СОСТАВ ТВЕРДОГО И ЖИДКОГО ТОПЛИВА
В состав твердого и жидкого топлива входят горючие элементы: углерод С, водород Н, сера S, а также негорючие элементы (внутренний и внешний балласт) - кислород О, азот N, влага W и зола А. Топливо, которое используется для сжигания, называется рабочим, и перечисленные элементы дают с индексом «Р», т. е. на рабочую массу топлива. Расчеты ведут на 1 кг топлива. Если из топлива удалить влагу, то останется сухая масса. Если у сухой массы удалить золу, то получим горючую массу топлива. Если выделить из горючей массы топлива летучую и колчеданную серу, то оставшаяся часть органической серы определит органическую массу. Если пробу топлива долго хранить в сухом помещении, то оставшаяся внешняя и гигроскопическая влага дает аналитическую массу топлива.
Углерод С - главная составляющая топлив. При окислении с кислородом образуется углекислый газ СО2 и 33 МДж теплоты. При недостатке воздуха или плохой тяге образуется окись углерода СО, или угарный газ, который без цвета, запаха и вкуса, токсичен, легче воздуха (р = 1,25 кг/м3), горюч, взрывоопасен. Угарный газ скапливается в «мертвых» зонах газоходов и при взаимодействии с воздухом может произойти взрыв, поэтому в обмуровке не должно быть трещин и неплотностей. На человека действует отравляюще, так как соединяется с гемоглобином крови в 200 раз быстрее, чем кислород воздуха и тем самым блокирует гемоглобин, поэтому в котельной должен быть трехкратный воздухообмен (вентиляция). При содержании в воздухе СО в количестве 0,1 % - через час происходит легкое отравление, 0,5 % - через 0,5 часа тяжелое отравление, а при 1 % - через 0,5 часа смертельный исход.
Окись углерода может догореть (при t = 650 °С), если подвести добавочный воздух.
Водород Н - его содержание небольшое, но дает теплоты в четыре раза больше, чем углерод, т. е. 120 МДж.
Сера S встречается в трех видах: органическая и колчеданная, или летучая горючая сера, а также сульфатная негорючая сера. Летучая сера дает 10 МДж теплоты. Сернистые соединения в сочетании с водяными парами вызывают коррозию стальных труб и повышают точку росы уходящих газов. Сернистый газ SO2 вредно действует на окружающую среду.
Кислород О находится в соединении с горючими элементами топлива, поэтому не способствует выделению химической энергии топлива.
Азот N содержится в топливе в малых количествах, в горении не участвует и переходит в свободном состоянии в продукты сгорания.
Влага W разделяется на внешнюю, попавшую в пласт при добыче, транспортировке, хранении из атмосферного воздуха, и внутреннюю, входящую в состав кристаллогидратов минеральных примесей топлива. Влага отрицательно влияет на качество топлива и работу теплогенератора, так как на ее испарение в топке используется полезная теплота, увеличивается температура точки росы, увеличивается количество дымовых газов, что приводит к перерасходу электроэнергии для их удаления и т. д.
Зола А, или зольность, понятие условное, так как зола в топливе не содержится, а получается при сжигании. Легкоплавкая зола вызывает зашлаковывание котлов и колосниковых решеток, что препятствует доступу воздуха к топливу. Летучая зола - пылевидные фракции, выносимые продуктами сгорания из топки и осаждающиеся в газоходах на трубках котла, экономайзера, воздухоподогревателя, что снижает теплопередачу от топочных газов к воде, уменьшает КПД и увеличивает расход топлива. Для очистки от золы используют обдувку в паровых и дробеочистку в водогрейных и паровых котлах.
Если твердое топливо нагревать без доступа воздуха до 850 °С (сухая перегонка), то из топлива выделяются летучие вещества (углеводороды, сера, водород, кислород, азот, влага) и остается твердый остаток (углерод и зола) - кокс. Количество летучих веществ определяют в процентах к рабочей или горючей массе топлива и называют выходом летучих. Чем больше выход летучих, тем легче воспламеняется топливо и выше его реакционная способность при горении, но необходимо иметь более высокие топки.