РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕТРОДВИГАТЕЛЕЙ
' От отвлеченных аэродинамических характеристик MB = MB(Z, ср) и % = ср) можно при помощи формул (1-37) и (1-44) перейти к размерным рабочим характеристикам крутящих моментов M==f(n) и Яв = = f (п). Они строятся в виде отдельных кривых для каждой скорости ветра, обычно через 1 м/сек для конкретного типа и диаметра двигателя. Эти характеристики полнее раскрывают режим работы двигателя, служат для выбора оптимального режима работы агрегата и определения передаточного отношения механической передачи к генератору.
Характеристики крутящих моментов MB = f(n) и мощности PB = f(n) для ветродвигателя ветрозарядного агрегата ВЭ-2, построенные из отвлеченной аэродинамической характеристики ветроколеса, представлены на рис. 1-18.
Построение производится следующим образом: по отвлеченным аэродинамическим характеристикам берутся значения числа модулей и соответствующие им значения Мв и X. Для каждого числа модулей Z и рабочих скоростей ветра v, взятых через 1 м/сек, подсчитывают величины п [об/мин), Мв [кГ-м], Рв[квт] на валу ветроколеса при р0 =0,125 кГ■секг/м4 по формулам:
П = [об/мин];
А)
6)
Рис. 1-18. Рабочие характеристики M = f(n) и P = f(ra)
Ser- |
3 2 200 too 600 BOO 1000 об/мин |
КГм |
Ветродвигателя D-2 (агрегат ВЭ-2).
7kfB = 0,195ya/?3yWB [кГ-м]; Рв~ 0,000481 DVS [кет],
Где D = 2R — диаметр ветроколеса.
Пересчет на другие р производится по (1-3). Результаты подсчетов рекомендуется выписать в форме таблиц, по которым строятся характеристики MB~f(n) и PB = f(n) в виде кривых, отнесенных к разным постоянным скоростям ветра.
Максимум каждой кривой PB = f(n) соответствует скорости вращения, при которой ветроколесо при данной скорости ветра работает с нормальным числом модулей ZH и максимальной величиной £ = £макс. На характеристиках моментов эти точки находятся правее вершин характеристик MB—f(ri) и на рис. 1-18,а показаны крупными точками. С уменьшением скорости ветра максимумы кривых MB~f(n) уменьшаются и все кривые сдвигаются влево в сторону уменьшения скорости вращения.
Точки пересечения характеристик с осью абсцисс, соответствующие Мв=0 и Рв— 0, дают предельные синхронные скорости вращения, которые может развить ветроколесо при каждой данной скорости ветра, работая без нагрузки и без принудительного регулирования скорости вращения. Рабочие точки характеристик при нагрузке определяются наложением на характеристики двигателя MB = f(n), PB = f(n) таких же характеристик генератора Mr = f(n), Pr = f(n). На рис. 1-18, а и б пунктирными линиями показаны четыре характеристики генераторов разного вида: три при разной постоянной скорости вращения и одна — при переменной.
По совмещенным характеристикам мощности ветродвигателя PB — f(n) могут быть построены рабочие характеристики мощности по скорости ветра P = f(v).
На рис. 1-19 представлены четыре характеристики P=f(v) для того же ветродвигателя D-2 агрегата ВЭ-2, построенные по совмещенным характеристикам PB = f(n) и четырем характеристикам генераторов РТ~ = f(n) (рис. 1-18).. На обоих рисунках соответствующие друг другу характеристики обозначены одинаковыми цифрами. В зависимости от режима работы двигателя, который определяется формой и положением наложенной характеристики генератора, характеристики мощности двигателя PB = f(p) имеют различную форму.
Характеристики PB = f(v), PB = f(n), так же как любые рабочие и регулировочные характеристики ветро-
Рис. 1-19. Рабочие характеристики P = f(v) ветродвигателя D-2 (агрегат ВЭ-2) при работе с генераторами, имеющими разные характеристики. |
Двигателя, имеют характерные точки, соответствующие следующим расчетным параметрам:
У —скорость ветра, при которой ветродвигатель начинает отдавать мощность;
УчакС— скорость ветра, до которой работает ветродвигатель и при превышении которой он должен быть остановлен; прр, Zp, Мвр, Рвр, Ур — расчетные скорость вращения,
Быстроходность, момент и мощность ветродвигателя, расчетная скорость ветра, соответствующие началу регулирования ветродвигателя.
