Финансы, деньги, кредит и банки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъектами финансовых отношений во внешнеэкономической сфе­ре являются хозяйствующие субъекты - предпринимательские струк­туры, образованные и функционирующие в рамках национального права.

Понятие «внешнеэкономическая деятельность» хозяйствующих субъектов включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области меж­дународного обмена товарами, информацией, работами, услугами, ре­зультатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключитель­ные права на них (интеллектуальная собственность).

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность, в целом, регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодатель­ством. Большую роль в этом процессе играют валютное законода­тельство и нормы международного частного права. Правовую базу таможенного налогообложения образует значительное число актов, которые условно можно представить в виде двух основных блоков - внутреннего налогового и таможенного законодательства и между­народно-правовых договоров и соглашений с участием России, ка­сающихся таможенных вопросов. При возникновении противоречий между нормами внутреннего законодательства и предписанием, ус­тановленным в международном договоре, действует международно- правовая норма.

В Законе Российской Федерации «О государственном регулирова­нии внешнеэкономической деятельности» закреплены основные прин­ципы его организации:

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

• единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безо­пасности, политических, экономических и военных интересов и вы­полнения международных обязательств по недопущению вывоза ору­жия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

• приоритет экономических мер государственного регулирования;

• равенство участников внешнеторговой деятельности;

• защита государством прав и законных интересов участников внешне­торговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов управления во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации должна быть основой государственного регулирования и отражать реальные условия и направления:

• создание реалистичной программы постепенного замещения импорт­ных товаров отечественными товарами за счет разработки механизма гибкого и оперативного применения мер валютного, таможенного, налогового и неналогового регулирования с целью восстановления реального сектора экономки;

• всестороннюю поддержку отечественных товаропроизводителей кон­курентоспособного сектора экономики; переориентацию российско­го экспорта с сырья и энергоносителей на продукцию отраслей обра­батывающей промышленности, передовые технологии, наукоемкую, интеллектуальную продукцию и услуги;

• избирательную защиту отраслей, производящих конкурентоспособ­ную продукцию, и применение политики либерализма в отношении товаров, которые в России не производятся или производятся в недо­статочном для удовлетворения внутреннего рынка количестве;

• создание эффективной системы защиты отечественного рынка от ввоза экологически вредных продуктов и технологических переделов, за­грязняющих окружающую среду, путем применения мер админист­ративного регулирования;

• создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;

• достижение режима наибольшего благоприятствования в отношени­ях с зарубежными странами и организациями;

■ создание оптимальных для Российской Федерации условий по вступ­лению во Всемирную торговую организацию;

• развитие внешнеэкономических связей и устранение торгово-эконо - мических барьеров со странами-членами СНГ и укрепление Тамо­женного Союза;

• обеспечение детальной юридической проработки всех инструментов внешнеэкономического регулирования и законодательное их закреп­ление в нормативных документах.

Внешнеэкономическая политика регулирует всю совокупность внеш­неэкономической деятельности в Российской Федерации и неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами расширенного воспроизвод­ства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства.

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов включает в себя международную куплю-продажу товаров и услуг, а так­же международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий у государства обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направле­ний развития отечественной экономики, деятельности хозяйствующих субъектов. Таким образом, главной задачей внешнеэкономической поли­тики государства, и в том числе финансовой политики, является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного вос­производства внутри страны.

Формирование внешнеэкономической политики государства про­исходит под влиянием ряда общеизвестных факторов, таких, как быст­рая интернационализация производства и капитала, расширение экономических связей между государствами, развитие многонациональ­ного предпринимательства, повышение роли внешнеэкономических связей в воспроизводстве и в конечном итоге усиление экономической взаимосвязи государств. Вместе с тем, на формировании внешнеэко­номической политики не могут не сказаться такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, де­стабилизация валютных курсов, возросшее неравенство платежных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран и т. п., действие которых дополняется внутренними проблемами дан­ных стран.

Указанные причины порождают постоянное взаимодействие в со­временной внешнеэкономической политике двух направлений: про­текционизма и либерализации. Иными словами, в зависимости от мас­штабов вмешательства государства во внешнеторговую политику раз­личают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Основой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются экономические методы регулирования, посколь­ку в механизме их реализации используется более широкий набор мето­дов и средств, которые, в отличие от административных мер, имеют воз­можность более гибкого и оперативного использования. На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеэкономичес­кую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществ­ления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют по­вышению эффективности национальной экономики.

