Повышение эффективности использования энергии в промышленности Дании
Отличительной особенностью датской электроэнергетики является специфическая форма собственности и структура энергокомпаний. Владельцами энергокомпаний являются потребители, а сами энергокомпании бесприбыльны. Каждый потребитель с момента подключения к сети становится акционером распределительной компании и имеет право избирать своих представителей в ее Генеральное собрание, которое в свою очередь избирает Правление.
Если компания получает прибыль (а это возможно, например, при падении цен на топливо), то потребитель получает дивиденды в форме снижения цены на энергию на следующий год.
Основные законодательные инициативы в Дании были вызваны энергетическим кризисом начала 70-х гг. В 1978 г. появился первый долгосрочный энергетический план Дании, в 1979 г. было введено планирование отопления и было решено давать субсидии на энергосбережение. Дания одной из первых приняла закон о выбросах СО2. В 1990 г. в стране принят план развития энергетики до 2005 г. — "Энергия 2000". В плане предусмотрено: снижение энергопотребления на 15 % при ежегодном повышении ВВП на 2 %; рост потребления газа на 170 % при сокращении объемов потребления угля на 45 % и мазута на 40 %; снижение выбросов СОг на 20 %, SO2 — на 60 %, NOx — на 50 %. Эти цели предполагается достичь без дополнительных затрат, а необходимые инвестиции компенсировать абсолютным снижением объемов потребления топлива, экономией затрат на эксплуатацию и обслуживание энергоустановок.
Предполагается, что расширение производства электроэнергии будет производиться в форме преобразования существующих котельных на мини-ТЭЦ путем "надстройки " на них газовых турбин. Коэффициент использования тепла на ТЭЦ в среднем составляет 80 %, а на экспериментальной ТЭЦ, использующей теплонасосы, — 98 %. Энергокомпании согласились получать у ТЭЦ всю произведенную электроэнергию по цене, которая соответствует 85 % закупочной цены крупного потребителя.
Стоимость электроэнергии в быту в Дании в 2,8 раза выше, чем в промышленности, ее цена дифференцирована по времени суток.
В Дании имеется стройная система стимулирования энергосбережения и роста энергетической эффективности, основанная на налогообложении и субсидиях. Средний процент субсидий составляет 40 % основных капиталовложений в новые сети и около 20 % при реконструкции сетей, а субсидии для теплоизоляции зданий могут достигать 50 %. Кроме того, различные субсидии могут сочетаться между собой. Местные власти несут непосредственную ответственность за планирование и выполнение энергетических проектов на местном уровне.
В Дании, как и в ряде других стран Европы, действуют государственные консалтинговые организации, работающие в области энергетики и энергосбережения. Основными организациями в этой сфере являются:
А) тепловая инспекция, которая проводит техническое обследование зданий на предмет соответствия энергетическим стандартам. Инспекция проводится в зданиях, построенных до 1979 г. (до введения действующих ныне строительных норм). Обследование зданий производится по стандартной процедуре независимыми инспекторами. В результате владелец получает рекомендации по типовым мероприятиям, позволяющим привести здание и его оборудование в состояние, отвечающее требованиям по экономии энергии, введенным в 1989 г. для новых зданий. Около 50 % домов в Дании прошли эту инспекцию;
Б) инспекция котлов, работающих на мазуте, которая ежегодно проводит обследование всех котлов малой мощности. Обследование включает в себя измерение потерь тепла с дымовыми газами. Считается, что за 12 лет своего существования инспекция способствовала экономии 4 % энергоносителей в масштабах всей Дании;
В) служба консультаций по системам теплопотребления, занимающаяся проверкой квалификации и консультированием эксплуатационного персонала тецлоцотребляющих систем большой мощности, работающих как на мазуте, так и на газе, а также систем централизованного теплоснабжения. В результате деятельности службы за 12 лет потребление нефти в Дании снизилось на 19 %, газа — на 10 %, расход топлива в системах теплоснабжения снизился на 2 % .
Методика проведения энергоаудита в Дании основана на типовом алгоритме, который обеспечивает эффективную работу самого аудитора, а также, поскольку программа стандартная, позволяет эффективно подключать других аудиторов на определенных (стандартных) этапах работы. Энергетический аудит проводится приблизительно по следующей схеме.
1. Описание предприятия.
2. Выяснение ключевых цифр.
3. Обзор потоков энергии на предприятии.
4. Определение (путем измерений и вычислений) потребления энергии.
5. Составление карты потребления энергии — анализ баланса энергопотребления.
6. Определение состояния предприятия и разработка предложений по энергоэффективности.
7. Помощь в проведении мероприятий по повышению энергоэффективности.
8. Внедрение системы энергетического менеджмента — помощь в организации энергетически оптимальной эксплуатации и обслуживании оборудования.
9. Помощь в организации закупок энергетически эффективного оборудования.
За 1970—1993 гг. при росте валового внутреннего продукта (ВВП) в 1,8 раза потребление всей энергии в Дании абсолютно уменьшилось на 5 %, а потребление электроэнергии возросло только на 60 %, что означает снижение энергоемкости в 2 раза и электроемкости ВВП на 12 %.
Снижение энергоемкости было достигнуто за счет четырех основных факторов:
• изменения структуры использования первичных энергоресурсов, в первую очередь рост доли природного газа в энергопотреблении, а также увеличение доли отходов и нетрадиционных источников энергии (щепа, солома, мусор, солнечная и, особенно, ветровая энергия) в производстве энергии (7 % в общем энергобалансе);
• развития комбинированного производства электроэнергии и тепла;
• реконструкции и развития эффективных систем подачи тепла;
• повышения эффективности использования конечных энергоносителей в сфере их непосредственного применения.