РАВНОВЕСИЕ И МУЛЬТИПЛИКАТОР
Дж. Кейнс рассматривал взаимную связь между запланированными расходами и национальным продуктом как центральный вопрос макроэкономического анализа. Создадут ли сепаратно сформированные планы расходов семейных хозяйств, фирм-производителей и правительственных органов достаточный спрос на все те товары и услуги, которые экономическая система в состоянии произвести в условиях полной занятости? Подобным вопросом задавался Дж. Кейнс, рассматривая экономическую систему на долгосрочных временных интервалах. Опыт Великой Депрессии с низким объемом производства и высоким уровнем безработицы (период, длившийся несколько лет подряд очевидно оправдал его опасения.
Потребление
Личное потребление — самая значительная категория расходов — составляет около двух третей всех покупок товаров и услуг. Факторы, определяющие потребление, таким образом можно рассматривать в качестве отправной точки наших дальнейших рассуждений.
Кейнс рассматривал располагаемый доход — доход после всех налоговых выплат — как первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. Каждый добавочный доллар располагаемого дохода повышает потребление,— однако на сумму меньшую, чем этот доллар. Кейнс называл долю из каждого добавочного доллара располагаемого дохода, используемую на потребление — предельной склонностью к потреблению.
Функция потребления. В аналитическом виде взаимная связь между располагаемым доходом и потреблением может быть выражена в виде функции потребления:
С = а + bYd
В этом уравнении С — потребление; Yd — располагаемый доход; коэффициент Ь (причем 0<Ь<1) — предельная склонность к потреблению; коэффициент а — некая константа, характеризующая величину потребления при располагаемом доходе равном нулю, обычно называемая автономным потреблением.
На рисунке 18.1 функция потребления представлена в графической интерпретации. Вертикальный отрезок оси ординат, отсекаемый графиком функции потребления, соответствует автономному потреблению. Угол наклона графика (чтобы быть абсолютно точным — тангенс угла наклона — прим. пер.) к оси абсцисс характеризует предельную склонность к потреблению.
Функция потребления
Согласно трудам Дж. Кейнса, расходы на потребление растут по мере увеличения располагаемого дохода. Однако величина их роста несколько меньше, чем абсолютное увеличение располагаемого дохода. График, приведенный на данном рисунке, демонстрирует взаимную связь потребления и располагаемого дохода, называемую (согласно общепринятой терминологии) «функцией потребления». Уровень потребления, ассоциируемый с располагаемым доходом, равным нулю, есть отрезок оси ординат, отсекаемый графиком функции потребления. Его величина обычно называется «автономным потреблением». Тангенс угла наклона графика функции потребления к оси абсцисс (характеризующий часть из каждого дополнительного доллара располагаемого дохода, идущую на потребление) определяет предельную склонность к потреблению. На представленном графике: автономное потребление = 1000 млрд. долларов в год; предельная склонность к потреблению — 0,75.
Рис. 18.1 |
Сдвиги функции потребления. При прочих равных условиях функция потребления характеризует уровень расходов на потребление, связанный с соответствующим уровнем располагаемого дохода. Здесь под прочими равными условиями понимается следующее: ожидания потребителя, богатство и уровень цен. Изменение хотя бы одного из этих факторов автоматически сдвигает функцию потребления, то есть изменяет величину автономного потребления.
Функция потребления — связь между располагаемым доходом и величиной потребления, выраженная в аналитической форме. Автономное потребление — величина потребления соответствующая нулевому располагаемому доходу. |
Определяя для себя необходимые затраты на потребительские товары и услуги, семейные хозяйства учитывают не только их настоящие доходы, но и соответствующие ожидания относительно их будущего уровня. Уверенность в своем прочном положении в будущем сдвигает функцию потребления вверх (предполагая, что такие индивиды склонны тратить на потребление более значительные средства). Пессимизм, беспокойство, вызванное угрозой потери работы, обычно вынуждает затрачивать на потребление меньшие суммы. Несомненно и то, что изменения бо-
гатства также сказываются на уровне потребления. Например, бум на фондовой бирже вполне может подтолкнуть семейные хозяйства, владеющие акциями, резко повысившимися в цене, увеличить свой уровень потребления отчасти из-за осознания приумножения своего богатства.