Административные методы используются в тех случаях, когда невозможно достигнуть искомых результатов при помощи экономичес­кого регулирования. Например, для:

• обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

■ выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния внутреннего товарного рынка;

• защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

Методы государственного регулирования принято подразделять на экономические (тарифные) и административные (нетарифные). Их при­менение регламентирует законодательство.

Метод тарифного регулирования предусматривает использование таможенных пошлин в качестве инструмента регулирования. В прак­тике регулирования внешнеэкономической деятельности использу­ется большое количество налогов и сборов, которые подлежат упла­те таможенным органам при совершении внешнеторговых операций, а именно: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление и другие. Налоговое регулирова­ние внешнеэкономической деятельности сводится к воздействию на нее налоговых регуляторов путем изменения ставок таможенных на­логов, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.

Методы нетарифного регулирования охватывают квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров; конт­роль за экспортом всех видов продукции, входящих в перечень страте­гически важных сырьевых товаров; контроль за ввозом на террито­рию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности; сертификация ввозимых товаров, таможенные процедуры и др. Нетарифные методы регулирования пред­полагают административное воздействие на участников и влияют на объем и структуру импорта товаров путем введения различного рода ограничений.

Мировая практика предусматривает более широкий круг методов государственного регулирования, которые различаются по трем направ­лениям:

• тарифные (единый тариф; разовые пошлины; международные стан­дарты организации экспортно-импортных товаропотоков; валютные котировки; торговые субсидии и др.);

• налоговые (налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы; лицензионные сборы и др.);

• административные (ужесточение пропускного режима на таможне; запрет ввоза-вывоза определенных товаров; отмена ранее действо­вавших льгот и преференций « др.

Одним из методов государственного регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности является стимулирование экспорта. Современный механизм стимулирования экспорта промышленно развитых стран харак­теризуется большим разнообразием форм и активным участием государ­ства в развитии экспорта, одним из инструментов которого является госу­дарственное кредитование экспорта.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Рос­сии осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и междуна­родных расчетов, а также права и обязанности хозяйствующих субъек­тов в отношении владения и распоряжения валютными ценностями, от­ветственность за нарушение валютного законодательства. Так, по действующему валютному законодательству экспортеры обязаны реа­лизовать часть валютной выручки, а также часть иностранной валюты, поступившей от импортеров в качестве предварительной оплаты, на внутреннем рынке.

Функция регулирования валютных операций возложена на Централь­ный банк Российской Федерации. Так, текущие операции хозяйствую­щих субъектов осуществляются без ограничений, а операции, связан­ные с движением капитала, регламентируются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

К текущим валютным операциям хозяйствующих субъектов от­носят:

• переводы в Российскую Федерацию и за ее пределы иностранной ва­люты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расче­тов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

• получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

• переводы процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвести­циям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

• переводы нетоварного характера.

К валютным операциям по движению капитала относятся:

• прямые инвестиции, вложения средств в уставные капиталы органи­заций и предприятий с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении;

• оплата права собственности на недвижимое имущество;

• портфельные инвестиции;

• предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней;

• получение и предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

• прочие валютные операции, не являющиеся текущими.

Важное место среди административных мер валютного регулирова­ния внешнеэкономической деятельности (ВЭД) занимает валютный кон­троль. Для осуществления контроля в Российской Федерации введен новый документ — паспорт сделки, основной целью создания которого являлся контроль за операциями с валютой при экспорте товаров и со­здание систематизированной системы контроля за экспортными опера­циями, объединяющей экспортера, уполномоченный банк, обслужива­ющий экспортера, таможенные органы.

Системой валютного регулирования и контроля охвачены экспорт­ные, импортные и бартерные сделки.

Так, например, экспортное регулирование и контроль в Российской Федерации осуществляются при помощи методов, включающих в себя:

• идентификацию контролируемых товаров и технологий;

• разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических опе­раций, предусматривающий лицензирование или иную форму их го­сударственного регулирования;

• таможенный контроль и оформление вывоза из Российской Федера­ции контролируемых товаров и технологий;

• валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических опе­раций, в том числе за своевременностью и полнотой поступления ва­лютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Фе­дерации;

• применение мер государственного принуждения (санкций) в отноше­нии лиц, нарушивших порядок осуществления внешнеэкономичес­кой деятельности в отношении контролируемых товаров.

