Методики школы «Зеркальная Психология»
28. Правило «5-12 Почему».
Оно известно в психологии как «Правило пяти почему». И опять я ничего принципиально нового не показываю при его описании, но ввожу одно важное дополнение, которое является необходимым и фундаментально в корне меняющим всю систему поиска ответов на большинство своих вопросов. «Правило 5-12 почему» - это метод самоанализа Себя. Это способ прийти к некоторой истинности того, что происходит вокруг меня самого, и получения ответа для Себя о своей роли в происходящем. Как только у Вас возникает вопрос «А почему это ….?», то данный метод очень четко выведет Вас на очень глубинное понимание того, почему это действительно так. Далее я опишу этот метод сначала на одном примере из консультационной практики, а затем раскрою его теоретическую основу. Вводные данные о клиенте: «Женщина Инна. Возраст 40 лет (имя изменено). Врач стоматолог, владелица частной клиники. Успешная бизнес-леди. Запись к ней на приём осуществляется на два – три месяца вперёд. Замужем, мать двоих детей. Она увидела, что во дворе рядом с её домом загорелись соседские сараи. За пару минут ветхая древесина сгорела дотла. Заборы были старые и, в принципе, никому не нужные. Никто не пострадал. Но женщину заинтересовал тот факт, что она проснулась сама ночью и подошла к окну, где и увидела пожар. Обычно женщина спит крепко и ночью не подходит к окну, а в эту ночь всё произошло как-то необычно с её точки зрения. Немного общаясь со мной ранее и понимая, что этот пожар показывается персонально для неё и что он является отражением каких-то процессов в её Вселенной, она пыталась понять - «Почему эти сараи сгорели и что этим пожаром ей показывается?» Но ничего не могла понять и никаких мыслей в голову не приходило. Тогда я предложил ей, используя теоретический базис «Психологии реальности», попробовать разобраться с ситуацией с помощью «Правила 5-12 Почему». Я предложил ей схему для самоанализа и далее привожу её Вашему вниманию. Я сказал, что всё это «игра» и ей необходимо уйти от привычных рассуждений и поразмыслить несколько по-другому. Для того, чтобы она смогла ответить на свой вопрос, ей необходимо было изменить точку зрения. Для этого надо было ввести несколько теоретических тезисов, выстраивающих уже иную систему рассуждений. Вот они: 1) Инна должна принять тот факт, что Всё то, что окружает её, есть она Сама. 2) Всё в Универсуме создано с Любовью и Всё сотворено для неё. И всё в своей жизни она сделала только сама и сделала это, руководствуясь законом о тотальной свободе волеизъявления, т. е. все сделано только её свободным выбором и никто её ни к чему не принуждал. 3) Необходимо было убрать претензии и суждения к окружающему миру и принять факт того, что не «они» там, во внешнем мире, виноваты во всём, а это я так всё сделала сама. И притом сделала с Любовью к себе, и только для своего блага, и для своего эволюционного роста и развития. 4) Обычно люди говорят в своих рассуждениях - «это Они», «это Они», «это Они», обращаясь во внешний мир, а в данном случае необходимо сместить точку зрения в свой внутренний мир видения, говоря только - «это Я», «это Я», «это Я». 