РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
1. Режимы работы. В зависимости от изменений скорости ветра и величины нагрузки ВЭУ постоянного тока может работать в одном из следующих режимов: 1) ветроагрегат заряжает батарею без внешней нагрузки; 2) ветроагрегат заряжает батарею и одновременно питает внешнюю нагрузку; 3) ветроагрегат и батарея работают параллельно на внешнюю нагрузку и 4) батарея питает внешнюю нагрузку одна. Таким образом, аккумуляторная батарея работает на ветроустановке, как правило, в смешанном режиме, переходящем с режима заряд — разряд в периоды отсутствия нагрузки или ветра, на режим постоянного подзаряда (буферный режим) при наличии ветра и внешней нагрузки. Так работают все ВЭУ постоянного тока, кроме тех ветроза - рядных установок, которые по роду своих потребителей должны иметь две батареи. В последнем случае батареи работают только в режиме заряд—-разряд, причем одна из них заряжается от ветроагрегата, а другая питает в это время потребителей^
Поскольку величина зарядного тока зависит от разности напряжений генератора и аккумуляторной батареи, отдача ветроагрегата, работающего на заряд батареи, іпри заданной скорости вращения ti генератора зависит от степени заряженности-батареи. Чем. меньше заряжена батарея и, следовательно, ниже ее напряжение, тем больше будут зарядный ток и отдача генератора при условии достаточной мощности ветродвигателя. При недостатке последней скорость вращения агрегата снизится до п2 и генератор перейдет на работу по другой, сниженной внешней характеристике, при работе по которой отдача генератора и зарядный ток батареи уменьшатся в соответствии с располагаемой мощностью ветродвигателя. Рабочие характеристики ветроагрегата PB—f(n) соответственно также понижаются.
Рассмотрим условия заряда и разряда аккумуляторной батареи и распределения нагрузки между нею и ветроагрегатом для общего случая их параллельной работы.
Условно принимая зарядный ток батареи положительным, получим выражение силы тока внешней нагрузки /:
TOC o "1-3" h z ' = W6, (З"4)
Где /г и /б — соответственно сила тока генератора и батареи.
Напряжение U на сборных шинах будет равно:
И = Ег-1/г = Еб + 1бгб. (3-5)
Разность ДЕ между э. д. с. генератора Ег и э. д. с. батареи Еб составит:
Д Е = Ег-Еб = 16(гг + гб) + 1гг, (3-6)
где гг —сопротивление цепи якоря генератора;
Гб — внутреннее сопротивление батареи и соединительных проводов.
При отсутствии внешней нагрузки (/ = 0) генератор работает только на заряд батареи (первый режим).
При возрастающей внешней нагрузке / и постоянной величине ДЕ зарядный ток батареи /б будет уменьшаться (второй режим). Если нагрузка 7 увеличится настолько, что /гг = Д£, то /б — 0, т. е. заряд батареи прекратится. При дальнейшем увеличении нагрузки, когда 1гт^>АЕ, ток /б переменит знак, так как батарея будет разряжаться и питать внешнюю нагрузку вместе с генератором (третий режим). Если величина внешней нагрузки будет постоянна, а Ет и Еб будут изменяться, то при большей величине Ег ток батареи будет зарядным, а при большей величине Еб — разрядным. При Ег = Е6--1гг ток
Рис. 3-2. Внешние характеристики ^аккумуляторной батареи и генератора с падающей характеристикой при параллельной работе. |
Батареи /б = 0. При отсутствии ветра, когда ветроагрегат не работает, нагрузка питается только от батареи, причем /б = /, а напряжение на шинах U = E6 — /гб (четвертый режим).
Распределение нагрузки при параллельной работе ветроагрегата и аккумуляторной батареи зависит от внешних характеристик генератора и батареи. Внешняя характеристика генератора зависит от его типа и способа регулирования напряжения и может быть падающей или горизонтальной. Внешняя характеристика батареи зависит также от ее типа, а также от степени ее заряженности и износа. Она представляет наклонную кривую, повышающуюся в сторону увеличения зарядного тока.