Расчетные параметры быстроходных ветродвигателей на ВЭС обычно близки к номинальным значениям п Ма, Рн, оя. Характеристика 1 (рис. 1-18 и 1-19) относится к принятому при проектировании генератору ветроагре - гата ВЭ-2. С этим генератором ветродвигатель развивает наибольшую мощность на всем диапазоне рабочих скоростей ветра до начала регулирования и имеет наименьшую скорость ветра умин. Характеристика 2 для генератора, работающего при постоянной скорости вращения п = 500 об/мин, дает расчетную мощность двигателя, близкую к максимальной, но двигатель начинает отдавать мощность при значительно большей скорости ветра умии, чем в первом случае. На агрегате, работающем по характеристике 3 при постоянной скорости вращения « = 400 об/мин, мощность^азвиваемая двигателем, при больших скоростях ветра уменьшается, а при малых скоростях ветра увеличивается, но скорость вет - ра умин остается большей, чем в первом случае. При характеристике генератора 4 и постоянной скорости вращения п = 300 об/мин скорость ветра у близка к первому случаю, но мощность Р при v>6 м/сек значительно снижается. Характеристики крутящих моментов и мощности изменяются в зависимости от угла установки лопастей (или их поворотных частей) <р. Это видно на рис. 1-20, где представлены характеристики крутящих моментов менее быстроходного двигателя типа D-18 (2Н = 4,7), имеющего поворотные части лопастей, установка угла которых производится стабилизаторами. Характеристики даны при разных углах р между хордой профиля поворотной части лопасти и дужкой стабилизатора, определяющих угол <р установки поворотных частей. Уменьшение угла р соответствует увеличению угла <р поворотной части лопасти.
Изменением характеристики двигателя в зависимости от величины угла <р пользуются при регулировании скорости вращения и момента ветродвигателей.
Так как в зависимости от выбранной скорости вращения и угла установки лопастей наклон и форма характеристик PB = f(v) меняются, то для выявления оптимальной характеристики агрегата опытные характеристики Рв = /(у) при испытании моделей или натурных
SO об/мин О |
80 об/мин |
Мв |
! / |
-0=1 |
Ф= |
►'V |
|
1 1 |
|||||
1 1 |
|||||
! |
1 |
||||
1 |
/ л' |
К |
|||
T J |
Y^ 9 |
||||
V |
|||||
- |
VCU-5 QX-bM/et rv\ 1 |
* |
N |
800 |
400 |
40 |
80 об/мин О |
Рис. 1-20. Характеристики моментов ветродвигателя D-I8 в зависимости от угла § и скорости ветра v.
Конструкций снимают при различных углах установки лопастей и разной скорости вращения.
На рис. 1-21 представлены экспериментальные характеристики мощности PB=,f(v) ветродвигателя D-18,
SO об/мин |
Отнесенные к зажимам генератора, при разных углах (3 и «в = 38 — 39 об/мин. Эта скорость вращения заранее
Была найдена как оптимальная. Уменьшение угла (3, соответствующее увеличению угла <р, вызывает понижение мощности двигателя при больших скоростях ветра, но уменьшение минимальной скорости ветра начала отдачи мощности умин и увеличение отдачи на малых скоростях ветра.
Представленные рабочие характеристики ветродвигателя рассматриваются пока для случая работы двигателя без регулирования, поэтому имеют силу лишь до начала действия последнего.
Рабочие характеристики мощности PB = f(n) могут быть отнесены как к мощности на валу ветроколеса, так и к мощности на выходном валу ветродвигателя. Опытные характеристики Рв — f (п) чаще снимаются как агрегатные характеристики ветродвигателя совместно с генератором и относятся к электрической мощности на его зажимах, как они представлены для двигателя D-18 на рИс. 1-21. Эксперименталь - рис. 1-21. В ЭТОМ случае мощ - ные характеристики мощно - ность на валу ветроколеса оп - сти ветродвигателя D-18. ределяется путем добавления
Потерь в генераторе и механической передаче от ветроколеса к генератору.
При совмещении характеристик MB — f(n) и М = = /(«) или PB = f(n) и Pr = f(n) они должны быть приведены к скорости вращения одного и того же вала, например выходного вала двигателя.
51 |
Определяя расчетные режимы работы ветродвигателя и генератора для различных скоростей ветра, необходи-
4*
мо, с одной стороны, обеспечить устойчивость статического равновесия такой системы, с другой стороны, стремиться к тому, чтобы использовать те части характеристик двигателя, которые оказываются наиболее благоприятными в заданных условиях эксплуатации двигателя.
Чтобы определить, устойчиво ли равновесие какой-либо статической системы, обычно изучают ее поведение при малых отклонениях от положения равновесия. Если при малом отклонении возникает момент, стремящийся вернуть систему в первоначальное положение, равновесие будет устойчивым, и, наоборот, если момент, возникший при отклонении системы от положения равновесия, стремится увеличить это отклонение, — равновесие неустойчиво. Условие устойчивости для ветроэлектрического агрегата выражается следующим неравенством:
DM„ dMr
—----------------------------- - .