В законодательстве о регулировании валютных операций в Рос­сийской Федерации закреплен принцип приоритетного использова­ния экономических мер при осуществлении внешнеторговой поли­тики, что соответствует логике рыночного регулирования. Рыночной системе хозяйства в большей степени соответствуют экономические инструменты регулирования, но они не всегда эффективны. Зарубеж­ный опыт свидетельствует, что в периоды ухудшения состояния эко­номики, сопровождающиеся инфляцией и разрывом между внутрен­ними и мировыми ценами, правительство вынуждено прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импорт­ных операций.

Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности хо­зяйствующих субъектов, как часть государственного финансового регу­лирования, является одним из элементов налогового механизма Россий­ской Федерации и представляет собой комплекс экономических мер, направленных на обеспечение поступления средств от взимания плате­жей и сборов в бюджет и проведения целенаправленной внешнеэконо­мической политики.

Налоговое регулирование осуществляется в соответствии с требо­ваниями Налогового и Таможенного кодексов Российской Федерации. В настоящее время одним из инструментов регулирования является обя­зательная регистрация всех участников внешнеэкономической деятель­ности. Этот документ обязывает всех участников встать на учет в тамо­женном органе по месту своей государственной регистрации и получить учетную карту участника, являющуюся средством его идентификации при осуществлении правоотношений с таможенными органами. Дан­ная мера способствует созданию единой автоматизированной системы учета участников внешнеэкономической деятельности.

Все товары и грузы, пропускаемые через границу государства, в за­висимости от направления перемещения можно классифицировать на три группы: экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзит­ные (провозные).

Налоговое регулирование экспорта направлено на поддержание ра­ционального соотношения между вывозом товаров, валютными дохо­дами и расходами на территории Российской Федерации и на обеспече­ние условий для интеграции национальной экономики в мировую.

Налоговое регулирование импорта имеют целью, с одной стороны, проведение политики разумного протекционизма, а с другой - регули­рование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве.

Таможенные налоговые платежи в Российской Федерации можно подразделить на следующие группы (рис. 15).

Порядок определения таможенной стоимости (цены сделки) по им­порту товаров определяется на основе следующих методов:

• по цене сделки с ввозимыми товарами. Контрактная цена в этом слу­чае увеличивается на сумму накладных расходов: по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, комиссионные вознаграждения, стоимость тары и упаковочных мате­риалов и некоторые другие;

• по цене сделки с идентичными товарами с накладными расходами;

• по цене следки с однородными товарами с накладными расходами;

• вычитания стоимости. Контрактная цена корректируется на суммы: комиссионных вознаграждений, торговых надбавок, налогов и сбо-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 15. Классификация налогов и таможенных платежей в Российской

Федерации

Ров, транспортных расходов, таможенных пошлин и таможенных на­логов и сборов;

• сложения стоимости;

• резервным методом.

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется на основе цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате покупа­телем, включая накладные расходы.

Таможенная пошлина является косвенным налогом, взимаемым с товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Они подразделяются на экспортные, импортные и транзитные.

По цели взимания таможенные пошлины делятся на фискальные, которые выступают в качестве средств бюджетных доходов (обычно они имеют низкие ставки и устанавливаются в основном на потребительс­кие товары, которые не производятся в данной стране), и на протекцио­нистские, затрудняющие ввоз товаров и защищающие национальных производителей от проникновения иностранных товаров на внутренний рынок. Такие пошлины имеют высокие ставки. По назначению применяют три вида пошлин:

• специальные пошлины, применяемые в целях защиты экономиче­ских интересов государства в том случае, если товары ввозятся в ко­личествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров. Специальные пошлины могут вво­диться также как ответная мера на дискриминационные действия дру­гих государств;

• антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, которые ввозятся на территорию Российской Федерации по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятству­ет организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации;

• компенсационные (уравнительные) пошлины применяются в том случае, если осуществляется ввоз в страну товаров, при производ­стве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субси­дии, и если такой ввоз влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования внешнеэкономической деятельности, могут при­меняться сезонные пошлины, которые устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия таких пошлин ограничен. Существуют также преференциальные (льгот­ные) пошлины, которые устанавливаются на отдельные товары или на весь импорт по договору на льготных условиях.