Совмещенные внешние характеристики генератора I и батареи II для случая падающей характеристики генератора при п = const показаны на рис. 3-2. Если пре - "небречь падением напряжения в соединительных проводах, то при всех режимах параллельной работы Ur~U6 . При отсутствии внешней нагрузки сила тока батареи определяется точкой пересечения обеих внешних характеристик. При этом, если Ur>E6, ток будет зарядным
(точка а) и l'T—l'6. При наличии внешней нагрузки ветроагрегат будет одновременно питать нагрузку и заряжать батарею і'т'=І"--І6. Напряжение на шинах вследствие увеличения нагрузки должно понизиться. Новая величина его f/r' =U6 определится на диаграмме - точками б пересечения обеих характеристик горизонтальной прямой, проведенной так, чтобы отрезок ее б — б был равен току внешней нагрузки /", Зарядный ток батареи уменьшится, так как он будет вызываться теперь меньшей разностью напряжений U'T'— Е6. При дальнейшем увеличении внешней нагрузки до /"' напряжение понизится ниже Еб (до U"' в точках в), батарея перейдет в режим разряда и будет питать нагрузку /"', пред ставленную горизонтальным отрезком в—в совместно с генератором, т. е. I"' = /"'+ /б". В общем при увеличении внешней нагрузки зарядный ток батареи уменьшается, и ток генератора увеличивается на меньшую величину, чем ток внешней нагрузки. Напряжение U6Q= — Еь соответствует режиму холостого хода батареи.
Длительность разряда батареи, работающей в режиме постоянного подзаряда, зависит от наклона внеш - г ней характеристики генератора. Чтобы избежать длительных разрядов, желателен такой наклон этой характеристики, при котором ветроагрегат при полной мощности принимал бы на себя всю внешнюю нагрузку и еще продолжал подзаряжать батарею. .
В случае, если генератор имеет горизонтальную внешнюю характеристику, то распределение нагрузки между ветроагрегагом и аккумуляторной батареей будет иметь другой характер: зарядный ток батареи при увеличении внешней нагрузки не будет уменьшаться, так как напряжение генератора при этом остается постоянным (рис. 3-3). При отсутствии внешней нагрузки и иг>Еб зарядный ток батареи будет определяться по - прежнему точкой а пересечения внешнітх характеристик. При включении нагрузки напряжение Ur не изменится, вследствие чего ток генератора при увеличении нагрузки определится точками пересечения линии постоянного напряжения с естественной внешней характеристикой генератора при данной скорости его вращения (точка б) и не может быть больше / ' =і'--І'. При изменении
Г. пр о 1 г
Нагрузки и постоянном напряжении зарядный ток остается неизменным. При большем увеличении нагрузки происходит падение напряжения генератора по естественной ха-
Рис. 3-3. Внешние характеристики аккумуляторной батареи и генератора с горизонтальной характеристикой. |
Рактеристике (на рис. 3-3 — пунктирной). При этом зарядный ток уменьшается, и если напряжение уменьшится до Ur<CЈ6 (ниже точки в), ток батареи сделается разрядным; внешняя нагрузка Г" будет покрываться ветро - агрегатом совместно с батареей І'" = Ґ +/б' (точка г).
Для сохранности батареи и приемников энергии режим заряда батареи должен удовлетворять определенным условиям. Наибольший зарядный ток, имеющий место в начале заряда, когда напряжение батареи мало, не должен превосходить допустимого для данного типа и емкости батареи. К концу заряда он должен уменьшаться для того, чтобы избежать перезаряда батареи. Для осуществления такого режима напряжение генератора ветроагрегата в течение заряда должно оставаться постоянным и близким к номинальному. Однако с понижением температуры окружающего воздуха величина напряжения и время заряда увеличиваются, а полезная емкость батареи и напряжение при ее разряде уменьшаются. Поэтому для соблюдения нормального режима работы батарея должна работать при постоянной температуре окружающего воздуха и устанавливаться в отапливаемых зимой помещениях. В случае установки в холодных зданиях для создания нормального режима заряда в разное время год а напряжение генераторов ветроагрегатов следует изменять по сезонам. Выполнение указанных условий обеспечивает наибольший срок службы батареи. С другой стороны, для обеспечения своевременного заряда батареи после ее разряда может требоваться повышение напряжения заряда. Необходимая величина напряжения генератора, исходя из обоих условий, может быть подсчитана по характеристикам генератора и батареи в зависимости от продолжительности периодов заряда и разряда батареи в местных условиях эксплуатации ВЭУ, которые можно определить, пользуясь характерными суточными графиками скорости ветра для зимних и летних суток и графиком нагрузки.
