РЕГУЛИРОВАНИЕ ССУДНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ
В прошлом государственное регулирование ссудных операций банков было подчинено в первую очередь целям обеспечения безопасности и стабильности функционирования банковской системы. В частности, вводились законодательные ограничения на ссуды, выдаваемые коммерческими банками под залог недвижимости, а также на размеры ссуд, выдаваемых единовременно одному заемщику. В период последних двух десятилетий в действие был введен целый ряд новых нормативных документов, регулирующих практику выдачи ссуд. Эти документы иногда характеризуются как «консьюмеристские» , поскольку их главной задачей является прежде всего защита интересов потребителя, а не защита банков от возможного банкротства.
Первым в ряду этих законов стал Закон о достоверной информации в кредитовании (1), введенный в действие 1 июля 1969 г. Вслед за ним были введены в действие следующие нормативные акты: Закон о процедуре урегулирования финансовых операций с недвижимостью (2), Закон о предоставлении информации о закладных (3), Закон о правильном погашении кредита (4), Закон о равных кредитных возможностях (5), Закон о совершенствовании деятельности Федеральной Торговой Комиссии (6), Закон о реинвестировании (7), Закон о потребительском лизинге (8), Закон о жилищном строительстве (9), Закон о предоставлении достоверной информации по кредитованию (10), Закон о практике инкассирования долгов (11), Закон о праве на сохранение финансовой тайны (12), Закон об электронных денежных переводах (13). Большинство из этих законов направлено на обеспечение более высокого уровня информированности потребителей, что должно дать последним возможность делать более обоснованный экономический выбор. Прочие направлена на защиту гражданских прав как нынешних, так и потенциальных клиентов банков, что достигается путем введения ряда запретов на дискриминацию в самых различных ее видах. И, наконец, к третьей категории этих законов относятся те из них, в которых противозаконными объявляются отдельные, совершенно специфические разновидности злоупотреблений, имеющих место в практике предоставления потребительских ссуд, их инкассирования, а также предоставления информации, относящейся к сфере потребительского кредита.
(1) Truth in Lendinq Act
(2) Real Estate Settlement Procedures Act (RESPA)
(3) Ho'me Mortqaqe Disclosure Act
(4) Fair Credit Bildinq Act
(5) Equal Credit Opportunity Act
(6) Federal Trade Commission Improvement Act
(7) Community Reinvestment Act
(8 ) Consumer Leasinq Act
(9) Fair Housinq Act
(10) Fair Credit Reportinq Act
(11) Fair Debt Collection Practies Act
(12) Riqht to Financial Privacy Act
(13) Electronic Fund Transfer Act
Федеральная Резервная Система, ряд других органов, регулирующих деятельность банковской сферы, а также некоторые другие правительственные агентства (например, Управление по делам жилищного строительства и градостроительства[8]), приняв к исполнению эти законы, ввели в действие соответствующие новые подзаконные инструкции. В частности, теперь ревизоры, обследующие финансовое состояние банков, должны, кроме всего прочего, определить и то, насколько деятельность проверяемых банков соответствует принятому законодательству. Помимо этого, действующий под эгидов Совета управляющих ФРС Отдел по работе с потребителями и сообществами (потребителей) (Division of Consumer and Community Affairs), помогает резервным банкам в рассмотрении претензий и жалоб, поступающих от потребителей.
Для инструкций, регулирующих выдачу потребительских кредитов, характерно то обстоятельство, что информация о возможностях, предоставляемых самим потребителям этими нормативными документами, отнюдь не относится к разряду общеизвестной и, уж тем более, общеупотребительной; ситуация эта представляет собой реалию, действующую вопреки усилиям, которые были предприняты законодателями, и суть которых сводилась к тому, чтобы сформулировать указанные инструкции на достаточно простом языке, доступном любому среднему гражданину США. (Kathleen Quenneville, «Consumers and Requlators», Federal Reserve Bank of San Francisco, Business and Finance Letter, September 9, 1977) Согласно данным обследования, проведенного через восемь лет после введения в действие Закона о достоверной информации в кредитовании, приблизительно 45% общего числа опрошенных заемщиков, взявших ссуды на приобретение автомобилей, бытовой электроаппаратуры, а также прочие виды персональных ссуд, вообще не имели представления о величине ежегодной ставки ссудного процента по выданным им ссудам.