Под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляе­мая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализа­ции торговой политики Российской Федерации льгота в отношении то­вара, перемещаемого через таможенную границу России. Основными видами тарифных льгот являются:

- Возврат ранее уплаченной пошлины, например, предусматривается отдельными таможенными режимами. Эта льгота относится к разно­видности налоговых льгот, которая в финансовом праве называется налоговым кредитом и при осуществлении внешнеэкономической де­ятельности хозяйствующих субъектов используется в целях стимули­рования экспорта.

- Освобождение от уплаты пошлины. Данная группа льгот относится к налоговым изъятиям. Например: от уплаты пошлины освобождаются товары, происходящие из наименее развитых стран и стран-участниц СНГ; также предусмотрено освобождение от уплаты пошлин отдель­ных товаров, перечень которых приведен в законе «О таможенном тарифе»; освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в каче­стве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвес­тициями.

- Снижение ставки пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые пользуются нацио­нальной системой преференций РФ.

— Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) то­вара. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются пошли­ной в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за со­бой повышение ставок таможенной пошлины.

Различают следующие ставки таможенных пошлин: адвалорные, или ценовые; специфические; комбинированные; базовые (общие); макси­мальные; преференциальные. Виды таможенных пошлин, ставок, поря­док применения и тарифные льготы устанавливаются Законом Российс­кой Федерации «О таможенном тарифе».

Таможенные пошлины можно классифицировать по многим призна­кам, например в зависимости от объекта налогообложения, цели взима­ния, назначения и других факторов (рис. 16).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 16. Классификация таможенных пошлин в Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость по ввозимым в Россию товарам применяется на основе Закона Российской Федерации «О налоге на до­бавленную стоимость». Объектом обложения являются товары и транс­портные средства, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами. Одна из особенностей взимания данного на­лога при ввозе товаров заключается в том, что он уплачивается не по­ставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможен­ном оформлении. Основой для исчисления НДС является таможенная стоимость товара, но при исчислен™ налогооблагаемой базы она уве­личивается на сумму ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - на сумму акциза. Отличительной особенностью порядка воз­мещения рассматриваемого налога по ввозимым товарам для продажи является то, что он принимается к возмещению (зачету) у налогопла­тельщика по мере принятия к учету этих товаров вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам и факта их реализа­ции. Аналогичный порядок к возмещению налога на добавленную сто­имость, уплаченного таможенным органам, применяется при приобре­тении предприятиями и организациями импортных сырья, материалов и основных средств для собственных производственных нужд. При этом не возмещаются суммы уплаченного НДС по основным средствам, по­лученным безвозмездно.

Ставки НДС по товарам ввозимым и их размеры совпадают со став­ками, применяемыми на территории Российской Федерации (основная ставка составляет 20%, пониженная - 10%). Ставки НДС не изменяют­ся (в отличие от ставок таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации предус­мотрен ряд льгот по НДС, которые условно можно разделить на три группы. Они предоставляются в следующих случаях:

• если товары помещаются под таможенные режимы, исключающие - возможность реализации на территории России до выпуска для сво­бодного обращения;

• если товары освобождены от обложения НДС на территории России в соответствии с внутренним налоговым законодательством.

Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым на таможен­ную территорию России товарам имеет особенности по сравнению с порядком в отношении внутренних акцизов. Эти особенности связаны с различием финансово-хозяйственных операций ввоза на таможенную территорию и производства внутри страны. Акцизы по ввозимым това­рам, как и другие таможенные платежи, уплачиваются таможенным орга­нам декларантами (или лицами, ответственными за уплату) в отличие от внутренних акцизов, которые уплачиваются производителями подак­цизных товаров. Перечень подакцизных товаров и ставки являются еди­ными как для внутренних производителей, так и для ввозимых товаров. Как и ставки НДС, ставки акцизов являются, едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через тамо­женную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов. Различают процентные (адвалорные) и твер­дые (специфические) ставки акцизов.

Налоговой базой при исчислении акцизов по ввозимым товарам при применении адвалорных ставок является таможенная стоимость, уве­личенная на сумму таможенной пошлины и сборов за таможенное офор­мление. При применен™ специфических ставок акцизов объектом на­логообложения является натуральное выражение (объем, масса, количество) ввозимых подакцизных товаров. По товарам, ввозимым из государств-участников СНГ, акцизы, взимаемые таможенным органом, уменьшаются на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения товара.