2. Типы и характеристики генераторов ветроагрегатов и способы регулирования напряжения. Технические требования к генераторам. Генераторы на ВЭУ постоянного тока могут обеспечивать необходимое качество энергии, работая с переменной скоростью вращения. Это дает возможность работы при более выгодном аэродинамическом режиме ветродвигателя и позволяет применять более простое регулирование скорости вращения. Режим работы генератора ветроагрегата при переменной скорости вращения параллельно с аккумуляторной батареей, сходный с режимом генератора на автомашине, позволяет применять в некоторых ветроустановках элементы автотракторного электрооборудования. Однако применение на ВЭУ генераторов автотракторного типа не всегда целесообразно по следующим причинам. Существенное различие между режимами работы генераторов ветроагрегатов и на автомашинах состоит в том, что установленная мощность генераторов ветроагрегатов в большинстве случаев соответствует установленной мощности приводящих их двигателей, а потому их характеристики мощности по
скорости вращения для наилучшего использования отдачи ветродвигателей должны возможно ближе соответствовать оптимальному режиму двигателя. Мощность же автотракторных генераторов несоизмерима с мощностью вращающих их двигателей автомашин, вследствие чего такого соответствия характеристик не требуется. Кроме того, те и другие генераторы имеют различные диапазоны изменения рабочих скоростей вращения. Скорость вращения генераторов ВЭУ изменяется в отношении от 1 : 1,5 до 1 :"3, тогда как у автотракторных генераторов это изменение доходит до 1 : 8,5. Меньший диапазон изменения скорости вращения у ВЭУ иногда позволяет ■применять на них более--простые. методы регулирования напряжения.
Эксплуатационные показатели генераторов ВЭУ должны быть близкими к показателям нормальных генераторов стационарных электроустановок. Дополнительным требованием, особенно для генераторов ветро - зарядных агрегатов, являются малые потери холостого хода, что дает возможность ветроагрегату начинать отдавать мощность при меньшей скорости ветра и работать с высоким к. п. д. при небольших располагаемых мощностях, которые имеют место большую часть года.
145 |
Перечисленные условия работы привели к тому, что в СССР на ВЭУ мощностью более 1,5 кет применяются нормальные типы стационарных генераторов постоянного тока с параллельным и смешанным возбуждением, а для мелких ветрозарядных агрегатов — преимущественно синхронные генераторы с возбуждением от постоянных магнитов, которые отличаются простотой и надежностью конструкции и малыми потерями холостого хода. Реже применяются некоторые типы автотракторных генераторов. Номинальная мощность генераторов ветроагрегатов ввиду работы при переменной скорости вращения рассчитывается примерно при половинной скорости вращения от максимальной лр^0,5 «макс, а номинальное напряжение должно развиваться при п — = 0,25 -=- 0,3 /гмакс. В некоторых случаях на ВЭУ приходится устанавливать более тихоходные генераторы для получения возможности непосредственного соединения их с валом ветроколеса или для уменьшения передаточного отношения редукторов. Выполнение этих условий
10—2412
вызывает иногда увеличение габаритов генераторов ВЭУ по сравнению с нормальными типами.
Основным требованием, предъявляемым к генераторам. ветроагрегатов, является обеспечение правильного режима заряда аккумуляторной батареи.
Работа генераторов без регулирования напряжения. Метод работы ВЭУ постоянного тока без регулирования напряжения для ветрозарядных агрегатов является по простоте оборудования наиболее прогрессивным и получает в последнее время большое распространение. Он основан на том, что при работе с аккумуляторной батареей постоянство напряжения на шинах в пределах изменения напряжения батареи, т. е. от 2,3 до 1,7 в на элемент (или ±16%), поддерживается самой батареей без специального регулирования напряжения генератора. Последнее в этом случае равно:
UT = E6 + I3R6, (3-7)
Где /з — зарядный ток;
Re — внутреннее сопротивление батареи и соединительных проводов.
Колебание напряжения генератора при изменении силы зарядного тока не может быть большим, так как сопротивление аккумуляторов, а вместе с тем и величина /3 R6 малы.
Режим работы генератора без регулирования напряжения не допускает отсоединения батареи. В противном случае напряжение генератора может недопустимо повыситься.
Увеличение напряжения батареи в конце заряда при работе генератора без регулирования напряжения вызывает необходимость уменьшения числа элементов батареи настолько, чтобы верхний предел напряжения батареи не превосходил номинального напряжения ламп. При неполностью заряженной батарее светоотдача ламп понижается, что является некоторым недостатком этого метода работы ВЭУ. Защита генератора от'перегрузки при больших скоростях ветра должна обеспечиваться регулированием ветродвигателя.
Характеристики U'=f(n) и Pr = f(n) генераторов постоянного тока с параллельным возбуждением, работающих без регулирования напряжения при отсутствии на
сыщения магнитной цепи, близки к прямым линиям и, следовательно, вообще говоря, не совмещаются с вершинами характеристик мощности ветродвигателей во всем диапазоне рабочих скоростей ветра. Наклон характеристик генератора и скорость вращения при начале возбуждения зависят от величины тока возбуждения. Последняя может быть изменена путем включения в цепь возбуждения постоянных сопротивлений. Подбором сопротив-
Ле 16 |
12 |
8 |
4 |
О 20 40 60 80 too Пе, об/мин |
О т 800 Ш І6Ю 2000пГі об/мин |
Рис. 3-4. Совмещенные характеристики ветродвигателя D-12 и генератора постоянного тока при различной величине со про- .тивлений в цепи возбуждения. |
Ления можно приблизить характеристику генератора Рт =f(n) к вершинам характеристик ветродвигателя для нескольких наиболее важных для эксплуатации скоростей ветра (рис. 3-4).
"С п особы регулирования напряжения генераторов посто я« ного тока. Применение генераторов с параллельным возбуждением без регулирования напряжения дает лишь относительную близость характеристик генератора к вершинам характеристик ветродвигателя и относительное постоянство напряжения на шинах, достаточное не для всех приемников энергии, а также не вполне обеспечивает правильный режим заряда аккумуляторов. Поэтому, особенно на более
крупных ветроустановках, часто применяются следующие способы регулирования напряжения.
А. Бесконтактные схемы. Регулирование напряжения при помощи дополнительной обмотки возбуждения или путем использования свойств реакции якоря.
Б. Контактные устройства. Вибрационные или угольные электромагнитные регуляторы напряжения.
В первых двух способах (А) регулирующим импульсом является изменение силы тока и регулирование производится на поддержание ее постоянства. Такое регулирование имеют генераторы со встречной последовательной обмоткой возбуждения и трехще - точные генераторы. При применении контактных устройств регулирование происходит непосредственно по напряжению.
Рис. 3-5. Принципиальная схема генератора постоянного тока с параллельной и встречной последовательной обмотками возбуждения. |
Схема возбуждения генераторов со смешанным возбуждением встречной последовательной обмоткой дана на рис. 3-5. Генераторы с этой системой возбуждения дают при изменении скорости вращения более благоприятную форму характеристики мощности по отношению к характеристикам ветродвигателя, чем с одной параллельной обмоткой возбуждения. При увеличении скорости ветра скорость вращения ветродвигателя повышается, увеличивается э. д. с. генератора и при постоянном сопротивлении - нагрузки сила тока в цепи. Ток нагрузки ограничивается действием встречной обмотки возбуждения, которая вызывает уменьшение намагничивающей силы (н. с.) полюсов при увеличении тока якоря. При соответствующем расчете н. с. встречной обмотки возбуждение генератора будет ограничиваться так, что при увеличении скорости вращения до некоторого предела нагрузка не будет превышать расчетной мощности ветродвигателя. Н. с. встречной обмотки обычно составляет 20—40% от н. с. параллельной обмотки. Ее величина определяется по характеристике генератора Ет — =f(ti) в зависимости от диапазона изменения скорости
Вращения ветродвигателя. Однако эта система регулирования имеет ряд недостатков. При работе ВЭУ на заряженную аккумуляторную батарею напряжение ба - 1 тареи и генератора сильно возрастает, что ведет к увеличению зарядного тока. Последний при сильном ветре может стать слишком большим для батареи. Во избежание перезаряда емкость батареи приходится брать увеличенной. При сильном ветре и отключенной внешней нагрузке, когда скорость вращения ветроагрегата увеличивается, а встречная обмотка возбуждения не действует, напряжение генератора при случайном отсоединении батареи может повыситься в 2—3 раза и повредить параллельную обмотку возбуждения. Для предохранения обмотки возбуждения от пробоя приходится делать глухое соединение между батареей и генератором без предохранителей, что нежелательно, так как лишает генератор и батарею защиты от сверхтоков.
Другие более сложиые схемы автоматического регулирования напряжения генераторов с применением дополнительных обмоток возбуждения или их шунтирования нелинейными сопротивлениями не нашли пока распространения.
3 |
Рис. 3-6. Принципиальная схема, трехщеточ - ного генератора. 1 — генератор; 2—батарея; 3 — нагрузка; ОВ—обмотка возбуждения. |
На мальих ветрозарядньгх агрегатах старой конструкции применялись т ре х щет оч н ы е генераторы' автомобильного типа. Эти генераторы имеют параллельное возбуждение с присоединением одного конца обмотки возбуждения к одной из главных щеток, а другого к дополнительной третьей щетке, расположенной на коллекторе по направлению вращения якоря перед второй главной щеткой (рис. 3-6). Система весьма проста и не требует квалифицированного ухода, так как генератор не имеет дополнительных обмоток или регулятора. Однако по условиям коммутации третьей щетки она может применяться только при напряжении до 6 в и мощности генераторов до 100 вт. Принцип регулирования о-бщеизвестен и основан на использовании реакции якоря генератора, которая вызывает неравномерное рас
пределение магнитной индукции в воздушном зазоре машины. Характеристики трехщеточного генератора и ветродвигателя хорошо согласуются, однако этот тип генератора плохо удовлетворяет условиям правильного режима заряда аккумуляторной батареи и постоянства напряжения приемников энергии. На постоянство напряжения трехщеточного генератора влияют состояние пластин и степень заряда батареи. Если внутреннее сопротивление аккумулятора сильно возрастет (например, от сульфатации пластин) или батарея отсоединится от генератора, то согласно уравнению (3-7) напряжение генератора может сильно повыситься (до 10 в при =6 в) и вызвать выход из строя приемников энергии и самого генератора. Значительное повышение напряжения и силы' зарядного тока происходит также в конце заряда аккумуляторов, когда э. д. с. багареи сильно возрастет. В результате аккумуляторы испытывают систематические перезаряды или недозаряды, что сокращает срок их службы.
Эти недостатки трехщеточного генератора заставляют в последнее время отказываться от его применения.
Регулирование напряжения электромагнитными регуляторами дает наибольшее постоянство напряжения и в сочетании с ограничением силы тока генератора дает наилучший режим заряда аккумуляторной батареи. Это преимущество данного способа регулирования, важное для потребителей, требующих постоянства напряжения, заставляет предпочитать его другим, несмотря на то, что характеристики мощности генератора и ветродвигателя здесь менее согласуются друг с другом.
В зависимости от мощности и напряжения генератора на ВЭУ применяются вибрационные или угольные регуляторы напряжения. Для ветрозарядных агрегатов напряжением 6—30 в могут применяться вибрационные одноступенчатые регуляторы автомобильного типа. Угольные регуляторы изготовляются и применяются при напряжении 120—460 в.
Вибрационный регулятор, принципиальная схема которого дана на рис. 3-7, устанавливает среднюю величину тока возбуждения в зависимости от отношения trfti времени замкнутого и разомкнутого состояний
контактов к. Благодаря этому при увеличении скорости вращения генератора средняя. величина тока возбуждения уменьшается и напряжение генератора остается постоянным. Величина добавочного сопротивления RJl, включаемого в цепь возбуждения, определяется наибольшей скоростью вращения генератора, до которой регулятор должен поддерживать постоянство напряжения, а наибольшая скорость вращения определяется степенью неравномерности регулятора ветродвигателя. Нижний предел работы регулятора напряжения определяется минимальной скоростью вращения, при которой напряжение и ток возбуждения достигают номинальной величины. Обмотка возбуждения генератора мощностью более 1 кет, работающего с вибрационным регулятором, обычно делится на две части, каждая из которых имеет отдельный регулятор. Это делается для уменьшения разрывного тока контактов регулятора, что повышает надежность его работы.
Защита от перегрузки. Регулирование на постоянную величину напряжения UT —const может вызвать в случае разряженной батареи большие перегрузки генератора и батареи по зарядному току. Для ограничения нагрузки генератора применяются вибрационные регуляторы, напряжения, снабженные компенсирующей токовой обмоткой (КО на рис. 3-12), которая включается в цепь якоря генератора, или максимальное токовое реле (РМ), представляющее по принципу действия тоже вибрационный регулятор, но реагирующий на силу тока (см. рис. 3-21).
Генератора с вибрационным регулятором напряжения, 1 — генератор; 2—регулятор напряжения; К — контакт регулятора напряжения; ОВ— обмотка возбуждения генератора; ОРЯ —обмотка регулятора напряжения; Rд — дополнительное сопротивление. |
В регуляторе с компенсирующей токовой обмоткой параллельная и последовательная обмотки должны создавать намагничивающую силу (н. с.) одного направления. Внешняя характеристика генератора при этом
•имеет вид наклонной кривой. Обычно при регуляторах напряжения с токовой обмоткой падение напряжения на генераторе не превышает 10—іГ5%, чтобы батарея не начала разряжаться раньше, чем ток генератора достигнет номинальной величины. Действие такого регулятора следующее. В начале заряда батареи регулятор, стремясь поддержать напряжение постоянным, увеличивает силу зарядного тока, причем последовательная обмотка увеличивает н. с. сердечника, вследствие чего регулятор начинает работать раньше, чем в случае бестоковой обмотки. В результате зарядный ток держится на пониженном уровне. При увеличении э. д. с. батареи по мере ее заряда величина зарядного тока будет снижаться, вследствие чего н. с. последовательной обмотки будет уменьшаться. Контакты регулятора будут длительнее оставаться замкнутыми, в результате чего э. д. с. генератора и зарядный ток будут снижаться меньше. Таким образом, регулятор ограничивает силу зарядного тока батареи в начале заряда, а к концу — уменьшает ее не слишком сильно.
Конструкция максимального токового реле не отличается от регулятора напряжения, «о имеет вместо параллельной последовательную обмотку. Внешняя характеристика генератора, работающего с максимальным реле и регулятором напряжения без токовой обмотки, имеет вид горизонтальной прямой. До тех пор, пока величина тока генератора не превосходит уставки тока максимального реле, работает один регулятор напряжения. При превышении заданной величины тока начинает вибрировать якорь максимального реле, которое снижает напряжение до величины, при которой сила тока не превышает тока уставки реле. В это время регулятор напряжения не работает (его контакты замкнуты), так как напряжение держится ниже его уставки. При больших перегрузках напряжение генератора падает до пересечения с нижней ветвью внешней характеристики генератора и далее уменьшается по этой характеристике. Так как максимальное реле и регулятор напряжения работают не одновременно, добавочное сопротивление /?д в конструкции регуляторов напряжения и тока делают общ им, а их контакты соединяют последовательно.
Синхронные генераторы с возбужде-
НйеМ of постоянны* Магнитов. ГенератйрЫ этого типа имеют ротор с полюсами из высокомагнитного алюминиевоникелевого сплава (альни) без обмотки и статор с обмоткой трехфазного тока. Эти генераторы для ветрозарядных агрегатов имеют следующие преимущества перед генераторами постоянного тока: большую простоту конструкции и надежность в эксплуатации ввиду отсутствия коллектора, контактных колец и обмотки ротора, что весьма важно для ветроэлектрических установок, расположенных в удаленных точках; отсутствие потерь на возбуждение и меньшие потери холостого хода, благодаря чему ветроагрегат с генератором данного типа начинает работать при меньшей скорости ветра; отсутствие. помех радиоприему благодаря отсутствию искрящих контактов; возможность выполнения генератора с более благоприятной для ветродвигателя характеристикой мощности Pr=f(n),
Отсутствие обмотки возбуждения не позволяет применить для генераторов этого типа ни один из обычных методов регулирования напряжения воздействием насилу тока возбуждения. Регулирование напряжения этих генераторов можно осуществлять с помощью ферроре - зонансных стабилизаторов напряжения, включаемых в цепь нагрузки. Однако обычно при работе ветроагрегата с аккумуляторной батареей регулирование напряжения на этих генераторах не применяется, тем более, что изменение напряжения генератора с постоянными магнитами при изменении скорости вращения происходит менее резко, чем у генераторов постоянного тока.
3. Сравнение режимов работы ветроагрегата с различными типами генераторов при различных способах регулирования напряжения. Режимы работы генераторов постоянного тока при регулировании напряжения на постоянную силу тока не отвечают условиям правильного заряда аккумуляторной батареи вследствие возрастания напряжения и силы тока генератора в конце заряда. Режим напряжения у приемников энергии оказывается также неблагоприятен. Поэтому несмотря на то, что при данном способе регулирования может быть достигнуто лучшее использование ветродвигателя, применение подобного регулирования на ВЭУ не может рекомендоваться. Целесообразнее применение генераторов с параллельным возбуждением и электромагнитны
ми регуляторами напряжения с токовой компенсацией или максимальным реле, создающих лучшие условия для заряда батареи и работы потребителей, хотя использование мощности ветродвигателя получается здесь несколько худшим. Для сравнения работы генераторов на заряд аккумуляторов при различных способах регулирования напряжения на рис. 3-8 показаны кривые
В зависимости от продолжительности заряда. Кривая 1 относится к работе генератора с регулятором напряжения без токовой компенсации и без максимального реле. При этом имеет место слишком большой ток в начале заряда, при котором генератор перегружается. Кривая 2 относится к генератору с регулированием на постоянную силу тока, дающему излишне большой ток в конце заряда. Кривая 3 относится к работе генератора при регуляторе напряжения с токовой компенсацией, а кривая 4—при регуляторе с максимальным реле, удовлетворяют условиям правильного заряда батареи, но последний "способ имеет преимущество независимой настройки уставки напряжения и силы тока реле. С точки зрения наилучшего использования располагаемой мощности ветродвигателя режимы работы ветродвигателя при наличии регулирования напряжения электромагнитным регулятором и без регулирования напряжения одинаковы.
При применении угольных электромагнитных регуляторов режимы работы генераторов аналогичны их режимам работы с вибрационным регулятором.
Изменения зарядного тока Ного тока батареи по времени при разных способах регулирования напряжения. |
Напряжения, работающем Обе кривые 3 и 4 лучше |
Синхронные генераторы с возбуждением от постоянных магнитов, которые строятся на небольшие мощно
сти, имеют перечисленные выше эксплуатационные преимущества и дают хорошее использование ветродвигателя.