5) И теперь, используя «Правило 5-12 Почему», можно начать самодиагностику. (Эти пять пунктов и составляют основу метода «Зеркальность переотражения». О нём будет предоставлена информация ниже). Необходимо сформулировать главный вопрос «Почему». Инна задаёт сама себе главный вопрос: «Почему я увидела этот пожар и что мне этим событием хотят показать?» Далее я попросил её, чтобы она сама ответила на него, только уже через призму тех пяти пунктов методики «Зеркальности переотражений», описанных чуть выше. Вопрос № 1: «Почему ты увидела пожар»? Ответ № 1: «Сгорели соседские сараи, принадлежащие одной хозяйке. Эта женщина - наша соседка и меня она очень раздражает, вернее Я раздражаюсь На её присутствие». Я поправил Инну в процессе ее ответа, так как по инерции она сначала сказала, что соседка её раздражает и я показал ей, что необходимо говорить не «Она», а заменить это на «Я». И тогда она уже поправилась и сказала, что она сама раздражается на её присутствие. И тогда я задаю второй вопрос «Почему», следуя «Правилу 5-12 почему». Вопрос № 2: «Почему Тебя раздражает соседка?» Ответ № 2: «Меня раздражает её жадность, она жадновата и ей всё время нехватает денег». Мне тут же приходится переориентироваться и сказать Инне, что она видит отражение себя в соседке. У неё самой не получается поменять себя с соседкой ролями и она всё же говорит о ней, говорит о том, что её раздражает в соседке. Я подыгрываю ей немного и уже для себя делаю пометку на листе бумаги, где я конспектирую вопросы и ответы о том, что в подсознании Инна начинает говорить о себе, думая о соседке. В данном случае это необходимо было сделать. Эго Инны очень плотное и сквозь него так сразу ей не пробиться к своему «Высшему Я» и отнестись к соседке с любовью, видя в ней саму себя. Я задаю тогда Инне Вопрос № 3: «Почему Ты раздражаешься из-за своих денег? Речь о соседке уже не идёт». Здесь необходимо всегда удерживать тонкую связь собеседника или клиента с его «Высшим Я». И я перевёл Инну уже на анализ самой себя. Ответ № 3: «Мне необходимы деньги для ощущения себя более спокойной. Мне необходимо, чтобы меня оставили в покое на работе, в семье. Я устала от постоянных забот». Вопрос № 4: «Почему Тебе необходим покой, и почему ты предполагаешь, что деньги тебе его предоставят?» Ответ № 4 (после некоторых размышлений): «Я много времени трачу на работу, которая меня уже полноценно не удовлетворяет ни в деньгах, ни в эмоциях». Вопрос № 5: «Почему Тебя не удовлетворяет твоя работа?» Ответ № 5: «Я профессионал и уже много лет занимаюсь одним и тем же, как ремесленник. Я устала и хочу уже покоя». Вопрос № 6: «Почему ты чувствуешь себя ремесленником?» Ответ № 6: «По-старому работать невозможно, а по-новому - надо очень серьёзно всё менять. Менять подход в организации труда, создавать учебную базу, работать с молодёжью. И я не знаю что мне делать. Но скорее всего, придётся развиваться в новом качестве уже не просто как специалисту, а как ещё и умудрённому профессиональным опытом мастеру своего дела. Мне есть что передать молодёжи. Отсидеться в стороне и в покое, видимо, не удастся»». На этом наша беседа была мною приостановлена и я ей предложил вернуться к тому главному вопросу, с которого всё и началось: «Почему я увидела этот пожар, и что мне этим событием хотят показать?» Ответ № 6 был уже завершающий: «По-старому работать невозможно, а по-новому - надо очень серьёзно всё менять. Менять подход в организации труда, создавать учебную базу, работать с молодёжью. И я не знаю что мне делать. Но скорее всего, придётся развиваться в новом качестве уже не просто как специалисту, а как ещё и умудрённому профессиональным опытом мастеру своего дела. Мне есть что передать молодёжи. «Покой нам только снится». Отсидеться в стороне и в покое, видимо, не удастся»». Можно было бы ей задать седьмой вопрос «Почему покой нам только снится», но в данном случае это уже было не актуально. Ответ был чётко сформирован ею самой. И она сама до всего додумалась. Я лишь слегка освещал ей путь к её «Высшему Я». Таким образом используется метод «У вэй», который можно перевести как «Деяй, не деяя». Не я строил систему предположений о том, почему погорели старые сараи, а она сама. Могу предположить, что суть «Правила 5-12 почему» Вам ясна. Но всё же опишу