Финансы, деньги, кредит и банки
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
В практике мирового государственного строительства и хозяйствования существуют различные системы межбюджетных отношений. Особенности их зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства стран и от местоположения в системе мирового разделения труда и капитала.
Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от организационно-территориального и государственного деления. Принято различать унитарные и федеральные устройства бюджетных систем.
Унитарные бюджетные системы являются высокоцентрализованными системами, с высокой степенью концентрации бюджетных средств, отсутствием или незначительной ролью звеньев бюджетной системы, отсутствием или незначительным объемом бюджетных прав и нижестоящих органов управления и власти.
Федеральные бюджетные системы выстраиваются на основе предоставления большой самостоятельности, автономии территориальных органов государственной власти в использовании бюджетных средств при соблюдении принципов единства общегосударственных интересов. Принципы, на которых строятся эти бюджетные системы, являются принципами бюджетного федерализма, они закреплены в законодательстве и в разной степени реализуются государствами. Отношения, формируемые в бюджетной системе с учетом принципов федерализма, называются межбюджетным федерализмом.
В современной России межбюджетные отношения (бюджетный федерализм) - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса по поводу обоснованного, оптимального формирования и распределения доходов между бюджетами и соответствия их расходам, финансируемым из них. Механизм межбюджетных отношений является основой межтерриториального перераспределения бюджетных средств (ресурсов).
Принципы межбюджетных отношений регламентированы в России Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законами.
Основными принципами межбюджетных отношений в соответствии с Бюджетным кодексом России являются:
• разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации;
• равенство бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
• равенство местных бюджетов и бюджетов муниципальных образований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации» эти отношения основываются на принципах:
■ взаимная ответственность;
• применение единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей индивидуальные особенности;
• выравнивание доходов;
• максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков;
• компенсация в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
• повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов;
• гласность межбюджетных отношений.
Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.
Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся:
1. Налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.
Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти. Эти органы власти получают исключительные права на взимание и использование перечисленных налогов.
Причем могут быть использованы такие методы закрепления как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на территории которой они собраны - например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом - например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть едиными или дифференцированными.
2. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
3. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.
Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые поступают в виде налогов, сборов и отчислений от налогов и сборов, в виде процентных отчислений и т. п. в целях балансирования доходов и расходов бюджетов, и которые установлены в законодательном порядке.
Поступающие доходы концентрируются в бюджете одного уровня, а в последующем перераспределяются с целью балансирования объемов средств других видов бюджетов до минимально необходимых. Эти доходы в процентном отношении (например, по отдельным налогам устанавливаются ставки отчислений в различные бюджеты) подразделяются между бюджетами на определенный срок для выравнивания баланса доходов и расходов. Основным критерием отнесения таких доходов к регулирующим является определенный, короткий срок действия, установленный законодательством.
Деление доходов и расходов на закрепленные и регулирующие условно.
В случаях, когда сумм поступлений закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для баланса и осуществления расходов, применяются другие методы бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня (общегосударственным органом управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.
Основными методами (формами) бюджетного регулирования являются:
- дотация;
- трансферт (нормативно-долевая дотация);
- субвенция, в том числе обусловленная субвенция;
- субсидия;
- бюджетная ссуда;
- взаимные расчеты;
- бюджетная компенсация.
Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюджетом другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Нормативно-долевая дотация - это современная форма бюджетного регулирования (трансферт), когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом другому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:
- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);
- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).
К таким средствам можно отнести: дотации закрытым административно-территориальным образованиям; средства на содержание объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение органов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.
Источником выделения такой дотации является бюджетный целевой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступлений в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в общей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех участников правилам.
Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходования не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которого была получена.
Обусловленная субвенция - она выдается также на определенный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловленных субвенций такие же, как для обычной субвенции.
Субсидня - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законодательством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финансовый год.
Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных расходов в использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.
Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.
Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управления принимают какие-либо решения (об изменении доходов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе исполнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
В течение отчетного финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не имеют права принимать решения, приводящие к увеличению расходования бюджетных средств или снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы без внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство о бюджетах, которые бы компенсировали увеличение расходов или снижение (выпадение) доходов. Такая компенсационная норма закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.