Изменение уровня цен также влияет на расходы потребителей, воздействуя как на доходы, так и на богатство. В этой главе последняя причина, инспирирующая сдвиг функции потребления, сознательно не рассматривается. Материал, посвященный этой проблеме, изложен в главе 19.
Другие автономные затраты
Аддитивная постоянная в функции потребления получила название «автономное потребление», так как она представляет собой компоненту общих плановых затрат, на которую изменения в доходах влияния не оказывают. В рассматриваемой в этой книге упрощенной модели Кейнса две другие компоненты затрат — также рассматриваются как часть автономных затрат.
Руководители и менеджеры тысяч и тысяч фирм составляют инвестиционные планы. Перед каждым из них открывается широкое поле возможностей: увеличить выпуск продукции, уменьшить затраты или путем инвестиций улучшить качество предлагаемых товаров или услуг. Инвестиционные программы могут быть очень обширны,— так, например, корпорация «Дженерал Моторс» строит совершенно новое предприятие, рассчитанное на выпуск автомобиля «Сатурн». Эти программы могут быть и весьма скромны,— так небольшой магазинчик приобретает электронный кассовый аппарат. Инвестиционные возможности также включают в себя повышение производительности труда или улучшение обслуживания клиентов путем планового расширения товарно-материальных запасов полуфабрикатов и комплектующих деталей или готовой продукции, предназначенной к использованию.
Реализация того или иного проекта какой-либо фирмой в первую очередь зависит от соотношения вероятных прибылей, которые ожидаются по воплощении проекта в жизнь, и необходимыми затратами. Как будет показано в следующей главе, эти затраты очень критичны к норме процента на инвестируемый капитал. Затраты также зависят от такого тонкого понятия, как «деловая уверенность»,— то есть ожиданий фирмы по поводу будущего спроса на товар; соотношения относительных цен на привлекаемые к производству факторы и готовую продукцию; общей экономической ситуации. Однако, здесь мы предположим, что систематические изменения национального дохода не влияют на принятие инвестиционных решений, и, таким образом, плановые инвестиционные затраты выступают как автономная компонента общих суммарных затрат.
Определение уровня и объема государственных закупок также требует усилий не одной тысячи людей. На федеральном уровне Президент представляет предлагаемый бюджет на рассмотрение Конгресса. Бюджет охватывает как государственные закупки на предстоящий год, так и налоговые поступления и трансфертные платежи. Конгресс обсуждает план, представленный Президентом, модифицирует и корректирует его, зачастую оказывая давление, столь привычное для демократической процедуры принятия решений, на те или иные его пункты.
Правительственные органы штатов и местные органы самоуправления определяют свои бюджеты схожим образом. Конечно, официальные лица в принятии решений руководствуются не только политическими мотивами, но и учитывают такие экономические факторы как норма процента, темп инфляции и состояние экономики. Однако связь и влияние экономических параметров в механизме государственных закупок столь неопределенна, что обычно на практике эти расходы также рассматриваются в качестве автономных затрат.
Графическая интерпретация плановых затрат
Потребление, плановые инвестиции и государственные закупки в сумме составляют совокупные плановые затраты. Графическая зависимость, связывающая затраты с уровнем национального дохода, приведена на рисунке 18.2. График плановых затрат строится в три этапа. Первый этап представляет собой зависимость роста потребления (С — на рис. 18.2) по мере роста национального дохода (в степени, однако меньшей, чем его суммарный рост — вспомним о предельной склонности к потреблению). Как и график функции потребления (рис. 18.1), этот график отсекает вертикальный отрезок от оси ординат, а тангенс угла его наклона к оси абсцисс меньше единицы.