его теоретическую часть. Вы задаёте для себя или при работе с собеседником предлагаете ему самому задать главный вопрос, который его волнует, - «Почему….?» Этот вопрос Вы фиксируете на листе бумаги или просто запоминаете. Использовать лист бумаги всегда удобнее. Не всегда есть возможность всю информацию удерживать в голове. Нужно облегчать прохождение скоростных информационных потоков, а не закручивать их в голове в вихри, «утяжеляя» своё мышление. Впоследствии, когда Вы уже будете интуитивно всё чувствовать, то лист бумаги будет не нужен, но в начале практики я рекомендую брать стандартный лист бумаги формата А-4 и на нём свободно и размашисто делать пометки. Можете проставлять дату записи. Иногда это может пригодиться при дальнейших рассмотрениях одного и того же фрагмента разъяснений в течение нескольких встреч с клиентом. Как только Ваш собеседник сформулировал вопрос, Вы смело ему задаёте как бы вопрос на вопрос - а действительно, «Почему ….?» и практически точь-в точь повторяете его вопрос. После этого дожидаетесь ответа от своего собеседника. И в ответе чётко фиксируете главную мысль: «Ну потому что это так-то и так-то…» и уже следующий вопрос задаёте «А Почему это так и так…?». И вот таким образом Вы можете продолжать задавать вопрос на новый ответ. Как правило, уже после третьего «Почему» у Вас есть возможность прийти к пониманию ситуации или найти ответ. Не имеет никакого значения – отвечаете ли Вы себе на свои вопросы бытия или помогаете собеседнику в решении его задач. Суть метода от этого не меняется. И уже на пятый вопрос «Почему» можно выйти на главный ответ - а действительно, почему это произошло. Самое главное - спозиционироваться на пяти пунктах метода «Зеркальность переотражения» и находить ответы, отталкиваясь только от этой теории - теории того, что всё вокруг создано мной. Иначе глубинно важного ответа можно и не найти. Если Вы или Ваш собеседник начинаете искать ответы во внешнем мире, то тогда можно и 120 вопросов задать, и в итоге бессмысленно топтаться на одном месте. А когда ответы отыскиваются в Себе, т. е. в глубинках внутреннего мира, то ответы будут очень глубинные и будут отражать внутреннее состояние человека. Если задавать больше 5-6 вопросов, то можно уже к 12 – му ответу познать «непознанное». Как правило, на практике больше семи вопросов не задаётся, и пяти достаточно. Приведённый выше случай немного нестандартный, так как пришлось «заменить» соседку на саму Инну. Ниже я приведу другой случай из практики работы с правилом «5-12 Почему». Вводные данные о клиенте: «Мужчина 40 лет, зовут Илья (имя изменено). Официально женат, двое детей, но живёт отдельно от семьи. Род занятия мне не известен. Он обратился с вопросом о том, что его беспокоят взаимоотношения с женщиной, с которой он сейчас живёт. И я очень вкратце привожу отрывки из консультации. Он официально состоит в браке, но подал на развод с женой и в данный момент имеет близкие отношения с другой женщиной. Её зовут Нина (имя изменено). Они общаются вместе несколько лет и отношения из бурной страсти перешли в стадию спокойных. Речь шла о создании семьи с Ниной, но произошли некоторые изменения в её поведении по отношению к нему. Так говорит Илья. Она перестала его удовлетворять сексуально и стала много требовать от него, чего раньше не было.
«В основном это касалось всяких пустяков, но они начали меня раздражать. Она «пилила» меня за внешний вид, делала мне замечания по поводу моего поведения и часто раздражала меня по мелочам. Однажды в гостях у знакомых она начала активно флиртовать с одним из мужчин. И делала это специально, чтобы меня позлить. Я чувствую, что отношения идут к развалу. Я готов разойтись, но почему она себя так ведёт»?
