СПОСОБЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ‘МОЩНОСТИ
Неотъемлемым условием надежной повседневной работы ветроэлектрической станции является предотвращение перегрузок ветродвигателя, которые неизбежно возникают при работе в непрерывно меняющемся естественном ветровом потоке. Колебания, присущие скорости ветра, приводят к тому, что перегрувка сверх номинальной мощности может наблюдаться даже при средних скоростях воздушного потока, меньших расчетной скорости.
Наиболее вероятные микропульсации скорости ветра могут быть оценены приближенной формулой V — Рср = = zt:0,3fcp (см. § 5-1). Отсюда следует, что перегрузки могут возникать при средних скоростях воздушного
Потока vCp^ Величина ожидаемых перегрузок ветроагрегата при Уср=Ур будет доходить до 60—70°/0. В тех же случаях, когда оср > ур возможны еще большие перегрузки, которые являются нежелательными прежде всего для ветродвигателя, поскольку,'будучи даже кратковременными, они могут явиться опасными для механической прочности отдельных узлов кинематической схемы передачи вращающего момента от ветроколеса.
Необходимость во время эксплуатации практически беспрерывного регулирования лопасти и то обстоятельство, что время, в течение которого должен уложиться весь процесс регулирования, является относительно коротким (величина располагаемого времени регулирования в сильной степени зависит от действительной картины нарастания скорости ветра в переходном режиме), затрудняет решение задали ограничения вращающего момента ветродвигателя при параллельной работе с сетью связанного с ним синхронного генератора.
Разрешение вопроса о регулировании мощности ветроэлектрической станции для предотвращения ее перегрузки возможно в нескольких направлениях:
1. Центробежно-аэродинамическое стабилизаторное регулирование системы проф. Г. X. Сабинина и проф. Н. В. Красовского, применяемое в СССР на ветродвигателях стаїбилизаторного типа D-18 и D-30, позволяет непосредственно осуществить регулирование ВЭС в режиме параллельной работы только в случае работы со станцией равной мощности. В общем же случае параллельной работы оно должно быть дополнено устройством, воздействующим на установку углов стабилизаторов в условиях работы при постоянной скорости вращения. Такое устройство получило название ограничителя; момента. До настоящего времени законченной 'конструкции ограничителя еще не создано.
,2. На ветродвигателе тина 1-D-18 применено аэродинамическое регулирование поворотом вбей лопасти под воздействием. силы давления относительного потока, набегающего на лопасть. Правильно функционирующий регулятор такого ветродвигателя способен во многих случаях предохранить ВЭС от перегрузок в режиме параллельной работы. Метод расчета такого регулятора дан инж. К. П. Вашкевичем [Л. 5]. Опытная эксплуатация ветроэлектрической станции 1-D-18 при параллельной работе с дизельной электростанцией практически равной мощности, проведенная ЦАГИ, показала успешную работу системы регулирования.
Диаграммы работы ветроэлектрической станции 1-D-18 при регулировании показаны на рис. 4-7.
3. На ветроэлектрической станции ограничение момента, передаваемого на вал генератора, может бшть достигнуто с помощью муфты скольжения, помещаемой между ветроколесом и синхронным генератором.
Применение гибкой связи между ветродвигателем и синхронным генератором в форме муфты скольжения позволяет использовать центробежное регулирование для поворота лопасти с целью уменьшения мощности, развиваемой ветродвигателем при скорости ветра, выше расчетной. Этот способ, в частности, приложим к ветродвигателям, имеющим центробежно-аэродинамичеекое стабилизаторное регулирование типа D-18. Применение того или иного типа муфты определяется временем работы муфты в режиме скольжения. Для сельских ветроэлектрических станций,-притом прежде всего средней мощности, наиболее перспективными являются электромаг-
Нитные муфты скольжения с безобмоточным якорем (рис. 4-8). Муфта 'этого типа выгодно отличается от других муфт тем, что основная доля тепла выделяется во внешнем ее элементе — якоре, состоящем из двух сплошных колец, одно из которых (массивное стальное) является магнитопроводо-м, другое (тонкое медное)—то-
Рис. 4-8. Разрез электромагнитной муфты скольжения. А — полюсная система; б — ведомая и ведущая части муфты; 1 — якорь; 2—воздушный зазор; 3 — полюсйая система; 4 — обмотка возбуждения; 5 — контактные кольца. |
Копроводом. Нагрев такого безобмоточнопо якоря лимитируется только условиями сохранения механической (Прочности при больших скоростях вращения.
Мального (s=s ) Макс' |
Если -электромагнитную муфту скольжения рассчитать таким образом, чтобы ее момент в любой части характеристики от нулевого скольжения (s = 0) до макси
Удовлетворял условию M<iM
В. р
Где t—передаточное отношение от вала ветроколеса к валу генератора, Мвр — расчетный момент ветродвигателя, то этим решается задача ограничения момента,
передаваемого ветродвигателем генератору при любой скорости ветра, превышающей расчетную v.
Ds М |
Если электромагнитная муфта скольжения рассчитан так, что на участке кривой M = f(s), находящейся в
Интервале от ^ = д0 52 = 5p-f-s (рис. 4-9),
DM 0 (е — нечувствительность регулятора), а регулято"
Настроен таким образом что
Пр~Т
Где пн — номинальная ско; рость вращения генерат ра, то этим исключаете как возможность перехо;
_____________ да в двигательный режи"
О,' |
0,2 |
О, з ор о, ь при падении скорости вет ра, так и резкое колеба ние мощности петроэлек трической станции в прс цессе регулирования, об нечувствительности регуг
Условленное наличием зоны ля'тора.