Второй этап построения графика плановых затрат состоит в учете плановых инвестиций. В принятом допущении мы считаем плановые инвестиции автономными затратами и, таким образом, постоянная величина плановых инвестиций (I) добавляется к потреблению при всех уровнях дохода. График функции C-f-l (потребление плюс плановые инвестиции) параллельно сдвинут вверх относительно графика функции потребления. Расстояние между этими двумя линиями характеризует уровень плановых инвестиций. Третий этап построения графика плановых затрат состоит в учете государственных закупок (G), которые добавляются аналогичным образом и на основании аналогичных рассуждений. В итоге общие плановые затраты при всех уровнях национального дохода представляются в виде графика C-fl-fG (рис. 18.2).
Чистые налоги.
На этот момент в наши рассуждения не включалось понятие чистых налогов. Вспомним, что функция потребления (представленная на рис. 18.1 и аналитически выраженная уравнением 18.1) связывает потребление зависимостью от располагаемого дохода. И наоборот, функция потребления (представленная на рис. 18.2) связывает потребление зависимостью от национального дохода. Поскольку располагаемый доход есть доход национальный за вы-
Графическая интерпретация плановых затрат
Плановые затраты составляют три основных части: потребление (С), плановые инвестиции (I) и государственные закупки (G). Поскольку в этом случае по оси абсцисс представлен национальный (а не располагаемый) доход, функция потребления представлена в виде, учитывающем чистые налоги. Если s — параметр, учитывающий автономные чистые налоги, at — предельная налоговая ставка подоходного налога и налога с заработной платы, то уравнение, связывающее эти параметры с потреблением выглядит следующим образом С=а—bs+b(1—t)Y, а его графическая интерпретация приведена ниже.
&4.0В6'
I ч |
3,000 |
2,ООО T, ooo |
_ ____ 'С* і
$ІООО $2,ООО $>3,000 £*,000 $>5fiOO
Национальный доход (млрд долларов 0 год, у
Рис. 18.2
Четом чистых налогов, они в любом случае (кроме равенства чистых налогов нулю) не будут равны друг другу. Если чистые налоги нулю не равны — а в экономике США они очень от него далеки — то угол наклона функции потребления и вертикальный отрезок оси ординат ею отсекаемый изменяются при переходе значения оси абсцисс от располагаемого дохода к национальному.
В этом случае, чтобы увидеть изменение графика функции потребления, необходимо принять во внимание два вида налогов и трансфертные платежи. Некоторые налоги — например, имущественный налог — не изменяются при изменении дохода. Аналогично сохраняют неизменность и некоторые трансфертные платежи — например, пособия и пенсии по возрасту для федеральных служащих. Разность между налогами и трансфертными платежами, не зависящая от величины дохода, называется автономными чистыми налогами. Другие налоги с изменением уровня дохода претерпевают изменения. Характерные примеры — подоходный налог и налог на социальное страхование. Точно также некоторые виды трансфертных платежей меняются в зависимости от изменений национального дохода. Самый запоминающийся пример — пособие по безработице. Учитывая все виды налогов и трансфертных платежей, взаимная связь между чистыми налогами и национальным доходом выглядит так: T=$+tY (18.2)
В уравнении (18.2) Т — величина общих чистых налогов, Y — национальный доход, s — автономные чистые налоги, at — предельная налоговая ставка, то есть доля каждого добавочного доллара национального дохода, изымаемая в виде чистых налогов.
Поскольку располагаемый доход равняется национальному доходу минус чистые налоги, объединим уравнение 18.2 и уравнение 18.1, выражая функцию потребления в зависимости от национального дохода:
C=a+b[Y—(s+t)Y] (18.3)
Упрощая, имеем:
С =а—b$+b( 1 —t) Y (18.4)
Добавление в уравнение (18.4) плановых инвестиций и государственных закупок дает нам полное уравнение, связывающее плановые затраты с введенными параметрами:
Ер = (а — bs + I + G) + b(1 — t)Y (18.5)
Где Ер — уровень плановых затрат, I — плановые инвестиции, a G — государственные закупки.
