Состав вакуумных насосов и компрессоров
В состав вакуум-насоса и компрессора входят:
- машина в сборе и электродвигатель, установленные на горизонтальной плите, валы которых соединены упругой муфтой, закрытой защитным кожухом;
- водоотделитель, который устанавливается на фланец нагнетательного патрубка машины.
Устройство и работа водокольцевой машины
На рис. 1 приведено схематическое изображение водокольцевой машины. В цилиндрическом корпусе I эксцентрично расположено рабочее колесо 2 с лопатками, которые при вращении колеса отбрасывают воду к стенкам корпуса, образуя вращающееся водяное кольцо 4.
Серповидное пространство между водяным кольцом и ступицей рабочего колеса является рабочим объемом машины. Вверху внутренняя поверхность водяного кольца касается ступицы колеса и препятствует перетеканию воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую.
На протяжении первого полуоборота колеса в направлении стрелки внутренняя поверхность водяного кольца постепенно удаляется от ступицы, при этом образуется свободный объем между лопатками колеса, который заполняется воздухом из всасывающего патрубка машины через всасывающее окно 3 в торцевой крышке корпуса машины.
На протяжении второго полуоборота колеса внутренняя поверхность водяного кольца приближается к ступице, при этом воздух, находящийся между лопатками, сперва сжимается, а затем вытесняется через нагнетательное окно 5 в нагнетательный патрубок машины.
Таким, образом, в водокольцевых машинах перемещение воздуха из всасывающего патрубка в нагнетательный совершается непрерывно и разномерно.
Конструктивное выполнение вакуум-насосов ВВНI-3, ВВНI-6 и ВВНI-12 b компрессоров BK-3MI, BK-6MI, BK-I2MI одинаковое, oни представляют собой типоразмерный ряд.
На рис. 2 показана машина (вакуум-насос, компрессор) в разрезе.
Машина состоит из корпуса 7 (цилиндра), двух торцовых крышек лобовин, левой 6 и правой 10 (далее лобовин), корпусов подшипников 11, в которых находятся шарикоподшипники, несущие вал 3. На валу эксцентрично расположенном в корпусе, на шпонках насажено колесо 8.
Вал вращается в двух шарикоподшипниках: один из них, со стороны привода не закреплен, а другой закреплен на валу гайкой 13, причем наружная обойма его прижата крышкой 14 через дистанционное кольцо 12 к корпусу подшипника 11. Таким образом, достигается фиксация рабочего колеса в корпусе. Толщина дистанционного кольца 12 подбирается такой, чтобы зазоры между торцам колеса и торцами левой и правой лобовин были одинаковыми. Эти зазоры, определяющие потери в машине от перетекания воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую, устанавливаются посредством прокладок 9 между корпусом и лобовинами и должны быть для машин:
ВВНI-1.5; ВВНI-3; ВВН-3Н; ВК-3МI; ВК-1,5МI: 0,15 — 0,25 мм;
ВВНI-6; ВК-6МI: 0.25 — 0.3 мм;
ВВНI-12; ВК-12МI; ЖВН-12Н: 0,3 — 0,5 мм.
На вал с обеих сторон колеса насажены втулки 5, которые прижаты к торцам ступицы колеса гайками 4, тем самым жестко фиксируя колесо на валу. Зазоры между валом и корпусами подшипников уплотнены войлочными кольцами 2.
В нижней части правой лобовины 10 имеется отверстие для подвода в машину воды из водопровода. По каналам в лобовинах и в нижней части корпуса 7 вода подается в камеры гидравлических затворов.
У вакуум-насосов ВВНI-3 и компрессоров ВK-ЗМI вода из водопровода подается не в правую лобовину, а в среднюю часть канала корпуса 7.
Из камер вода поступает в корпус к ступице колеса, откуда под действием центробежной силы растекается по торцовым плоскостям, уплотняя зазор между колесом и лобовинами и питая водяное кольцо.
Частично вода из камер проходит через сальники, охлаждает их и одновременно создает уплотнение, поэтому сальники сильно поджимать нельзя. Необходимо, чтобы сальники пропускали воду в виде тонкой струи или капель. Сальники расположены в центральных расточках лобовин. Сальником служит мягкая хлопчатобумажная просаленная набивка. Уплотнение набивки производится периодически поджатием буксы I.
Воздух (газ) всасывается через боковой патрубок корпуса и по его каналам поступает в полости левой и правой лобовин. Из полостей лобовин воздух (газ) через всасывающие окна заполняет межлопаточные пространства рабочего колеса.