Тогда я предложил ему, используя теоретический базис «Психологии реальности», попробовать разобраться с ситуацией с помощью «Правила 5-12 Почему». Я предложил ему ту же схему, что и в случае с Инной, для самоанализа и далее привожу её Вашему вниманию. Я сказал, что всё то, что происходит с ним – есть его реальность жизни. Необходимо глубинно принять тот факт, что Нина просто вот Так любит. Надо уйти от привычных рассуждений и поразмыслить несколько по-другому. Главное – это принять жизнь как благо. Для того, чтобы он смог ответить на свой вопрос, ему необходимо было изменить точку зрения. Для этого надо было ввести несколько теоретических тезисов, выстраивающих уже иную систему рассуждений. Они такие же, что и в случае с Инной: 1) Илье необходимо принять тот факт, что Всё то, что окружает его, есть он Сам. 2) Всё в Универсуме создано с Любовью и Всё сотворено для него. И всё в своей жизни он сделал только сам и сделал это, руководствуясь законом о тотальной свободе волеизъявления, т. е. всё сделано только его свободным выбором и никто его ни к чему не принуждал. 3) Необходимо было убрать претензии и суждения к окружающему миру и принять факт того, что не «они» там, во внешнем мире, виноваты во всём, а это я так всё сделал сам. И притом сделал с Любовью к себе, и только для своего блага, и для своего эволюционного роста и развития. 4) Обычно люди говорят в своих рассуждениях - «это Они», «это Они», «это Они», обращаясь во внешний мир, а в данном случае необходимо сместить точку зрения в свой внутренний мир видения, говоря только - «это Я», «это Я», «это Я». 5) И теперь, используя «Правило 5-12 Почему» можно начать самодиагностику. Необходимо сформулировать главный вопрос «Почему». Илья задаёт сам себе главный вопрос: «Почему я увидел этот флирт? Почему она так себя ведёт по отношению ко мне?» Теперь важно сразу же спозиционироваться при ответах таким образом, что все рассуждения Илья будет вести относительно себя самого и отвечать по принципу «это я….». Итак, Вопрос № 1: «Почему Она так себя ведёт»? Ответ № 1: «Я перестал ей нравиться». Вопрос № 2: «Почему Я перестал ей нравиться?» Ответ № 2: «Я стал другой. У меня произошли очень сильные изменения по отношению к миру и по отношению к ней. Я стал более спокойный». Вопрос № 3: «Почему Вы стали другой»? Ответ № 3: «Я стал свободнее мыслить, но всё равно я её ревную в глубине души». Вопрос № 4: «Почему Вы её ревнуете»? Ответ № 4: «Не могу дать ей настоящей свободы действий, так как ей эта свобода, наверное, не нужна, что ли». Вопрос № 5: «Почему Не можете дать ей свободу»? Ответ № 5: «Потому, что не свободен сам». И тогда смотрим на первый вопрос: «Почему я увидел этот флирт? Почему она так себя ведёт по отношению ко мне?» Ответ: «Потому что не свободен сам». Далее можно задавать следующую серию из оставшихся семи вопросов о том, почему не свободен или в чём не свободен и так далее. Здесь важно дойти до ответа, что сдерживает человека в его свободе. Так как свобода - это единственное состояние полноты жизни при её развороте. «Без свободы нет любви, а в любви нет свободы» (слова из песни «Южная прощальная» А. Градского). Любовь, в данном смысле, имеет значение привязанности, которая и парализует свободу и всплеск новой любви. В случае с Ильёй я предложил ему принять то, что его девушка Нина любит жизнь просто вот Так. Через три месяца он записался на консультацию и рассказал об изменениях в его совместной жизни с Ниной. Настоящее, полноценное принятие данного факта, что Нина просто такая женщина и вот таким образом познаёт жизнь, в итоге освободило Илью от скованности в последующих действиях в жизни. Он принял, что Нина такая, какая есть и это её божественная индивидуальность. Как только он это сделал, Нина больше не встречалась с ним, потому что большего уже и не надо было. Они остались приятелями. Можно было бы предположить, что это плохо или жаль, что они расстались, но не надо испытывать эмоции суждения. Постарайтесь также принять то, что это просто жизнь. Здесь не может быть хорошего сценария или плохого. Эта женщина была индикатором состояния его «торможения». Вся их встреча необходима была для того, чтобы они передали друг другу некоторые важные качества иного и непознанного другим. Он помогал ей, а она помогала ему. Что он давал ей, я не знаю, так как мы не общались с ним по этому поводу. А она ему помогла стать более свободным и уйти от суждения в межличностных отношениях. Он перестал быть нервозным, познал новую и более