Константы, сгруппированные в круглых скобках уравнения (18.5),— суть автономные факторы, влияющие на плановые затраты: автономные потребление, плановые инвестиции, государственные закупки и автономные чистые налоги. Заметим, что параметр s характеризующий уровень автономных чистых налогов, имеет отрицательный знак, так как его увеличение сокращает плановые затраты. Произведение автономных чистых налогов ($) и предельной склонности к потреблению (Ь) присутствует в уравнении (18.5), потому что увеличение автономных налогов на 1 доллар уменьшает располагаемый доход также на 1 доллар, но потребление уменьшается лишь на ту часть этого доллара, которая характеризуется предельной склонностью к потреблению.
Обозначая общие суммарные автономные расходы как А (А=а—bs+1+G), перепишем уравнение плановых затрат в более компактной форме
Ер=А+Ь(1—t)Y (18.6)
Такая форма представления уравнения плановых затрат четче иллюстрирует то обстоятельство, что вертикальный отрезок оси ординат, отсекаемый графиком функции плановых затрат, сопоставляется с автономными затратами, а также тангенс угла наклона к оси абсцисс этого графика (b(1—t)) численно равен произведению предельной склонности к потреблению на ту часть каждого добавочного доллара национального дохода, которая осталась в распоряжении „семейных хозяйств после вычета чистых налогов.
Сдвиги плановых затрат (графическая интерпретация). Уравнение 18.6 показывает изменение плановых затрат в зависимости от изменений национального дохода. То есть в графической интерпретации изменение национального дохода соответствует движению вдоль кривой плановых затрат (рис. 18.2). Если плановые затраты изменяются по причинам иным, нежели изменение национального дохода, это вызывает сдвиг графика этой функции.
Например, рост любой из компонент автономных затрат (будет то рост инвестиций, вызванный растущей уверенностью бизнесменов в прочности экономического положения, или государственных закупок, вызванных финансированием строительства новой железной дороги) сдвинет график функции плановых затрат, не изменяя угол ее наклона к оси абсцисс. Уменьшение любой из перечисленных компонент вызывает аналогичный сдвиг вниз.
К сдвигу графика функции плановых затрат без изменения угла ее наклона также приводит и изменение величины автономных чистых налогов. Таким образом, рост имущественных налогов или уменьшение автономных трансфертных платежей сдвинет график вниз, тогда как уменьшение имущественных налогов или увеличение автономных трансфертных платежей вызовут сдвиг в противоположном направлении. И, наконец, наклон рассматриваемого графика функции плановых затрат может измениться лишь при изменении величины предельной склонности к потреблению (Ь) или предельной налоговой ставки (t).
Определенне уровня равновесия национального дохода
Рассмотренный выше график функции плановых затрат связывает их уровень со всеми возможными уровнями национального дохода, однако ничего не сообщает нам о вероятном равновесии уровня национального дохода. Чтобы определить уровень равновесия национального дохода, необходимо объединить график функции плановых затрат с двумя, ранее встречашимися нам, следствиями экономических законов. Первое из них: экономическая система находится в равновесии тогда и только тогда, когда плановые затраты равны национальному продукту (только в этом случае не происходит внеплановых изменений товарно-материальных запасов). Второе: так как кругооборот доходов и продуктов жестким образом связывает эти два экономических параметра, национальный доход всегда равен национальному продукту.
Кейнсианский крест. На рисунке 18.3 представлена целостная картина экономической системы. График функции плановых затрат полностью соответствует своему аналогу, приведенному на рисунке 18.2. Кроме того, второй график показывает взаимную зависимость уровня национального продукта для каждого конкретного уровня национального дохода. Так как национальный доход всегда равен национальному продукту, графически эта зависимость (в сооветствующих координатных осях) представляет собой прямую линию, берущую начало в начале координат, и являющуюся биссектрисой первого координатного угла.