Для уменьшения веса муфты необходимо, чтобы было минимальным. Но для того, чтобы колебания мощности ветроэлектрической станции имели по возможности, плавный характер, что важно в случае работы со стан цией соизмеримой мощности, желательно некоторое увеличение s. Имея в виду в этом варианте работы возможность изменения частоты системы, фактическое - скольжение электромагнитной муфты в момент регули;, рэвания будет где 5 — неравномерность ход~
Системы.
Как видно из рис. 4-9, sp=si + e. У современных вет] родівигателей в « 5% • Величина Si по конструктивным соображениям не может быть. меньше 2,5%!. С другой стороны, максимальная величина Si не может быть больше 25%, так как в противном случае вес муфты несоразмер-! но увеличивается и из-за увеличения потерь в ней начинает заметно падать эффективность ветроэлектриче-
ш
Ской станции1. Следовательно, практически целесообразная величина sp будет лежать в пределах от 7,5 до 30%'.
На ветроэлектрической станции, работающей с достаточно мощной станцией, когда колебания мощности ветроэлектростанции, возникающие вследствие изменчивости ветра, не могут оказать какого-либо существенного влияния на частоту сети, может быть использована более легкая муфта с характеристикой типа а. Для такой муфты sp = sMaKC ; форма кривой M = f(s) правее точки Sp —|— е при стабильности частоты может быть произвольной.
При. наличии электромагнитной муфты скольжения при самосинхронизации ветроэлектрической станции снятие избыточного момента достигается путем снижения тока возбуждения до величины, соответствующей моменту холостого хода агрегата М0. Прием нагрузки вет - роэлектрост-анЦией может бьгть осуществлен путем подачи соответствующего напряжения на зажимы обмотки возбуждения электромагнитной муфты после включения генератора в сеть. Указанные операции легко могут быть автоматизированы.
На рис. 4-10 показан внешний вид синхронного генератора с электромагнитной муфтой скольжения ветроэлектрической станции D-18 Запорожского филиала ВИЭСХ.
На рис. 4-11 даны снятые на этой станции диаграммы работы. На диаграмме, иллюстрирующей работу ветроэлектрической станции до предела регулирования (рис. 4-М, а), отчетливо видно сглаживающее действие маховых масс ветроколеса при наличии электромагнитной муфты скольжения. Диаграмма мощности на рис. 4-11,6 отчетливо показывает действие электромагнитной муфты скольжения как ограничителя нагрузки при сильном ветре.
Поскольку ветроагрегат, обладая относительно большим моментом инерции и работая при переменной скорости вращения, является своего рода аккумулятором ветровой энергии, наличие электромагнитной муфты скольжения позволяет ветроагрегату поддерживать отдачу ветроэлектрической станции в течение некоторого промежутка времени даже в случае резкого провала ветра, что наглядно видно в конце диаграммы мощности рис. 4-М, б.
Рис. 4-Ю. Внешний вид синхронного генератора с электромагнитной муфтой скольжения.
Наличие потерь в муфте скольжения определяет ее тепловой режим и увеличивает нагрузку ветроколеса. С увеличением передаваемой мощности возрастают потери в муфте и сохранение температуры нагрева ее частей в допустимых пределах становится все более затруднительным. Одновременно повышаются требования к конструкции в смысле сохранения соосности между обоими элементами. Поэтому трудно уверенно предопределить до какой мощности ветроэлектрических станций окажется пригодной электромагнитная муфта скольжения с естественным охлаждением. Ориентировочно это будет ветроэлектрическая станция мощностью, видимо, до 100 кет.
4. Предотвращение перегрузки ветродвигателя может быть достигнуто использованием свойств аэродинамического саморегулирования ветродвигателя. Возможность аэродинамического саморегулирования ветродвигателя, показанная в работах проф. Г. X. Сабинина, состоит в получении таких моментных характеристик, когда они для скорости ветра, равной и выше расчетной, на определенном участке их левой части максимально сближаются, вплоть до переплетения (рис. 4-12) [Л. 2]. Наиболее
Полно эффект аэродинамического саморегулирования проявляется у ветродвигателей повышенной быстроходности с нормальной модульностью 2И>6.
В числе возможных способов регулирования мощности ВЭС при параллельной работе с электрической системой можно упомянуть о применении для этой дели аэродинамической передачи, предложенной А. Г. Уфим - цевым и разработанной применительно к ВЭС с синхронным генератором Н. В. Красовским и Б. А. Васильевым [Л. 131.
Ш' |
В ветродвигателе с аэродинамической передачей на концах крыльев основного ветроколеса помещены ветрянки, приводящие в движение электрические генераторы (рис. 4-13). Ветрянки работают в относительном
потоке 'при скоростях порядка 40—50 м/сек и передают энергию генераторам при скоростях вращения порядка: первых тысяч оборотов в минуту. При этом возможны два варианта привода генераторов ветрянками: 1) инди-
Редачей. |
Видуальный, когда каждая ветрянка вращает свой генератор, расположенный в крыле основного ветроколеса, и 2) групповой, когда все ветрянки вращают один генератор, расположенный на головке ветродвигателя (вращение передается длинными валами, расположенными в крыле ветроколеса).
Как видно, ветродвигатель с аэродинамической передачей, значительно усложняется конструктивно, но при этом исчезает необходимость передачи момента при малых скоростях вращения ветроколеса, что в свою очередь
Т
Приводило бы к применению редукторних передач, йес которых может достигать 25%' от общего веса установки. Применение тяжелых и сложных редукторов сильно удорожает и усложняет производство мощных ветродвигателей.