РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Поскольку работа VIP-тренера ограничена во времени и не должна создавать внутреннюю зависимость обучаемого от тренера, в некоторых случаях хорошим опосредующим звеном может быть разнообразный дополнительный материал. Работа с таким материалом может иметь следующие формы:
• Договоренность о ведении дневника, в котором сам обучающийся оценивает, как он использует полученные в процессе тренинга навыки или каково его самочувствие в сложных ситуациях, в которых тренер не участвует.
• Чтение по плану, которое может носить информативный характер, а может выполнять дополнительную функцию расширения сферы понимания обучающимся каких-то процессов, происходящих между людьми.
• Раздаточные материалы, которые используются в отсутствие тренера. Они могут носить характер прямых инструкций, причем разрабатываются они с учетом индивидуальных особенностей обучаемого и его рабочего альянса с тренером. Будет ли клиент использовать психотехнические приемы, рекомендованные тренером, зависит от того, в какой степени они подобраны специально "под него".
Наряду с другими действиями и видами дополнительного материала, в процессе осуществления программы тренинга для VIP-клиентов была создана методика работы с серией тренировочных карточек. Эти карточки — своеобразные алгоритмы действий в типичных для обучающегося ситуациях. Причем их спектр затрагивает не только рабочие моменты, но и планирование времени, и вопросы самочувствия.
Карточки используются в процессе тренинга, обыгрываются, отрабатываются, чтобы потом, в реальной ситуации, мельком проглядев их, клиент мог что-то вспомнить и правильно структурировать общение. Прорабатывается алгоритм, многоходовость поведения. Отрепетировав на тренинге ситуации, описанные в карточках, клиент будет готов к их возникновению в реальной жизни. В наборе карточек рассматриваются около 25 ситуаций (можно создать и значительно больше, это зависит от сферы работы клиента).
Вот, например, набор, созданный для работы с одним из клиентов:
1. Просыпание.
2. "Утренняя бодрость".
3. Расслабление.
4. Уход из публичной ситуации.
5. Переход к покою — вечером наедине с собой.
6. Перед засыпанием.
7. Засыпание.
8. Начало публичного выступления перед аудиторией.
9. Начало публичного выступления на TV.
10. Трудный вопрос.
11. Неприятный посетитель.
12. "Выход" из важной и успешной ситуации.
13. Десятиминутная пауза между важными ситуациями.
14. Настрой на новую ситуацию после паузы.
15. Если хочется спать среди дня.
16. На длинном заседании.
17. Принятие важного решения.
18. Внезапное событие, нарушившее график.
19. Ситуация "культурного" общения — музей, презентация и др.
20. Уход с совещания — освобождение времени.
21. Спор с соратниками.
22. Выбор внешнего образа для данного дня/ситуации.
23. Приятные семейные обстоятельства.
24. Неприятные семейные проблемы.
25. После сильной выпивки.
26. Ужин/фуршет.
27. Прием отчета подчиненных.
28. Телефонное общение.
29. Личная встреча с журналистами.
Карточки сформулированы на "внутреннем" языке общения тренера с клиентом и многие из них непонятны вне этого контекста. Однако для примера можно рассмотреть некоторые карточки.
№ 9. Начало публичного выступления на TV
Важно удобно сесть самому, а не так, чтобы тебя усаживали.
Поерзать, ощутив пружину стула, поиграть ногами: напрячь — расслабить.
Удобно уложить руки на столе.
Вздохнуть — выдохнуть, улыбнуться и доброжелательно — несловесно — двинуться к ведущему.
К телекамере и телеведущему отнестись достаточно отстраненно — как к пейзажному фону на картине, где Вы — главная фигура.
Можно — как бы в знак своей силы — взглянуть на ведущего, как тренер на спортсмена.
Поначалу тембр голоса низкий — мимика в целом доброжелательная. В кармане хорошо бы иметь маленький талисман.
Физически медленное движение по изменению внутренней позы. Ответ должен идти уже из новой позы. Это сродни перегруппировке в боксе. Начиная говорить, понемногу разогнаться: медленно — медленно — быстрее. Несколько раз поменять позу, как бы движениями ища ответ.
