Финансы, деньги, кредит и банки

Государственный и муниципальный кредит

Управление государственным долгом

Развитие финансовых отношений и корректировка функционально­го назначения государства в экономической сфере приводят к измене­ниям методов и форм Государственного управления и регулирования. Бюджет современного государства, как система отношений и как еди­ный фонд денежных средств государства, использует все имеющиеся методы и формы для выравнивания баланса между доходами и расхода­ми. Одним из таких методов аккумулирования денежных средств в до­ходной части бюджета государства, источником финансирования госу­дарственных расходов и является государственный кредит (займы).

Государственный кредит (в широком смысле слова) представ­ляет собой совокупность экономических денежных отношений, воз­никающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фон­да государства на условиях срочности, платности и возвратности и его использования с целью реализации функций государственного управления.

Государственный кредит является совокупностью отношений, где одной из сторон выступает государство, а другой стороной - кредитора­ми или заемщиками — выступают иные государства, организации и граж­дане. Основой таких отношений является, с одной стороны, изъятие сво­бодных денежных отношений (их перераспределение) на условиях срочности, платности и возвратности и, с другой стороны, предоставле­ние финансовой помощи или финансирование государственных расхо­дов. Признание на уровне государственной политики применения не­сбалансированного государственного бюджета в Российской Федерации и привело к расширению на эти цели использования государственного кредита.

Необходимость использования системы государственного кредита (займов) обусловлена неравномерностью экономического развития эко­номики и кредита вообще. Возможность использования государствен­ного кредита обусловлена и существованием денег, выполнением ими таких функций, как накопление и сохранение стоимости. Как правило, в условиях экономического подъема роль государственного кредита па­дает и возрастает роль государственных займов, а в условиях спада — роль государственного кредита возрастает, а государственных займов падает. Таким образом, проявляются разные стороны финансового ме­тода регулирования экономики - финансовой политики в области госу­дарственного кредитования.

Государственный кредит (в узком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возни­кающих между государством и другими государствами, организа­циями, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с це­лью достижения баланса между доходами и расходами государ­ственного бюджета для выполнения государством своих функций и обязательств.

В том случае, если государство выступает в таких отношениях в ка­честве кредитора, такие операции показывают активное функциональ­ное назначение государственного кредита. Основной формой проявле­ния таких операций могут быть объемы бюджетных кредитов, казначейских ссуд и т. п. Такое проявление государственного кредита является положительным, так как увеличиваются доходы государства от финансовых операций.

Когда государство выступает в качестве заемщика средств - прояв­ляется пассивная роль государственного кредита. Основным проявле­нием таких отношений является рост объемов государственных займов. Вся совокупность государственных займов характеризует величину го­сударственного долга.

Однако государственный кредит, являющийся финансовой катего­рией, нельзя относить в силу его сущностных характеристик к традици­онному понятию банковского кредита.

Банковский кредит, как правило, покрывается за счет производитель­ного использования денежных средств и получения прибыли. При кре­дитован™ государства целью кредита является привлечение дополни­тельных источников для покрытия государственных бюджетных расходов, которые, как правило, носят непроизводительный характер (социальные, военные и другие расходы). Источником покрытия зай­мов и процентов по ним являются бюджетные средства государства. Причем эти средства используются из будущих бюджетных средств, полученных, в том числе, от сумм налогов. Численный состав налого­плательщиков и кредиторов государства, как правило, не совпадает.

В процессе банковского кредитования используется система имею­щихся в практике мер обеспечения, которая разрабатывается исходя из сложившихся экономических условий. Государственные займы, как правило, либо не имеют залога, либо имеют золотое обеспечение (при внутреннем заимствован™) или обеспечение собственностью (при внеш­нем заимствовании). В условиях заимствований у граждан государствен­ный кредит предусматривает значительную роль привлекательных ме­роприятий, рассчитанных на внешнее проявление эффективности вложений для кредиторов.

