — соответственно синхронное и переходное сопротивления по продольной оси;
—t—' — постоянная времени обмотки возбуж' баз дения при короткозамкнутой обмотке^
Статора;
F =-L
Баз ptо
-время в секундах, в течение которог" при синхронной скорости вращения ротор генератора поворачивается ні' угол, равный одному электрическому' радиану.
При определении частных производных предполагав ется, что асинхронный момент в пределах s<0,05 из-; меняется по прямой линии, которая проходит через точки, соответствующие s = 0, Мп= О и s~sK, Мга~ = М.
К
Где s = • |
При использовании выражений (4-38) и (4-39) для случая параллельной работы генераторов соизмеримых-; Мощностей вместо U следует принимать переходную э. д. с. Еі одного из генераторов.