качественную радость в межличностных отношениях и ощутил новую волну сексуальности, любви и свободы. Роль Нины для него была очень важна. Пока он был не свободен, она была с ним, а как только он стал переходить на новый уровень жизни, т. е. освобождаться от старого мира своих представлений, то они стали уже не нужны друг другу. Им просто нечего было друг другу дать, находясь уже на разных этажах развития. Он уже говорил «на частоте 103», а она готова была слушать «на частоте 102». Это абсолютно не означает, что эта нежная и светлая «голубка» слегка реагировала, когда сил больше не было терпеть нехватки любви со стороны Ильи. Но ведь это же требования. Оставьте эти рассуждения для любителей телесериалов типа «Богатые тоже плачут». Эти рассуждения актуальны для той ниши познания жизни. Для «Психологии реальности» существует иной слой вибраций и рассуждений. Нина не смогла перейти с Ильёй вместе на новый уровень. И из-за Великой Любви к нему, абсолютно неосознанно, она освободила его от привязки к себе, чтобы предоставить ему возможность идти дальше. Сделала это по-женски просто и в интригующей манере. Если следовать её женской материальной логике, то Нина хотела, чтобы он остался на её уровне понятия жизни, и за счёт ревности, как энергетически мощной эмоциональной привязки, удержать его возле себя, чтобы чувствовать себя востребованной и желанной. Своих эмоций радости у неё уже не хватало на собственное жизнеобеспечение и она начала постепенно их требовать из окружающего мира близких ей людей. Поэтому и начала понемногу раздражать Илью своими требованиями. В «энергетике» такие формы взаимоотношения называют «Энергетический (эмоциональный) вампиризм». Ей это необходимо было, чтобы на новом витке свободы Илья предоставил ей элемент одухотворения, но Нина не была готова сама к этой новой свободе. Это видно из того, что Илья принял её такой, а она не осталась с ним с его новыми качествами. Она их не приняла. Могу только предположить, что Нина осталась «в старом сне» своих представлений. Но для Ильи она сыграла очень важную роль. Важность ролей этих двух Разумов одинакова по своим качественным характеристикам, так как законы взаимодействия не допускают перекосов в потенциалах. Оба игрока хороши и равноценны. Нельзя судить, что кто-то из них чего-то давал больше или меньше другому. Поверьте, оба получали абсолютно в равной степени то, что было необходимо персонально каждому. Равновесие - штука постоянная и стабильная. Можно было бы описать и то, что давал ей Илья, но речь в настоящий момент идёт о «Правиле 5-12 почему». Хочу привести ещё один пример из консультационной практики. Женщина 43 года. Зовут её Елена (имя изменено). Замужем, имеет ребенка. Социально не реализована. Декоратор по роду деятельности. Не удовлетворена своей жизнью. В семье отношения с мужем на уровне приятельских. Ждёт развития бизнеса у мужа, живёт только на небольшие суммы денег, которые он ей даёт для ведения хозяйства. Живут скромно. Она всё время в поиске удовольствий и наслаждений в жизни. Ей нравится, когда за ней ухаживают мужчины, но сама взаимностью практически никогда не отвечает. Мечтает о любви и во всём пытается видеть эмоционально-романтическую сторону жизни. Обратилась с основным вопросом: «Почему мне с каждым днём всё дискомфортнее и дискомфортнее жить. Нет практически никаких сильных эмоций, побуждающих к жизни»? И как и в предыдущих случаях, Елене была предложена та же последовательность внутренних настроек при рассуждении и вот её ответы на вопросы «А почему». Итак, её главный Вопрос №1: «Почему мне с каждым днём все дискомфортнее и дискомфортнее жить»? Её Ответ №1: «Это усталость. Я устала». Вопрос №2: «Почему ты устала»? Ответ №2: «У меня стало мало сил». Вопрос №3: «Почему у тебя стало мало сил»? Ответ №3: «Я тяну на себе больше, чем могу вытянуть». Вопрос №4: «Почему ты тянешь больше, чем можешь вытянуть»? Ответ №4: «Я сама себя не накапливаю. Меня самой не существует в полноценном виде». Вопрос №5: «Почему ты не полноценна»? Ответ №5: «Я мало себя люблю»! Вот Вам ещё один практический момент при работе с данной техникой самоосознания. Как правило, если человек в процессе размышления приходит к полноценному пониманию, что он себя не любит или он в чём-то не свободен, то это очень важное личное признание самому себе.
Итак, рассмотрим уже известные нам пять пунктов школы «Зеркальная Психология» (пункты 1, 2, 3, 16, 28), которые являются теоретическим фундаментом метода «Зеркальность переотражения»: