ИНВЕСТИЦИИ, ЗАТРАТЫ И ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ
Начало Великой Депрессии ознаменовалось четырехлетним (с 1929 по 1933 гг.) экономическим спадом, в течение которого реальный ВНП уменьшился почти на 30 процентов. Экономическая система полностью восстановилась от потрясений только в 1939 году. Сторонники кейнсианского направления указывали в качестве причины подобного развития экономической системы резкое сокращение, граничащее с коллапсом, инвестиционных расходов, усиленное мультипликативным эффектом.
Наиболее значительным самостоятельным компонентом инвестиций является строительство и строительная индустрия. В середине двадцатых годов промышленное, а особенно жилищное, строительство расцветало. Однако далее этот рынок отошел на второй план, а инвестиции в эту область резко упали. В 1933 году они составляли одну пятую от уровня, соответствующего предыдущему пику делового цикла. Согласно ряду наблюдателей, инвестиции сократились и в других областях из-за чрезмерного развития таких отраслей, как автомобилестроение и сопутствующие ему производства. Как показывают представленные графики, уровень суммарных инвестиций в 1933 году упал практически до нуля. Мультипликативный эффект способствовал тому, что резкое сокращение инвестиций сопровождалось еще большим уменьшением уровня ВНП.
На представленных ниже графиках приведен уровень ВНП и инвестиций в реальном долларовом исчислении, соответствующем 1929 году. Если бы эти графики были построены в номинальных единицах, рассматриваемые процессы 1929—1933 годов были бы еще разительней, так как уровень цен за это время также упал.
Источник: Peter Temin Did Monetary Forces Cause the Great Depression? (New Jork: W. W. Norton, 1976). Table 1.
Ma m m m m ISM m: m ms w m |
M mo mi m пи tm m m mi m m nw |
Мике США. В семидясетые годы американскую экономику охватил самый неприятный приступ инфляции, чем когда-либо ранее имевший место в экономике мирного времени. Подытожив, можно сказать, что давняя - мечта Дж. Кейнса о стабилизации экономики посредством проведения целенаправленной налогово-бюджетной,— фискальной,— политики не стала реальностью наших дней.
Более подробное исследование этих вопросов требует дальнейшего расширения рассматривавшейся модели. Следующая глава добавит в наше исследование кейнсианской мултипликативной модели денежный фактор, а также снова Введет в обиход норму процента, как параметр, воздействующий на скорость обращения денег в движении доходов. Эти процедуры дадут возможность полностью интегрировать кейнсианскую модель и модель совокупного предложения и спроса. Разработанная модель в свою очередь послужит основой изучения стратегий проведения стабилизационной политики, что представлено в главе 20.