Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
КОРРОЗИЯ ТРУБ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЕЙ
Трубы пароперегревателей в процессе работы подвергаются коррозии. По мере повышения рабочей температуры стойкость металла перегревателя в отношении воздействия на него окружающей среды уменьшается. Известно, что углеродистые стали при температурах до 450—500 °С до* статочно стойки, а выше 530 °С начинается их окисление, которое может идти как с внутренней, так и с наружной поверхности и носит название соответственно пароводяной коррозии и окалинообразования. Оба процесса представляют, собой интенсивное окисление металла кислородом с образованием закиси — оксида железа (Рез04), пленка которой не является устойчивой и не предотвращает дальнейшего окисления металла при высоких температурах,
При коэффициенте избытка воздуха 1,2—1,25 количество свободного кислорода в потоке газов в области перегревателя составляет 5—6,5 %, что создает возможность интенсивной наружной коррозии.
Участки с наибольшими напряжениями или получившие остаточную деформацию при холодной обработке (наклеп) наиболее подвержены коррозии. К таким участкам относятся гибы змеевиков, зона сварных соединений, места приварки штуцеров к коллекторам.
При эксплуатации перегревательных труб из аустенит - ных сталей обнаружилась интенсивная коррозия металла по границам зерен (межкристаллитная коррозия) с образованием сквозных трещин в напряженных участках (гибы, сварные швы) [19].
После 30 000 ч работы в аустенитной стали 1Х14Н14В2М (ЭИ-257) обнаружен распад твердого у-раствора с выделением по границам и внутри зерен карбидов, в результате чего образуются разнородные участки, состоящие из ау. рте - нита, феррита и карбидов с разными электрохимическими потенциалами; при этом в агрессивной среде создаются условия для электрохимической коррозии в местах сопри-' косновения по границам зерен.
Применение высокосернистого мазута в качестве топлива привело к новому виду коррозии металла, связанной
С - наличием ванадия в сернистых мазутах и получившей название ванадиевой коррозии.
Исследования показали [43], что ванадиевая коррозия наблюдается при температурах стенки, превышающих 625—650 °С, а при 700 °С достигает недопустимых в эксплуатации значений — порядка 100 мг/(м2-ч). Причиной интенсивной коррозии любых сталей (в том числе аустенитных) является пентаксид ванадия V2O5.
Установлено, что увеличение содержания никеля в металле ускоряет коррозию,'а повышение содержания хрома в стали до величины, превышающей содержание никеля, приводит к снижению коррозии. К ванадиевой коррозии более устойчивы ферритовые стали, легированные одним хромом. При совместном сжигании в топке мазута (60 %) и угля (40 %) ванадиевая коррозия не наблюдается.
Исследования, проведенные ІДКТИ, показали, что при сжигании сернистого мазута скорость высокотемпературной коррозии перегревателя увеличивается с повышением температуры наружной поверхности стенки трубы и коэффициента избытка воздуха и уменьшается при вводе в топку антикоррозийной присадки ВНИИНП-106; при одинаковых температурах стенки трубы коррозия стали 12Х1МФ протекает быстрее, чем стали 1Х18Н12Т.
Учитывая проведенные опыты, ВТИ не рекомендует допускать длительную работу труб перегревателя из стали 12Х1МФ с температурой более 585 °С при сжигании мазута, а из аустенитной стали — более 610 °С; при сжигании угля допустимая температура для аустенитной стали должна составлять не более 640 °С.
Внутренняя поверхность перегревателей, изготовленных из перлитных сталей, особенно недренируемых участков, подвержена стояночной коррозии.
Частые пуски и остановы существенно усиливают вну- трикотловую коррозию в связи с повышенной повреждаемостью защитных оксидных пленок. При этом наибольшей коррозии подвержены пароперегревательные поверхности, а интенсивность коррозионного поражения их металла определяется совершенством консервации котла.