Dn ^ dn
Из приведенного условия устойчивости следует, что при вертикальной характеристике генератора условия устойчивости будут соблюдены при любом ее расположении вдоль оси абсцисс. Если генератор имеет наклонную характеристику, то при пересечении ее с правыми частями характеристик двигателя устойчивость работы двигателя также обеспечивается. При наклонной характеристике генератора, пересекающей левые части характеристик двигателя, устойчивость будет иметь место только в случае, если характеристика генератора в точках пересечения с характеристиками двигателя будет круче последних. На рис. 1-18 рабочие точки всех четырех характеристик генераторов являются устойчивыми. Однако если для работы с двигателем D-2 взять генератор с меньшей скоростью вращения и наклонной характеристикой, то работа двигателя может оказаться неустойчивой.
Второе условие выбора расчетных режимов работы ветродвигателя заключается в возможно лучшем использовании его мощности до начала регулирования. Наиболее благоприятным для этого является режим работы двигателя при переменной скорости вращения и постоянном числе модулей Z = ZH при v < ир. Такой режим определяется кривой нагрузки, проходящей через вершины характеристик мощности двигателя, при всех скоростях ветра. Близкий к этому режим дает кривая 1 на 'рис. 1-18,а. Осуществление такого режима, однако, не всегда возможно, так как характеристики генераторов, работающих с ветродвигателем, по большей части лишь приближаются к такой форме кривой на отдельных участках. Особенно трудно осуществить такой режим работы двигателя тогда, когда генератор переменного тока должен работать іпри постоянной частоте. Форма характеристики генератора вынуждает поэтому использовать, как правило, менее благоприятные режимы работы ветродвигателя при постоянной скорости вращения ветроколеса и переменном числе модулей или какой-то промежуточный режим между этими двумя.
В случае, если характеристика генератора не удовлетворяет условию Z = ZH, выбор расчетных режимов работы ветродвигателя практически сводится к выбору скорости ветра ун, при которой удовлетворяется это условие.
Эта скорость ветра выбирается в зависимости от условий эксплуатации ветродвигателя. При наличии механической передачи от ветроколеса к генератору требуемое расположение характеристики достигается выбором соответствующего передаточного отношения механической передачи.
У ветродвигателей, предназначенных для работы совместно с другими силовыми установками, форма характеристики генератора и ее расположение на характеристике двигателя выбираются обычно из условия получения наибольшей годовой выработки ветроагрегата. Для этого подсчет выработки делается при разных положениях характеристики генератора относительно характеристик двигателя и выбирается то из них, при котором годовая выработка агрегата получается максимальной. В ветрозарядных установках часто задаются другим условием — наибольшей длительностью работы ветродвигателя в году. В этом случае положение характеристики генератора выбирается таким, при котором она пересекает вершины характеристики двигателя при тех рабочих скоростях ветра, которые наиболее часто повторяются в течение года.
Для осуществления работы ветродвигателя с синхронным генератором на сеть переменного тока при Z = ZH= const, когда должна поддерживаться постоянная частота, требуется применение генератора с преобразователем частоты или передача мощности от ветроколеса к генератору через передачу с автоматически изменяющимся передаточным отношением. Однако применение такой схемы агрегата может понизить к. п. д. его передачи (на величину порядка 5—10%), что может ослабить или свести на нет выгоду от перевода двигателя на режим Z= ZH = const [Л. 21].
Результаты исследования выгодности этого режима представлены на рис. 1 -22, где нанесены кривые изменения годовой выработки ветроагрегата три его работе на режиме Z— ='const ло сравнению с режимом работы при постоянной скорости вращения ветроколеса. Изменения выработки зависит от среднегодовой скорости ветра и возможного ухудшения к. п. д. механической передачи. Кривые подсчитаны для ветродвигателя типа D-18 при установленной мощности генератора 30 кет, пи =40 об/мин, ZH =4,7, причем для каждой среднегодовой скорости ветра принята оптимальная величина расчетной скорости ветра и скорости вращения ветроколеса.
Годовое распределение скоростей ветра при подсчетах выработки принято по Гуллену-Емцову.
Го |
Rs |
W |
Кривая 1 (рис. 1-22) характеризует прирост выработки энергии ветроагрегата за счет перевода ветродви
гателя на режим работы с постоянным числом модулей без ухудшения механического к. п. д. ц = tjy Кривые 2 и 3 показывают, как снижается этот прирост выработки, если к. п. д. установки - цу понизить соответственно на 5 и 10%. Как видно, в диапазоне изменения среднегодовых скоростей ветра в пределах vr ~ 4—8 м/сек положительный эффект получается только для небольших скоростей ветра (~4—5 м/сек). Для скоростей ветра, больших 5 м/сек, понижение к. п. д. установки уже на 2—3% связано со снижением выработки энергии до таких размеров, при которых выгодность режима работы ветродвигателя с постоянным числом модулей совершенно пропадает. Это обстоятельство следует иметь в виду при выборе схемы передачи мощности и режима работы ветродвигателя.