ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИ АЛ Ы И ПОКРЫТИЯ
Насыщенные цвета
Для различных видов отделочных покрытий для автомобилей вопросы пигментирования очень похожи. Как правило (не считая некоторых незначительных различий во внешнем виде), алкиды и полиэфиры, а также термореактивные акрилаты пигментируются одинаково. Однако белые акрилатные лаки склонны к мелению, красные и фиолетовые — к обесцвечиванию до более светлых оттенков; сохранность цвета фталоцианинового голубого хуже, чем в других видах связующих. Существует ряд общих требований к применяемым пигментам.
Долговечность. Применение многих органических пигментов либо полностью исключается, либо они могут быть использованы в ограниченных концентрациях как в чистом виде, так и в смеси с другими пигментами, обеспечивающими высокую долговечность.
Укрывистость и блеск. Очень чистые, яркие цвета часто невозможно получить, так как избыток пигмента, необходимого для получения укрывистого покрытия, значительно снижает блеск. Чаще используют неорганические пигменты; благодаря их природной укрывистости находят применение такие интенсивные органические пигменты, как, например, синий, зеленый и фиолетовый.
Цена. Большинство органических пигментов очень дороги и во многих случаях имеют низкую красящую способность. Исключение составляют фталоцианиновый голубой и зеленый, которые значительно дешевле других и благодаря их высокой кроющей способности могут использоваться при небольших концентрациях.
Выцветание. Многие органические красные и желтые пигменты не могут быть использованы, поскольку они обладают склонностью к выцветанию.
Метамерия. Метамерия представляет собой явление, заключающееся в том, что два одинаковых по цвету образца при различных условиях освещения становятся отличными друг от друга по цвету (например при дневном свете и под вольфрамовой лампой). Это явление часто наблюдается в тех случаях, когда используются различные образцы пигментов, имеющих отличия от «эталонов». Наиболее характерно это явление для же - лезоокисных и фталоцианиновых пигментов.
Применение хроматов свинца. В состав автомобильных отделочных покрытий часто входят пигменты на основе хромата, сульфата и молибдата свинца, т. к. эти пигменты обладают высокой яркостью и интенсивностью цвета и низкой стоимостью. Однако применение этих пигментов имеет ряд ограничений:
1. Под действием солнечного света пигменты на основе хромата свинца темнеют. Это особенно заметно в светло-желтых тонах и зависит от сезонных изменений погоды и содержания загрязнений в промышленной атмосфере.
2. Хроматы свинца также чувствительны к действию разбавленных кислот, под влиянием которых они обесцвечиваются. Действие кислот может проявляться в появлении белых пятен или полной потере цвета.
3. Пленки покрытий кислотного отверждения, применяемые при ремонте, также будут быстро темнеть в результате взаимодействия кислоты с пигментом в поверхностном слое покрытия.
Разнообразные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, заставляют отказываться от применения хромата свинца в красках для автомобилей. Однако многие чистые и яркие пигменты, которые применяют вместо хромата свинца, очень дороги и затрудняют получение покрытий с требуемым блеском и укрывистостью. Пигменты желтых цветов обладают особенно низкой долговечностью.
В настоящее время выпускается довольно большое количество красных пигментов, не содержащих соединений свинца, однако для полного отказа от соединений свинца необходимо разрешить целый ряд проблем как в области цветовых характеристик, так и промышленного производства красок.