Банковский кредит является средством перераспределения средств в ограниченных пределах с целью увеличения прибыли (доходов) конк­ретных предпринимательских структур. В условиях государственного регулирования экономики в процессе привлечения средств в фонды го­сударственного бюджета используется весь спектр форм его привлека­тельности, однако меньше в части, например, льготного налогообложе­ния, стабильности доходов, принудительности и т. п. Государственный кредит выражает отношения перераспределения в рамках экономичес­кой системы и на основе использования государственного регулирова­ния. Именно в процессе выплат процентов и дивидендов и проявляется этот перераспределительный характер отношений.

Понятия государственный кредит и государственный заем в эконо­мической литературе трактуются как синонимы. Однако следует иметь в виду их некоторые отличия друг от друга. Государственный кредит представляет собой более широкое понятие, чем государственный заем. Государственный кредит включает в себя экономические денежные от­ношения по поводу мобилизации и использования денежных средств при помощи заключения кредитных договоров и договоров займа.

Государственный заем объединяет в себе лишь систему экономичес­ких денежных отношений в соответствии с требованиями договоров займа - непосредственно: условий самих договоров займа и условий предоставления государственных гарантий (гарантии, как правило, вы­даются Министерством финансов Российской Федерации под конкрет­ные займы).

Государственные займы классифицируются по следующим призна­кам:

• По степени централизации заемных средств (заемщика):

- федеральные;

- субъектов Федерации;

- местных органов самоуправления (муниципальные займы).

• По месту размещения: внутренние и внешние.

• По способу размещения: обращаемые на рынке и необращаемые.

• По срокам действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

• По степени обеспеченности: обеспеченные и не обеспеченные иму­ществом.

• По показателям доходов: процентные (с дисконтом, без дисконта), беспроцентные, бескупонные, с купоном (нулевым, твердым доходом, плавающим доходом).

Государственный долг представляет собой величину меньшую, чем государственный кредит. Государственный кредит включает в себя две большие части: кредит (заем) выданный и кредит (заем) полученный. Государственный долг включает в себя только кредит (заем) получен­ный.

Государственный долг помимо кредитов (займов) включает в себя суммы задолженности субъектам хозяйствования и процентов по ней. Величина государственного кредита (займа) не учитывает суммы задол­женности и процентов по ней, так как эти суммы не соответствуют тре­бованиям, предъявляемым к кредиту и займам как таковым.

К государственному долгу можно отнести, исходя из внешних при­знаков проявления и экономической сущности, всю задолженность субъектов хозяйствования друг перед другом.

В сумму государственного долга кроме кредитов (займов) включа­ются:

• обычная и просроченная задолженность по заработной плате, пен­сиям и пособиям гражданам;

• налоговый инвестиционный кредит;

■ бюджетный кредит (инвестиционный, валютный, ссуды и другие ин­струменты бюджетного регулирования в соответствии с требования­ми кредита как такового);

• неоплаченный государственный заказ, товарный кредит;

• неиспользованные финансовые обязательства и проценты по ним;

• и другие.

Как правило, государство является заемщиком средств, а иные госу­дарства, организации и граждане - кредиторами. Поэтому понятие го­сударственного кредита в экономической литературе приравнивают к государственному долгу.

Таким образом, государственный долг (в широком смысле сло­ва) представляет собой совокупность экономических денежных от­ношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного де­нежного фонда государства на условиях срочности, платности и воз­вратности с учетом системы государственного регулирования за­долженности и ее использования с целью реализации функций государственного управления.

Такое определение государственного долга характерно для всех го­сударств и особенно для экономики современной России, когда сумма задолженности значительна и приобретает систематический, постоян­ный характер.

Государственный долг (в узком смысле слова) представляет со­бой совокупность экономических денежных отношений, возникаю­щих между государством с другими государствами, организация­ми, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с учетом сумм задолженности по обязательствам государства и процентам по ней для достижения баланса между доходами и расходами государствен­ного бюджета.

Другими словами, государственный долг представляет собой сум­му задолженности по всем государственным обязательствам и процен­тов по ней перед хозяйствующими субъектами.

Всю совокупность государственных займов можно разделить на внут­ренний и внешний государственные займы.

Под внутренним государственным займом понимается совокуп­ность денежных отношений на финансовом рынке в пределах террито­рии страны, связанных с формированием денежных фондов государства и финансированием государственных расходов в национальной валюте. Он представляет собой основную часть внутреннего государственного долга, определяющую финансовое состояние экономики. Прямой зависи­мости между величиной государственного долга и состоянием эконо­мики нет.

Внешний государственный заем представляет собой совокупность денежных отношений на международных финансовых рынках и заим­ствование средств в иностранной валюте у иностранных субъектов хо­зяйствования.

Займы на внешних рынках подразделяются на две большие группы: коммерческие и политические.

При заключении договоров коммерческих займов кредиторами вы­ступают преимущественно крупные банки, корпорации и т. п., основная цель функционирования которых - получение максимальной прибыли. При заключении политических договоров займов в лице кредиторов выступают правительства других стран, а условия заключения догово­ров предусматривают низкие проценты с выполнением условий или предложений политического характера.

Внешний долг государства в основном и включает в себя величи­ну внешних займов. Но абсолютные цифры его не являются показа­телями финансового состояния страны на мировом хозяйственном рынке.

Таким образом, содержание внутреннего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального прави­тельства) перед хозяйствующими субъектами - резидентами, выражен­ную в национальной валюте. Содержание внешнего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального правительства), выраженную в иностранных валютах, перед хозяйству­ющими субъектами - нерезидентами. Однако такое деление является условным в связи с усложнением хозяйственных и экономических свя­зей государств и самих хозяйствующих субъектов.

Государственный внутренний долг Российской Федерации (прави­тельства) имеет следующую структуру:

• кредиты, полученные Правительством Российской Федерации;

• государственные займы от имени Правительства Российской Феде­рации;

• долговые обязательства, гарантированные Правительством Российс­кой Федерации;

■ задолженность прошлых лет (долговые обязательства СССР).

Следует учитывать, что Российская Федерация (федеральное пра­вительство) не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и местных органов самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.

При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государ­ственный долг.

4-3316

Капитальный долг - это совокупность всех выпущенных и не по­гашенных на данный момент (на определенную дату) долговых обяза­тельств государства (федерального правительства), включая и процен­ты по ним, подлежащие уплате.

Под текущим долгом понимается: сумма расходов текущего пери­ода, направленных на погашение государственного долга, срок оплаты которого не наступил; платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде; расходов на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитального долга, переходящего на бу­дущее.

Мировая практика использует много видов финансовых долговых обязательств государства. Их можно подразделить по видам в зависи­мости от:

• состава инвесторов: реализуемые среди граждан, реализуемые среди организаций, универсальные;

• эмитентов: федеральное правительство, органы власти субъектов Федерации, органы власти местного самоуправления;

• срочности: краткосрочные и долгосрочные;

• доходности: процентные, выигрышные, беспроцентные;

• методов размещения: добровольные и принудительные;

• техники эмиссии: документарные, бездокументарные (идеальные);

■ способности обращаться на фондовом рынке: обратимые (торговля происходит во всех секторах фондового рынка), необратимые (не подлежащие купле-продаже). Наиболее распространенной формой оформления государственных займов являются облигации, наряду с казначейскими векселями, казна­чейскими сертификатами и др. Государственная облигация — долго­вая ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства, которое дает право держателю получить в определенный срок основ­ную сумму долга и проценты по нему. Причем выплаты доходов могут производиться разными способами:

• с установлением фиксированного процентного платежа;

• применяя ступенчатые ставки;

• используя плавающие процентные ставки; с индексированием номи­нальной стоимости;

• когда реализация производится со скидкой (дисконтом);

• через выпуск и реализацию выигрышных займов.

В настоящее время все виды ценных бумаг в России оказались обес­цененными, и доверие к ним подорвано. Ниже приводится характерис­тика основных видов государственных облигаций, функционировавших на российском фондовом рынке:

• Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) - это облига­ции в бескупонной форме, эмитент — Министерство финансов Рос­сийской Федерации, выпускались на срок три, шесть и двенадцать месяцев.

■ Казначейские обязательства (КО) - это облигации в безбумажной форме, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, выпускались на срок от 50 дней до одного года в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях.

• Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - облигации в до­кументальной форме на предъявителя, эмитент - Министерство фи­нансов Российской Федерации, купонные со сроком погашения от 1 года до 15 лет.

• Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ) - облигации с переменным плавающим купонным доходом, именные, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, срок погашения от 1 года.

• Государственный сберегательный заем — облигации в документаль­ной форме, на предъявителя, с постоянным процентным доходом, срок погашения 1-2 года.

• Золотые сертификаты — ценные бумаги на срок до 1 года с невысоким доходом, эмитент — Министерство финансов Российской Федерации.

■ Кроме того, для погашения государственного долга выпускались: государственные долгосрочные обязательства (ГДО), облигации фе­дерального займа с постоянным купоном, облигации государствен­ного нерыночного займа, государственные жилищные сертификаты и др.

В настоящее время на рынке ценных бумаг функционируют лишь некоторые виды государственных облигаций: облигации Банка России (ОБР) - облигации бескупонные, краткосрочные, именные, бездокумен­тарные. Эмитированы Центральным банком Российской Федерации.

По типу субфедеральные и муниципальные ценные бумаги не отли­чаются от государственных (федеральных) ценных бумаг. В мировой практике они подразделяются на кратко-, средне - и долгосрочные и по видам обеспечения подразделяются на:

• Облигации под общее обязательство.

• Облигации под доход проекта.

• Облигации под специальный налог.

В России рынок субфедеральных и муниципальных бумаг также практически перестал существовать. Функционировали субфедеральные и муниципальные облигации с общим покрытием И доходные (целевые), муниципальные займы.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по обслуживанию уже существующего госу­дарственного долга, его погашению, разработке условий привлечения и размещения новых займов, а также по обеспечению выполнения инте­ресов заемщика и кредиторов.

Процесс управления включает в себя такие методы, как погашение действующих займов, эмиссия новых займов, рефинансирование задол­женности, консолидация, конверсия и унификация займов, отсрочка и аннулирование старых долговых обязательств и т. п.

Управление государственным долгом должно основываться на вы­полнении следующих принципов: единства, снижения рисков, оптималь­ности структуры, сохранения финансовой независимости. В частности, к основным задачам по сокращению государственного долга можно от­нести: стабилизацию и подъем производства в традиционных секторах экономики, организацию эффективного государственного и финансово­го регулирования экономики, сокращение расходов бюджета на непро­изводительные статьи и др.

Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом, кото­рый представляет собой превышение расходной части государственно­го бюджета над доходной. Бюджетный дефицит возникает тогда, когда появляется необходимость влиять через финансовые инструменты на рост доходов государства. Его величина зависит от многих факторов, в том числе от:

• изменения общеэкономической ситуации, экономической политики;

• осуществления крупных инвестиционных проектов на государствен­ном уровне;

• ошибки в управлении государственными структурами;

• изменения внешних условий и др.

Разработаны и применяются определенные методы управления бюд­жетным дефицитом. В частности, к ним относятся:

• эмиссия денег и мероприятия по стабилизации национальной валю­ты;

• размещение внутренних займов, развитие финансового рынка;

• взаимные кредиты государств, государств и граждан;

• налоговая политика, бюджетная политика и мероприятия по контро­лю;

• сокращение расходов, обоснование рациональности финансирования и устранение многоканальности;

• методическое обеспечение организации и планирования показателей, отражающих объемы дефицита, управления доходами и расходами государственного бюджета;

• и другие, в зависимости от исторических, политических и экономи­ческих внутренних и внешних условий.

Финансы, деньги, кредит и банки

Rates.fm — Ваш надійний провідник у світі фінансів

Знання курсу валют є важливим аспектом фінансового планування та управління бюджетом. Незалежно від того, чи є ви приватною особою, яка хоче заощадити на обміні валют, чи бізнесменом, що займається міжнародною …

Разница между микрозаймами и кредитами

В современном мире финансовые инструменты играют все более важную роль в жизни людей. Среди множества доступных вариантов получения заемных средств особенно выделяются микрозаймы и кредиты. Несмотря на некоторые сходства, эти …

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.