Финансы, деньги, кредит и банки
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджет — это не только система экономических отношений, но и юридический документ, в котором предусматриваются и утверждаются все доходы и расходы на календарный год в рамках определенного уровня власти и управления.
Бюджетный процесс представляет собой совокупность действий общегосударственного органа управления в сфере бюджетных отношений, выражающуюся в стадиях составления проекта бюджета (формировании), его представлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле за исполнением.
Кроме того, на практике бюджетный процесс подразделяется на ряд процедур, основанных на юридических и неюридических нормах, регулирующих: разработку, представление и утверждение бюджета; исполнение бюджета; контроль за исполнением бюджета. На всех стадиях прохождения форм и показателей осуществляется контроль и экономический анализ.
Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев, с 1 января по 31 декабря.
Субъектами бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями, являются:
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федера
Ции и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; Министерство по налогам и сборам Российской Федерации; федеральные органы налоговой полиции и др.;
- Центральный банк (Банк России);
- Счетная палата;
- Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- другие органы в соответствии с законодательством и утвержденными функциональными обязанностями.
В систему органов управления и власти, занимающихся бюджетным процессом, входят:
• законодательные (представительные) органы власти и управления;
• исполнительные органы власти и управления;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и местного контроля.
Бюджетный процесс основывается на принципах: единства, универсальности, самостоятельности, полноты отражения и гласности, эффективности, достоверности, адресности и целевой направленности, специализации и др. Эти принципы лежат в основе бюджетных полномочий.
Принцип единства означает, что все формы бюджетов в своем окончательном виде принимают единую форму документа. Все прилагаемые формы в конечном счете являются дополнением или расшифровкой к нему: сметы, сводные ведомости и т. п.
Принцип универсальности предполагает, что бюджет должен охватывать всю совокупность доходов и расходов с определенной степенью конкретизации.
Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных доходных источников в каждом звене бюджетной системы с правом самостоятельного определения объемов поступающих средств и направлений их использования.
Принцип специализации предполагает, что в каждой бюджетной статье должны быть указаны не только определенная сумма денежных средств, но и целевое их использование.
Законодательные (представительные) органы государственной власти и управления и местного самоуправления:
• рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов;
3-3316
• осуществляют контроль за обоснованностью формирования доходов и исполнения бюджетов;
• определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением доходной и расходной частей бюджетов.
Исполнительные органы государственной власти и исполнительные органы местного самоуправления:
• составляют проекты бюджетов;
• вносят проекты бюджетов, необходимые документы и материалы к проектам на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;
• организуют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления;
• контролируют обоснованность формирования денежных фондов и использование бюджетов.
Органы денежно-кредитного регулирования-Центральный банк (Банк России):
• осуществляет корректировку проектов бюджетов в соответствии с проводимой денежно-кредитной политикой;
• участвует в исполнении бюджетов;
• участвует в контроле за формированием и расходованием бюджетных средств во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами.
Органы государственного и муниципального контроля в рамках законодательно закрепленных функциональных обязанностей:
• Счетная палата Российской Федерации и ее подразделения;
• финансовые органы государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления;
• контролирующие органы законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Составление бюджета основывается на тексте Бюджетного Послания Президента Российской Федерации.
Для финансирования неотложных расходов, которые не могут быть учтены при составлении проектов бюджетов, могут предусматриваться средства ассигнований из резервных фондов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, соответствующих резервных фондов субъектов Федерации.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации в целом и по субъектам, муниципальным образованиям, отраслям экономики, а также сводных финансовых балансов на базе показателей: объема валового внутреннего продукта, совокупного общественного продукта, предполагаемого уровня инфляции и др.