ОПЫТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВЭС В СССР
Конструкторская и научно-исследовательская работа по применению ветроэлектрических установок в СССР в большой и малой энергетике велась параллельно с их опытным строительством.
В 1931 г. в СССР была построена около Балаклавы в Крыму под руководством Н. В. Красовского, В. В. Уткина-Егорова и В. Р. Секторова опытная ВЭС с ветро - агрегатом, имевшим ветроколесо диаметром 30 м и асинхронный генератор мощностью 400 кет (рис. 2-5). ВЭС работала в энергосистеме параллельно с паротурбинной электростанцией до 1941 г., когда она была разрушена при оккупации Крыма. Мощность ветроагрегатов, работавших до этого за границей — в Дании и Германии, — не превышала 50—70 кет при диаметре ветро - колес 16—24 м, и построенный в СССР ветроагрегат был первым самым крупным по мощности и. диаметру ветроколеса [Л. 19].
Опытный агрегат был задуман как модель одного из возможных типов более мощных агрегатов для работы в энергосистемах ветровых районов СССР.
Данные о конструкции ветроагрегата Д-30 приведены в табл. 2-1 и 2-2.
Сеть 6 кб |
125к6а |
На Балаклавской ВЭС в качестве генератора был использован асинхронный электродвигатель трехфазного тока мощностью 125 л. е., 380/220 в, 600 об/мин (синхронных) с фазным ротором. Генератор развивал номинальную мощность при скольжении 3%. Поскольку схемы ВЭС с асинхронными генераторами ниже не рассматриваются, схема коммутации ВЭС представлена на рис. 1-24. Генератор был соединен через кольцевой токосъемник в блок с повысительным трансформатором 100 ква, 0,23/6 кв и присоединен к воздушной линии напряжением 6 кв. Первоначальный пуск двигателя производился вручную. По достижении синхронной скорости вращения генератор автоматически подключался к сети с помощью центробежного механизма, контакт которого замыкал цепь катушки электромагнитного контактора 1 л в главной цепи генератора. Для этого был использован небольшой центробежный регулятор от паровой машины, соединенный с одним из валов передачи ветродвигателя, производивший включение генератора с точ-
S С |
5! 5 с». £ а 8 § <3 <3 |
«; а Sis - III А Й е 5 |
Рис. 1-24. Электрическая схема соединений Балаклавской ВЭС. |
Ностью около 1% от номинальной скорости вращения. Отключение генератора от сети при опадении скорости ветра производилось с помощью, реле РМ направления мощности с зависимой характеристикой. В одной фазе была установлена токовая зависимая защита РТ от перегрузки и коротких замыканий, действовавшая на отключение генератора, и реле нулевого напряжения РН от повторного включения генератора в случае снятия напряжения с линии. Для блокировки повторного включения агрегата при действии защиты имеется блокировочное реле РВ. Поворот головки ветродвигателя при изменении направления ветра производился автоматически с помощью управляющего флюгера, включавшего электродвигатель поворотного механизма. Устройства для компенсации потребления реактивной энергии генератором не требовалось ввиду большой мощности энергосистемы по сравнению с ВЭС.
При эксплуатации ВЭС автоматическое регулирование ветродвигателя большую часть времени использо-
Валось лишь для ограничения скорости вращения агрегата при аварийном сбросе нагрузки. Агрегат не требовал защиты от перегрузки и работал с короткозамкну - тым ротором, так как в периоды больших скоростей ветра он переводился на работу по сниженным аэродинамическим характеристикам. Последнее достигалось уменьшением рабочего угла лопастей перед началом такого периода действием вручную на штурвал регулятора.
Опытные характеристики мощности агрегата по скорости ветра/5,, = f(v) при разных рабочих углах лопа-
стеи, характеризуемых величиной а, положения каретки регулятора даны на рис. 1-25.
Первый опыт работы мощного ветроагрегата в энергосистеме привел к обнадеживающим результатам. Несмотря на несовершенство некоторых узлов ветродвигателя, вызывавшее частый текущий ремонт, за все время
I
Эксплуатации ВЭС не было ни одной серьезной аварии. Простая система автоматического управления работала также безотказно.
На рис. 1-26 представлены опытные графики выработки ветроагрегата за 5-минутные промежутки времени при различных средних скоростях ветра, показывающие относительно небольшие колебания выработки, характерные для агрегата с асинхронным генератором. Благодаря саморегулированию агрегата и скольжению генератора при изменении нагрузки графики выработки
агрегата при скоростях ветра ниже расчетной (8— 10 м/сек) были значительно ровнее, чем можно было. ожидать по структуре ветра. При скорости ветра около 12 м/сек на 3-й диаграмме, снятой в зоне регулирования, максимальные колебания выработки не превышали 30%:, что по характеристике генератора соответствует изменению - скольжения в 1 %, т. е. неравномерности ± 0,5%', тогда как при- холостом ходе эта неравномерность при тех же ветровых условиях составляла более ± 1,5%.
В последнем десятилетии ряд опытных ВЭС был сооружен научно-исследовательскими учреждениями СССР на сельскохозяйственных объектах на базе ветродвигателей типов D-18 и 1D-18, мощностью 25—50 кет, причем некоторые из них работали в опытной эксплуатации длительные периоды времени |[Л. 20]. ВЭС в опытном хозяйстве Запорожского филиала ВИЭСХ на о. Хортице, сооруженная в 1949 г., имела ветроагрегат мощностью 25 кет с ветродвигателем D-18 универсального исполнения (с вертикальным валом) и синхронным генератором, соединенным с ветродвигателем через электромагнитную муфту (§ 4-5). В процессе опытной эксплуатации ВЭС работала на местную нагрузку сельскохозяйственного участка параллельно с дизельным агрегатом равной мощности.
По той же схеме работало несколько ВЭС с ветродвигателями 1D-18 на МТС в северных областях КазССР, где не имеется других местных энергоресурсов.
В 1956—1958 гг. в Акмолинской области сооружены две изолированные ВЭС на базе ветродвигателей типа D18-CX-3 с генератором, расположенным на головке ветродвигателя, и ветроколесом за башней. Первая ВЭС с одним агрегатом мощностью 50 кет с синхронным генератором и параллельно работающим дизельным резервом эксплуатируется на удаленной животноводческой ферме колхоза им. Ворошилова (рис. 1-27). Вторая ВЭС мощностью 400 кет—многоагрегатная — снабжает электроэнергией РТС «Авангард» и центральные усадьбы трех колхозов. ВЭС имеет 12 іветроагрегатов, расположенных на равнине на расстоянии 200—260 м друг от друга, с генераторами постоянного тока мощностью по 40 кет, 460 в, работающими параллельно с последующим преобразованием постоянного тока в трехфазный при помощи двух двигат'еЛЬ-Гейераторав. НреобразоватеЛМ, равно как и два резервных дизельных агрегата мощностью по 200 кет, работают параллельно на сборные шины 0,4 кв и далее через трансформатор на отводящие линии напряжением 10 кв. Последняя ВЭС сооружена в основном для изучения условий технической эксплуатации многоагрегатных ВЭС. Экономических выводов из
Рис. 1-27. Ветроэлектрическая станция D-18 в колхозе им. Ворошилова Акмолянского района. |
Практики работы опытных ВЭС сделать еЩе нельзя, так как пока, не найдена достаточно совершенная конструкция двигателей и не установлена их продажная стоимость.