Эти два пересекающихся графика образуют диаграмму, называемую «кейнсианским крестом». Точка пересечения этих графиков (на рисунке — 2000 млрд. долларов) фиксируют один-единственный уровень национального дохода, при котором плановые затраты равны национальному продукту. Эта точка и есть искомый уровень равновесия национального дохода.
Кейнсианский крест
На данном рисунке к знакомому нам графику функции плановых затрат (рис. 18.2) добавлен еще один график, показывающий взаимную зависимость уровня национального продукта с каждым конкретным уровнем национального дохода. Второй график представляет собой прямую линию, берущую начало в начале координат и являющуюся биссектрисой первого координатного угла (ввиду равенства национального дохода и национального продукта). Фигура, образованная этими двумя графиками, обычно называется «кейнсианским крестом». Точка пересечения двух графиков определяет уровень равновесия национального дохода, то есть такой уровень национального дохода, при котором плановые затраты равны национальному продукту.
Мацимальный доход (млрд. долларов б год) Рис. 18.3
Отклонения от равновесия и внеплановые инвестиции. Как показано ранее, экономическая система не сможет достичь рановесия при любом другом уровне национального дохода, так как в этом случае планы покупателей не будут сопрягаться с действиями производителей. Предположим (опираясь на рассмотренный нами пример), что национальный доход составляет 3000 млрд. долларов, а не 2000 млрд. долларов. Увеличение национального дохода на 1000 млрд. долларов не приведет к увеличению плановых затрат на ту же самую величину. Некоторая часть дополнительного дохода уйдет в сбережения, еще какая-то часть — правительству в виде подоходного налога. Опираясь на рисунок 18.3 и принимая во внимание как сбережения, так и налоги, видно, что при национальном доходе в 3000 млрд. долларов суммарные общие плановые затраты составят только 2500 млрд. долларов. Это будет означать, что фирмы и деловые предприятия произведут товаров и услуг на 500 миллиардов долларов больше, чем планируется закупить.
Что же произойдет сотими избыточными товарами? Они, естественно, не исчезнут и будут накапливаться как внеплановые добавки к товарно-материальным запасам фирм, которые производят или реализуют эти товары. Но как только фирмы обнаруживают ошибочность своих планов, они подвергают их корректировке. Пытаясь остановить нежелательное накопление товарно-материальных запасов, они сокращают выпуск продукции. Национальный продукт и, следовательно, национальный доход в этом случае упадут. Экономическая система начнет сдвигаться назад к уровню равновесия национального дохода, равному 2000 млрд. долларов, приводя в исходное положение суммарные плановые затраты и национальный продукт.
Предположим, что национальный доход не только не вырос, но, наоборот, упал на 500 млрд. долларов ниже своего уровня равновесия. Как и ранее, уменьшение национального дохода на указанную величину не вызовет адекватного уменьшения плановых затрат. Расходы, как это видно из рисунка 18.3, упадут лишь на 250 млрд. долларов. Другая часть потерянного дохода уменьшит сбережения и налоговые выплаты.
При уровне национального дохода, равного 1500 млрд. долларов, суммарные плановые затраты превысят национальный продукт на 250 миллиардов долларов. Покупатели будут покупать больше товаров, нежели фирмы будут их производить. Дополнительные товары для удовлетворения покупательского спроса взять будет неоткуда, кроме как из товарно-материальных запасов, хотя фирмы и не планировали уменьшить их количество. В ответ на нежелательное истощение товарно-материальных запасов, фирмы и деловые предприятия увеличат выпуск продукции. Эти действия увеличат национальный доход и национальный продукт. Это будет «подтягивать» экономическую систему к прежнему равновесному уровню национального дохода равному 2000 млрд. долларов, прекращая тем самым неплановое истощение товарно-материальных запасов.
Мультипликативный аффект.