Для подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке (винно-водочные и табачные изделия), часть акцизов взимается в фор­ме продажи марок акцизного сбора и представляет собой авансовый платеж. Важным условием является то, что акцизный таможенный пост производит продажу импортеру марок только при условии либо обес­печения уплаты всех таможенных платежей, которое производится в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа, либо получения гарантии банка. В последующем, при таможенном оформлении производится полная уплата акциза с учетом ранее упла­ченного аванса.

Помимо таможенных пошлин, НДС и акцизов процедура таможен­ного оформления сопряжена для участников внешнеэкономической де­ятельности с уплатой ряда различных сборов. Обязательные сборы за таможенное оформление товаров входят в налоговую базу акциза. Они взимаются в валюте РФ в размере 0,1% от таможенной стоимости и до­полнительно в иностранной валюте, курс которой котируется Централь­ным банком России, в размере 0,05% от таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

НДС и акцизы при импорте по своему экономическому эффекту ана­логичны таможенной пошлине и приводят к росту цен на импортные товары. Применение этих налогов, обычно не регулируемое междуна­родными соглашениями, как правило, не требует выполнения обяза­тельств по торговым договорам и соглашениям, что позволяет более широко использовать их (налоги) для регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности.

Несмотря на то что согласно ГАТТ национальные налоги и сборы должны применяться к иностранным товарам в том же размере, что и к товарам отечественного производства (национальный режим), на прак­тике в большинстве стран фактическое налогообложение импортных то­варов завышается по сравнению с отечественными.

Развитие отечественного экспорта товаров, работ и услуг на совре­менном этапе требует государственного регулирования и стимулирова­ния. Налоговые льготы, освобождение от уплаты или отсрочка в уплате таможенных налогов или их части, как известно, широко применяются в качестве средства повышения конкурентоспособности производимой на экспорт продукции. При этом главным налоговым инструментом ре­гулирования выступает НДС.

В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федера­ции «О налоге на добавленную стоимость» экспортируемые товары соб­ственного производства и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через террито­рию России освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Особенности отнесения работ и услуг к экспортируемым для целей налогообложения приведены в инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации. Обязательным условием для получения льгот по налогообложению является предоставление в налоговые орга­ны пакета документов, подтверждающих факт реального экспорта. В отдельных случаях конкретный перечень документов зависит от вида экспортируемых работ, услуг, а предельный срок, в течение которого экспортер должен документально подтвердить законность применения льготы по НДС, составляет 180 дней со дня таможенного оформления товаров на экспорт. В течение этого срока экспортер не должен отра­жать в налоговых декларациях обороты по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а также не может воспользоваться правом возмеще­ния сумм НДС, уплаченных поставщикам товарно-материальных цен­ностей производственного назначения, которые использованы при про­изводстве экспортируемых товаров (работ, услуг). В связи с этим необходимо вести раздельный учет затрат по производству и реализа­ции облагаемой и необлагаемой продукции.

Существуют особенности исчисления и уплаты таможенных нало­гов при различных таможенных режимах.

Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных це­лей. Такие условия относятся к: порядку оформления товаров; взима­нию таможенных платежей и предоставлению льгот; определению пре­делов прав физических и юридических лиц при осуществлении внешнеторговых операций и др. В целях таможенного регулирования в настоящее время действуют 17 таможенных режимов перемещения то­варов через таможенную границу России, 15 из которых предусмотре­ны Таможенным кодексом Российской Федерации.

При отдельных таможенных режимах некоторые таможенные нало­ги не уплачиваются, что придает таможенным режимам привлекатель­ность для многих участников внешнеэкономической деятельности. Так, например: при реэкспорте товаров не уплачиваются вывозные таможен­ные пошлины; заключая с посредниками из стран СНГ рублевые кон­тракты на реэкспорт своей продукции в страны дальнего зарубежья, российские экспортеры «уходят» от налогов и возврата реальной валют­ной выручки; таможенные режимы переработки, свободной таможен­ной зоны и свободного склада позволяют беспошлинно или с возвратом ранее уплаченных пошлин осуществлять предпринимательскую деятель­ность и т. д.

Применение мер налогового регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов позволяет правительству при­нимать оперативные решения с целью насыщения внутреннего рынка.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.