В результате сравнения применения для ветроаг. ре- гатов генераторов разных типов и рассмотрения режимов их работы следует сделать вывод, что для малых ветрозарядных агрегатов наиболее целесообразным является применение синхронных генераторов с постоянными магнитами, работающих без регулирования на
Ії
Рис. 3-9. Внешние характеристики двух генераторов, работающих параллельно на заряд аккумуляторной батареи,
Пряжения, а для более мощных установок — применение генераторов постоянного тока с параллельным возбуждением и электромагнитными регуляторами напряжения.
4. Параллельная работа ветроагрегатов. При ограниченном числе ветроагрегатов разной мощности, выпускаемых промышленностью, иногда приходится устанавливать на одной ВЭУ два ветроагрегата и более, большей частью однотипных. При параллельной работе ветроагрегатов с генераторами постоянного тока, имеющими параллельное возбуждение, или синхронными, работающими параллельно на стороне выпрямленного тока, нагрузка распределяется между генераторами согласно их натуральным или создаваемым регуляторами напряжения внешним характеристикам (рис. 3-9). Если характеристики двух генераторов одинаковы, нагрузка делится между ними поровну. Если характеристики не одинаковьи, но напряжения при холостом ходе равны, то из рис. 3-9 видно, что генератор с пологой характерн
стикой // нагружается больше, чем генератор с крутой характеристикой I. При отсутствии внешней нагрузки суммарный зарядный ток батареи определяется точкой пересечения горизонтальной линии напряжения на шинах с характеристикой батареи IV (точка а).
Располагаемая мощность ветроагрегатов и их скорость вращения изменяются в зависимости от скорости ветра. Вследствие этого напряжение генераторов будет также меняться: когда UT>E6, генераторы будут заряжать батарею силой тока в зависимости от величины разности U — Еб. При включении внешней нагрузки она будет делиться между генераторами также согласно с расположением их характеристик в данный момент. При недостатке располагаемой мощности ветродвигателей и падении напряжения генераторов до Ur<^E6 часть или вся нагрузка будет покрываться аккумуляторной батареей.
Резервные агрегаты на ветроустановках постоянного тока, как правило, не работают параллельно с ветро- агрегатами, так как при наличии аккумуляторной батарей в этом нет необходимости.
5. Схемы электрических соединений. Схемы ветроза - ряднык установок разнообразны и зависят от принятого типа генератора. Для малых ВЭУ применяются электрические схемы и коммутационная аппаратура, принятая на стационарных или транспортных электроустановках соответствующей мощности. При существующих номинальных напряжениях 6; 12,5; 28; 125 и 230 в ВЭУ коммутируются большей частью по двухпроводной схеме с одной системой сборных шин. При наличии резервных тепловых двигателей на ВЭУ малой мощности применяются отдельные сборные шины для ветрового и резервного агрегатов, как правило, без расчета на параллельную работу с переключением нагрузки на ту или другую систему шин. " /
Для защиты батареи от разряда на генератор и генератора от обратного тока в случае его. остановки или снижения скорости вращения служат реле или автоматы обратного тока или другие приборы того же назначения. Реле или автомат обратного тока должен подключать генератор к батарее при превышении напряжения генератора над напряжением батареи и отключать его
при небольшом обратном токе батареи. В ветрозаряд - ных установках применяются реле обратного тока автомобильного типа, непосредственно разрывающие ток нагрузки. В ВЭУ малой мощности применяются автоматы обратного тока прямого действия железнодорожного или станционного типа, а-при больших токах — реле обратного тока, действующие на электромагнитный контактор в главной цепи. Импульсом для включения реле и автоматов служит величина напряжения батареи. По
^П Г-Т |
Скольку напряжение батареи меняется в зависимости от состояния ее заряда, более точного включения можно достичь при реле дифференциального типа, реагирующего на разйосгь напряжений генератора и батареи. Такие реле существуют в самолетном электрооборудовании, но для ВЭУ не применяются ввиду их сложности и дефицитности. При применении на ветроустановке генераторов переменного тока с выпрямителями автоматы или реле обратного тока не требуются, так как их заменяют твердые выпрямители, по большей части селеновые.
Ветрозарядные установки обычно работают со стар - терными аккумуляторами, число элементов которых при заряде и разряде остается неизменным. На более крупных ВЭУ устанавливаются железнодорожные или станционные аккумуляторы с элементными коммутаторами.
На рис. 3-Ю показана простейшая схема коммутации ветрозарядной установки мощностью 80—150 вт, работающей при напряжении 12—24 в. Генератор постоянно
го тока спараллельным возбуждением работает без регулирования напряжения с аккумуляторной батареей стар - терного типа. Генератор и батарея защищаются от сверхтоков олавкими предохранителями. Для контроля в цепи батареи ставят вольтметр и амперметр с двусторонней шкалой. Поскольку ветроагрегат с быстроходным ветроколесом разгоняется при значительно большей скорости ветра, чем та, при которой он может работать, буду™ уже выведенным на рабочий режим, в схеме предусматривается кнопка 3 для стартерного запуска агре-
1 — синхронный генератор; 2 — селеновый выпрямитель; 3 — батарея; 4—пакетный выключатель. |
Гата от аккумуляторной батареи при малой скорости ветра.