«Кейнсианский крест» иллюстрирует воздействие любого фактора, изменяющего уровень плановых затрат, на уровень национального дохода. Предположим, что начиная с уровня, равного 2000 млрд. долларов, плановые инвестиции возрастают на 500 млрд. долларов. Это проиллюстрировано на рис. 18.4 как сдвиг вверх графика функции плановых затрат из положения РЕ, в положение РЕ2.
Сначала (до того момента, как фирмы и деловые предприятия корректируют выпуск своей продукции) рост запланированных инвестиций создает неплановое истощение товарно-материальных ресурсов. На рисунке абсолютная величина истощения запасов определяется как разрыв между новым графиком плановых затрат и графиком национального продукта в точке, соответствующей его уровню в 2000 млрд. долларов. Однако вскоре фирмы и деловые предприятия начинают реагировать на внеплановые изменения товарно-материальных запасов. С ростом выпуска их продукции национальный доход начинает расти. Естественно, что часть каждого добавочного доллара дохода идет на потребление, но другая — на сбережения и налоги. В результате разрыв между графиком плановых затрат и графиком национального продукта сужается по мере роста национального дохода. Когда национальный доход достигнет уровня 3000 млрд. долларов, разрыв сокращается полностью, и экономическая система достигает нового положения равновесия.
Мультипликатор затрат. Изменение уровня равновесия национального дохода в степени большей, чем вызвавшее его изменение исходного уровня автономных затрат — ключевой момент кейнсианской модели макроэкономического равновесия. Это понятие в макроэкономической теории известно как мультипликативный эффект. Отношение абсолютных величин уровня нового равновесия национального дохода к уровню автономных затрат, его вызвавших, в свою очередь известно как мультипликатор затрат. В примере, показанном на рисунке 18.4, национальный доход вырос на 1000 млрд. долларов в ответ на рост инвестиций, равный 500 млрд. долларов. Таким образом, в этом случае мультипликатор затрат равен 2,0
Мультипликативный эффект
«Кейнсианский крест» также иллюстрирует влияние изменения автономных затрат на уровень равновесия национального дохода. В данном случае, считая график плановых затрат РЕ, опорным, предполагаем далее, что плановые инвестиции возрастают на 500 млрд. долларов. Это сдвинет график плановых затрат вверх — на уровень РЕ2. График плановых затрат РЕ2 пересекает график национального продукта на уровне, который на 1000 млрд. больше предыдущего уровня равновесия. Изменение уровня равновесия национального дохода в степени большей, чем вызвавшее его изменение исходного уровня автономных затрат известно как мультипликативный эффект. Мультипликатором затрат называется отношение абсолютных величин уровня нового равновесия национального дохода к уровню автономных затрат, его вызвавших. График, представленный на этом рисунке, построен исходя из величины мультипликатора затрат, равного 2,0.
——і---------------------------------------------------------- 1_________ і_______ ■ F
$>t. ooo $г, ооо $з. ооо $*,ооо $s. ooo
Национальный доход ргАрд. долларов в год)
Величина мультипликатора - затрат зависит от угла наклона к оси абсцисс графика функции плановых затрат и, соответственно, от установленных ранее закономерностей,— предельной склонности к потреблению и предельной налоговой ставки. Чем больше угол наклона графика плановых затрат, тем больше абсолютная величина мультипликатора затрат. В аналитической форме, обозначая мультипликатор затрат Ме, можно записать:
Ме=1/[і-ь(і-»)] (18.7)
Заметим, что выражение b(1—t) в знаменателе дроби в правой части уравнения (18.7) — это тангенс угла наклона графика плановых затрат к оси абсцисс, что было установлено ранее в процессе исследования уравнения (18.6).
Другие изменения автономного потребления.