Психологически неплохо найти в оппоненте что-то положительное или смешное. Представить себе, что он маленький и "сворачивается", помещаясь в карман.
Расслабиться. Ответ придет сам собой, изнутри.
Трудных вопросов много, а вариантов ответов на них и того больше, в том числе и метафорических, и шутливых, и уклончивых.
Любой публичный диспут — словесное фехтование. Важно уметь держать шпагу, чтобы не выбили. Остальное — дело техники.
№ 17. Принятие важного решения
Исходное состояние: удобная поза, свободное дыхание, закрытые глаза. Настройка — медитация, глубокий вдох.
Поменять позу, подвигаться на месте, не вставая, и начать мысленно перелистывать варианты решений, как листают отрывной календарь.
Постараться вызвать образ удачного решения и детально представить себе, как чувствуешь себя при этом, как ведут себя люди вокруг, какими голосами говорят.
Продолжать "перелистывание" картинок, образов, мыслей, касающихся возможного стратегического решения.
И, наконец, детализировать решение, разбив его на 10—12 шагов, которые составят алгоритм задуманного.
Вернуться в исходное состояние: вдох-выдох, перемена позы, минутная медитация.
№ 29. Личная встреча с журналистами
Подготовка
• Продолжается 30 секунд — но она очень ВАЖНА.
• Поза подвижная, добиться отдельной подвижности верхней и нижней части туловища.
Начало контакта
• Взгляд фокусируется на одном-двоих спрашивающих. Отвечать персонально им. На короткое время можно отводить взгляд на камеру, но затем возвращать его на конкретного человека.
• После вопроса — короткая пауза. Продумывание — выбирание ответа — читается как уважение к спрашивающему.
• После одной-двух фраз — и уж точно после ответа на один вопрос — переступить с ноги на ногу и слегка поменять позу.
• После произнесенной формулы, удачного образа, шутки — обязательная пауза. Кроме переступания с ноги на ногу и изменения позы следует менять интонацию. ВАЖНО получать удовольствие от возможности менять свой стиль.
• После нескольких ответов — мысленная фраза "Стоп!". Вопрос к себе: "Как держусь?" — после этого продолжать общение, глядя в глаза спрашивающему.
• Глаза можно отводить незадолго до окончания интервью.
Еще раз подчеркнем: таких карточек может быть сколько угодно, и они создаются под конкретный запрос клиента.
Как уже упоминалось, кроме индивидуальной работы с конкретным человеком, обычно занимающей не менее трех часов при встречах, происходящих не реже, чем один раз в неделю, возможна также и групповая работа, например, тренинг акционеров крупного предприятия. Однако в работе с группой возникают сложности — например, абсолютно необходимо, чтобы группа состояла из людей одного ранга. Такая работа с группами сложна, но очень интересна.
Итак, резюмируем: VIP-тренинг — это работа и с внешним обликом (VIP - имидж), и с внутренним состоянием человека, и с его отношениями. Независимо от того, какими методами и приемами пользуется VIP-тренер, объективные критерии успешности занятий таковы:
1. Адекватность презентации себя.
2. Обретение большей естественности и свободы в общении с партнерами и интервьюерами.
3. Улучшение внутреннего самочувствия обучаемого.
4. Эффективность его деятельности и взаимопонимания с сотрудниками и близкими.
5. Большая творческая наполненность и новизна жизни, ощущаемая клиентом.
6. Получение им возможности принимать более эффективные решения за наименьшее время.
В VIP-тренинге тренер следует за клиентом, помогая принять небольшие решения, создавая ему пространство, позволяющее в условиях конфиденциальности обсуждать и решать любые личностные проблемы. Это обучение внутреннему танцу, который не заметен окружающим, но делает человека гибким и подвижным в реальной жизненной ситуации. Возможные ситуации, которые разбираются в процессе работы, являются моделью реальных жизненных "танцев". Задача состоит в том, чтобы для каждого конкретного лица создать свой "танец".