Простая схема электрических соединений «без регулирования напряжения генератора применяется также для ветроагрегатов мощностью 0,4—2 кет с синхронными генераторами и селеновыми выпрямителями прн напряжениях сети 12—120 в (рис. 3-11).
Для того чтобы избежать сокращения срока службы ламп от повышенного напряжения при полностью заряженной аккумуляторной батарее, число элементов батареи при работе без регулирования напряжения уменьшается и берется таким, при котором напряжение в конце заряда равно номинальному напряжению установки.
Для ветрозарядных установок с генераторами постоянного тока автомобильного типа мощностью 0,15— 1,5 кет при напряжении 12,5—28 в, работающими с регуляторами напряжения, применяются комплектные регуля-
торные коробки, выпускаемые к этим генераторам. В эти коробки входят реле обратного тока, вибрационные регуляторы напряжения и максимальные реле. На такой ВЭУ аккумуляторная батарея устанавливается с полным числом элементов, так как регулятор напряжения создает нормальный режим для приемников энергии. Защитная аппаратура и контрольные приборы применяются те же, что и в предыдущих схемах. На рис. 3-12 представлена схема электрических соединений ВЭУ D-3,5 с генератором ГТ-4563А мощностью 1 кет, 28 в, работающем с реле — регулятором РРА-24ф. В табл. 3-2
---- ЕЗ-
РОТІ
' I
£3— |
ВО, Орн |
V |
К 0*7 |
РН |
Mjpqj
_____ І2
Регуляторная коробка типаРРА-МилиРРА-2ЧФ ~у
Рис. 3-12. Схема электрических соединений ветрозарядной установки (D-3,5) с генератором автомобильного типа и вибрационным регулятором напряжения.
L |
/—генератор; 2 — батарея; РОТ — реле обратного тока; РН — регулятор напряжения; ОРН— главная обмотка регулятора напряжения; ВО— выравнивающая обмотка; /СО —компенсирующая токовая обмотка.
Таблица 3-2 Генераторы автотракторного типа, используемые на ВЭУ
|
Ука^йЙЫ некоторые типы автомобильных и тракторных генераторов, используемых на ВЭУ по 'подобным схемам.
На рис, 3-13 представлены варианты схем электрических соединений малых ВЭУ постоянного тока мощностью 7—10 кет при напряжении генераторов 126— 230 в. Схемы таких установок различаются различным присоединением ветроагрегата 1, резервного агрегата 2 и аккумуляторной батареи 3 к сборным шинам. Схема а является наиболее гибкой и допускает одновременно раздельную работу ветроагрегата и резервного агрегата с любой частью нагрузки на свою систему шин. Аккумуляторная батарея 3 имеет двойной элементный коммутатор 4 (схема а ив) или разделяется на две части (схема б) с тем, чтобы при повышении напряжения батареи в конце заряда уменьшать автоматически или вручную число элементов, работающих на нагрузку. Мощность резервного агрегата в схемах а ив принимается равной мощности ветроагрегата. Иногда она принимается мень-
125-2306
|| Г
Силовая нйгрузка Освещение 125-2306 Rf |
I" |
1 |
J J vi І J J
А) Ч 6) |
Рис. 3-13. Варианты схем электрических соединений ВЭУ с агрегатами 7—10 кет, 125—230 в.
/ — ветровой агрегат; 2—тепловой агрегат; 3—батарея; 4 — двойной элементный коммутатор.
Шей из расчета питания только потребителей первой категории (схема б). На ВЭУ с ветродвигателем, имеющим малую неравномерность. вращения (например, типа D-12), может применяться генератор с параллельным возбуждением без регулирования напряжения. Если ветродвигатель имеет регулирование с большой неравномерностью, /необходимо устанавливать угольный регулятор напряжения. Применение последнего позволит ветроагрегату при сильном ветре или малой нагрузке работать без аккумуляторной батареи.
Для ВЭУ большей мощности при наличии более протяженных сетей применяется напряжение 440 в с трех - проводной системой распределения энергии. Деление напряжения генератора производится с помощью аккумуляторной батареи (рис. 3-14). Генераторы и батарея подключаются к сборным шинам 440 в. Средняя точка батареи 3 выводится к третьей шине. Для подзаряда элементов батареи, выведенных на элементный коммутатор, предусматривается <вольтодобавочный двигатель - генератор 4.