Мультипликативный эффект действует в обоих направлениях изменений плановых инвестиций. Трансформируем наш предыдущий пример. Предположим, считая равновесный уровень национального дохода в 2000 млрд. долларов опорным, что плановые инвестиции не возросли на 500 млрд. долларов, а сократились на ту же сумму. В этом случае график плановых затрат сдвигается вниз. Сначала, до изменения планов выпуска продукции, недостаточный спрос окажется не в состоянии поглотить все произведенные на сумму 2000 млрд. долларов товары. Хотя и против первоначальных планов фирм и деловых предприятий, неизбежно произойдут внеплановые инвестиции в товарно - материальные запасы. Естественно, что в этих условиях фирмы начнут сокращать выпуск продукции, так что национальный доход и национальный продукт начнут падать. Новый уровень равновесия установится только тогда, когда национальный доход уменьшится на величину, равную произведению мультипликатора затрат на автономное изменение в инвестициях, то есть на 1000 млрд. долларов.
Изменения в автономном потреблении могут также сдвинуть график функции плановых затрат, тем самым компенсируя в определенной степени последствия многочисленных расширений и сжатий экономической системы в ходе ее развития по фазам деловых циклов. Дело в том, что потребители не делят свой располагаемый доход на сбережения и затраты каждый месяц или год одинаковым образом. Этот весьма скользкий, трудно поддающийся оценке, фактор (в обиходе иногда называемый «потребительской уверенностью») способен в некоторых случаях резко сдвинуть вверх функцию потребления. Так как потребление занимает в структуре национального дохода почти две трети его общего объема и, учитывая мультипликативный эффект, увеличение потребления всего на один процент может вызвать скачок в темпах экономического роста в значительно большей степени. В экономической системе, темпы роста которой составляют около трех процентов в год,— вполне реальная средняя величина,— внезапное резкое увеличение потребления становится весьма существенным фактором ее функционирования. Равно, как возросшая «потребительская уверенность» способна вызвать бурный экономический рост, так и ее падение может затормозить темпы экономического развития.
Практические приложения
Обсуждение проблем инфляции и спада, начатое в предыдущей главе, существенно расширяется ввиду установленной связи между изменениями уровня автономных затрат и изменениями уровня национального дохода. Сопоставление этих точек зрения позволяет предположить, что экономический спад может быть инспирирован не только ошибками в проведении денежно-кредитной политики, в частности, резким сокращением количества денег, находящихся в обращении, но it уменьшением потребления или инвестиционнызх затрат. Дж. Кейнс и его последователи вообще считали уменьшение уровня автономных инвестиций основной причиной разразившейся в тридцатые годы Великой Депрессии (см. раздел 18.1 «Из истории денег»). Такой взгляд на положение вещей предполагает также, что расширение деловой активности может быть вызвано ростом автономных затрат, равно как и ростом количества денег, находящихся в обращении.
В то же самое время кейнсианская модель указывает не только новые источники нестабильности экономических систем, но и новые механизмы стабилизационной политики,— так называемую фискальную политику, регулирующую величины чистых налогов и государственных закупок.
Дж. Кейнс и его эпигоны усматривали надежду «укротить» или хотя бы смягчить последствия делового цикла посредством планомерного проведения контрцикличной фискальной политики. По их мнению, при угрозе экономического спада правительство может оказать этому явлению противодействие, сокращая налоги, увеличивая трансфертные платежи или повышая расходы на оборону, развитие инфраструктуры либо другие цели. Наоборот, при угрозе инфляции правительство может повысить налоги, уменьшить трансфертные платежи, либо отложить планировавшиеся государственные закупки. Если бы власть имущие творцы экономической политики в точности следовали предложенной стратегии, экономическая система стала бы независимой от того, что сам Кейнс называл «звериным чутьем», необходимо присущим деловой и потребительской уверенности.
За полвека со времени выхода в свет основных трудов Дж. Кейнса, экономика США счастливо избежала глубочайших спадов, равных по воздействию Великой Депрессии, длившейся десятилетие. Вполне вероятно, что заслуга в этом отчасти принадлежит федеральному правительству, его все возрастающей силе и желанию использовать экономические рычаги, которыми оно располагает. Но деловой цикл с присущими ему особенносятми вовсе не «укрощен». Со Второй Мировой войны девять коротких, но далеко не безболезненных, спадов имели место в эконо-