Организационная схема разработки программы
Предлагается следующая схема организации разработки программы регионального развития по инициативно-проблемному принципу.
1. Подбор команды на уровне региона, вырабатывающей основные положения концепции регионального развития. Профессиональный состав команды должен перекрывать основные социальные и экономические проблемы области.
2. Оформление концепции и выработка организационной схемы разработки программы, ориентированной на создание авторских проектов в масштабе предприятия, района или сферы (например, образования). При этом отраслевой принцип построения программы заменяется на территориально-проблемный. Программа и входящие в нее проекты направлены на решение конкретных проблем людей, живущих на определенной территории, работающих на конкретных предприятиях.
3. Проведение серии рабочих совещаний с потенциальными участниками программы по выделенным проблемам.
4. Разработка программ районного развития по аналогичной схеме: коман- да^концепция^проекты^программа. (Сравните с оргсхемой программно-целевого подхода: цель^структура^ресурсы^исполнение).
5. Оформление программы регионального развития в документ, имеющий законодательную силу. Завершение процесса складывания команды.
6. Создание системы организационного и ресурсного обеспечения региональной программы. Построение системы управления процессом реализации программы, сочетающей систему общественного самоуправления и административной поддержки.
Необходимые условия:
1. В команду должны входить люди, несущие идею регионального развития как ценность, т. е. связывающие свою судьбу и жизненные
Перспективы с жизнью и работой в регионе, хорошо представляющие проблемы региона.
2. В комманду должны входить люди, обладающие достаточным уровнем профессионализма в определенной сфере, чтобы нести ответственность за свой конкретный участок работы.
3. В процессе разработки и реализации программы необходимо использовать технологии организационного консультирования, позволяющие организовать процессы:
• самоопределения потенциальных участников программы;
• коммуникации между ними;
• построения коопераций;
• анализа ситуации;
• рефлексии и постановки проблем;
• запуска инициативных проектов;
• коллективного решения сложных проблем.
4. В ходе разработки программы и ее последующей реализации следует использовать технологии формирования общественного мнения (public relations). Действия команды и весь процесс разработки программы должны широко освещаться в СМИ, в виде "круглых столов", комментариев, интервью с разработчиками, с жителями региона и т. д. При этом достигается одна из важных целей — создаются условия для включения всех интеллектуальных ресурсов региона, необходимых для решения проблем регионального развития.
Эффективность программ инициативно-проблемного типа
Программы инициативно-проблемного типа, помимо прямого результата, на достижение которого они направлены, обладают важным "побочным" эффектом, а именно:
1. Программа регионального развития (ПРР) снимает противоречие между различными силами в регионе, которые борются за власть, т. к. позволяет активным силам региона, не представляющим властные структуры, направить свою энергию на управление развитием, что может быть крепкой и здоровой основой кооперации различных противоборствующих сил.
2. ПРР является инструментом привлечения, а не расходования ресурсов, вложения средств, а не их потребления.
3. ПРР снимает противоречие между отдельными направлениями деятельности и развитием внутри региона, т. к. позволяет достичь интеграции ресурсов при постановке и решении региональных проблем.
4. ПРР снимает противоречие между разработчиком и исполнителем, т. к. строится на принципе совмещения разработчика и исполнителя в одном лице.
5. ПРР снимает противоречие между административным типом управления, направленным на стабилизацию ситуации, и процессами реформирования, предполагающими изменение ситуации, т. е. ее неизбежную дестабилизацию.
Таким образом, административная система управления получает дополнительный ресурс в виде разнообразных активных позиций людей, которые имеют возможность в этой работе реализовать свой потенциал. Их активность становится целенаправленной, управляемой, позволяет выстроить отношения сотрудничества между ними и действующей властью. В этом случае значительная часть активной оппозиции с высокой вероятностью может стать опорой действующей власти в решении комплексных проблем регионального развития.
Примечание. Программа регионального развития способна выполнить указанные функции в построении и реализации региональной перспективы только в том случае, если опирается на принцип "команды" и строится с использованием технологий разработки программ инициативно-проблемного типа. ПРР не сможет выполнить перечисленных функций, если будет строиться как административно-целевая с неизбежными негативными последствиями для региона. Имеется локальный опыт разработки ПРР инициативно-проблемного типа в масштабах региона.