Упомянутые инструкции были подвергнуты жесткой критике, прозвучавшей как со стороны банков, так и со стороны федерального правительства, поскольку их принятие привело к существенному увеличению административных расходов. Вероятнее всего банки перекладывают возросшее бремя этих расходов на плечи своих клиентов, что
проявляется либо в форме увеличения процентных ставок по предоставляемым ссудам, либо в снижении процентных ставок по депозитам. Что касается широкой общественности, то на ее долю выпадает покрытие расходов федерального правительства, сопряженных с выполнением указанных инструкций, осуществляющееся в форме выплаты возросших налогов. Вопрос о том, насколько указанные расходы действительно оправданы с точки зрения величины приносимого ими реального полезного эффекта, остается предметом дискуссий.
Закон о достоверной информации в кредитовании
Этот закон относится не только к банкам, но и также к другим финансовым институтам, равно как и вообще к любым фирмам, занимающимся выдачей потребительских кредитов. Главной задачей, поставленной перед этим законом, является по замыслу его создателей, обеспечение такой практики кредитования, при которой клиенты были бы полностью проинформированы о стоимости кредита, что даст им возможность сравнивать условия, на которых они могут получить кредит в самых разных источниках кредитных ресурсов. Согласно этому закону, заемщик обязательно должен быть поставлен в известность об абсолютной величине платы за кредит, а также о размерах ежегодной ставки ссудного процента по предоставляемому ему кредиту. В объем платы за кредит входят, помимо выплаты ссудного процента, также и некоторые другие виды платежей, например, так называемое кредитное страхование жизни (когда страховая сумма предназначается для погашения займа, сделанного застрахованным,— прим. пер.). Следует также учитывать, что банкам не приходится самим рассчитывать величину ставок ссудного проціента, поскольку Совет управляющих Федеральной Резервной Системой предоставляет в их распоряжение специальные таблицы, в которых приводятся величины ежегодных ставок ссудного процента, соответствующие разным величинам платы за кредит. Кредитор, допустивший нарушение этого закона, может быть подвергнут преследованию в уголовном порядке или, также по суду, оштрафован на сумму, равную двойной величине платы за (предоставленный) кредит, к которой прибавляется компенсация судебных издержек, а также сумма гонорара, причитающегося прокурору, выступающему по данному делу, которая, впрочем, не должна превосходить неких разумных пределов.
Закон о процедуре урегулирования финансовых операций с недвижимостью
В середине 70-х годов Конгресс США утвердил Закон о процедуре урегулирования финансовых операций с недвижимостью, затем внес в него ряд поправок, после чего закон был окончательно принят. Согласно этому закону в тех случаях, когда заемщик обращается к ссудодателю с просьбой о выдаче ссуды под залог недвижимости, последний обязан поставить его (ее) в известность о финансовой стороне процедуры урегулирования этой операции, а также предоставить в распоряжение заемщика достоверную информацию об оценке платы, причитающейся с него за урегулирование указанной операции. Банк обязан подготовить для заемщика информацию в форме единого расчета финансового урегулирования (Uniform Sefflement Statement form). Заемщик имеет право изучать эту форму в течение одного делового дня, непосредственно предшествующего урегулированию сделки; в день урегулирования сделки он должен получить от ссудодателя окончательный вариант расчета.
Закон о предоставлении информации о закладных
Конгресс США утвердил этот закон в 1975 г. Закон был направлен против получившей довольно широкое распространение практики «красной черты», существо которой сводится к отказу ("New Requlation С", Federal Reserve
Bulletin C2 (June 1976), pp. 550—551) в выдаче ссуд по закладным в неперспективных городских предместьях[9]. Согласно этому закону, банки обязаны систематически подбирать и оглашать имеющуюся у них информацию, касающуюся местонахождения недвижимого имущества, выступающего в качестве залога по выданным банками ипотечным ссудам. Аналогичные законы приняты также и в ряде штатов. Что же касается Закона о предоставлении информации о закладных, то под его юрисдикцию подпадают лишь те финансовые институты, которые расположены на территории так называемых Стандартных метрополитенских статистических ареалов (Standard Metropolitan Statistical Areals). Действие закона не распространяется также на очень мелкие банки. Обычно банки предают гласности информацию о выданных ими ипотечных ссудах, используя контролируемые ими лоббистские группы; в этих случаях территориальное местонахождение недвижимости, выступающей в качестве залога, указывается либо указанием переписного района (под которым понимается статистический ареал, на территории которого проживает около 4 тыс. человек; для него должны быть характерны близкие экономические, социальные и расовые параметры), либо указанием почтового индекса. Активные сторонники этого закона полагают, что именно практика «красной черты» была главной причиной развивающегося «кризиса горо-