Методы
Стартовые методы
На стартовом этапе проекта выполняются методы:
1. установление требований по компетенциям;
2. установление организационной структуры субъектов управления;
3. распределение полномочий и ответственности.
Стартовые требования и нормы утверждает: руководитель организации, или куратор проекта, или менеджер проекта.
Подбор менеджеров и членов проектной команды
Подбор кандидатур на роль менеджера проекта должен производиться как можно раньше. Оптимальной будет ситуация, когда продюсер и кандидат на роль менеджера проекта будут какое-то время работать совместно. В любом случае, менеджер проекта должен быть назначен одновременно с утверждением первой версии плана проекта.
Контролер должен назначаться после утверждения проекта.
Подбор членов проектной команды проводит менеджер проекта на основании требований к проектной команде. В зависимости от условий родительской организации в подборе членов проектной команды могут участвовать другие подразделения организации.
Одновременно с подготовкой плана проекта должны быть подготовлены предложения по мотивации проектной команды, прежде всего, менеджера проекта. К числу классических ошибок относится возникновение разрыва между завершением проекта и выплатой премий. Часто компании живут по календарному производственному циклу в 1 год (от 1-го января по 31 декабря), как правило, вследствие существования финансового года. Основная выплата премий производится раз в год, по результатам финансового года. Перенос годового цикла мотивации на членов проектной команды полностью отрывает систему мотивации от результатов проекта. Особенно это касается долгосрочных проектов, у которых в промежутке проектного цикла возникает, по крайней мере, одно календарное событие по выплате премий. Невыплата премии вызовет неудовлетворенность проектной команды, а если выплачивать, то непонятно, за что.
Именно в мотивации проектной команды более всего проявляется индивидуальность проектов. Система мотивации в проектах должна удовлетворять следующим основным правилам:
1. система мотивации в каждом проекте должна быть индивидуальной;
2. система мотивации должна в максимальной степени основываться на объективных показателях и количественных параметрах;
3. уровень мотивации должен быть привязан к уровню результатов проекта;
4. выплата премий или назначение иных поощрений должно быть произведено сразу после завершения проекта;
5. условия мотивации должны быть объявлены одновременно с утверждением первой версии плана проекта;
6. в долго срочных проектах должны быть предусмотрены промежуточные премии, привязанные к важным промежуточным событи- Ям проекта________________________
Самый простой и эффективный способ установления критериев вознаграждения заключается в привязке к смете и сроку проекта. Пример системы критериев показан на рис. 40. Все множество результатов проекта разбивается на 4 области:
Е-
• область МО - фактические смета и срок превышены по отношению к плановым показателям:
О вознаграждения нет;
• области Ml, М2, МЗ - фактические смета и срок меньше плановых:
О вознаграждение равняется одному из трех уровней, в зависимости от того, в какую область попали фактические результаты.
Отношение
100% |
Фактической сметы проекта к плановой смете проекта
\
N
\
\ \
|
'МЗ і
100%
Отношение фактического срока проекта к плановому сроку проекта
7- |
Существует широкая сфера знаний по командообразованию. Передача этих знаний производится при обучении или на специальных интерактивных тренингах. Знакомство с имеющимися в литературе знаниями специалист может осуществить самостоятельно. В отличие от других типов знаний, для полного освоения методов командообра - зования необходимо пройти, хотя бы, однодневный интерактивный тренинг по командообразованию.
'-Мишин
Менеджер проекта обязан знать и уметь применять методы командообразования.
Если штатный персонал родительской организации не обладает достаточными знаниями командообразования, то родительская организация должна организовать специальное обучение персонала.
В рамках настоящей книги невозможно изложить подробно методы командообразования, тем более, что знания командообразования относятся скорее к разряду психологических навыков и постигаются, в основном, на практике или на коллективных интерактивных тренингах. Тем не менее, наиболее важные аспекты командообразования будут освещены в этой книге. Совещания
На практике основная доля коллективной работы проектной команды осуществляется на совещаниях. В отличие от многих производственных совещаний, где допускается авторитарный стиль, на совещаниях проектной команды должен присутствовать дух равноправия.
Равноправие на проектных совещаниях заключается в праве членов команды на высказывание и изложение своего мнения. Менеджер проекта обязан обеспечить дух равноправия на совещаниях. В конце каждого совещания председатель совещания обязан задать сакраментальный вопрос: "имеются ли вопросы или заявления у участников совещания? ". Поднятые вопросы или их отсутствие должны быть обязательно и подробно изложены в протоколе совещаний.
Председатель совещания вправе регулировать темп свободных высказываний в период совещания. Так, в целях сохранения делового вектора председатель совещания вправе прервать чье-то выступление с обязательной оговоркой, что выступающему будет обязательно дано время для выступления в конце совещания.
Следует подробно писать протоколы совещаний, обязательно указывая фамилии выступающих. При необходимости, а в спорных ситуациях обязательно надо согласовывать формулировки выступающих. Все участники совещания должны быть включены персонально в списки рассылки.
Окончательные решения на совещаниях должен принимать председатель совещания. При наличии среди участников совещания явно несогласных, их особое мнение должно быть отражено в протоколе.
Еще раз подчеркнем необходимость равноправия на проектных совещаниях. Мнение, что авторитарные совещания экономят время и ускоряют работу, в условиях проектного бизнеса всего лишь иллюзия. Авторитарность совещаний полностью исключает любые методы ко - мандообразования и приводит к большим ошибкам. Первое совещание проектной команды
Среди действий по командообразованию приоритетным является первое совещание проектной команды. Иногда такие совещания могут длиться один-два дня и проводиться вне территории родительской организации. Ведет первое совещание менеджер проекта.
В задачу менеджера проекта на первом совещании входит сплочение команды на основах равноправия с одновременным документированием принятых решений.
Задача менеджера проекта на первом совещании внутренне противоречива. Перекос в сторону равноправия может на долгое время превратить команду в неуправляемую группу. Перенос приоритетов в сторону принятия конкретных решений может полностью и надолго погасить инициативу членов проектной команды.
Перед проведением совещания менеджер проекта должен составить для себя сценарий совещания. Не рекомендуется составлять предварительную повестку дня совещания, про существование сценария может знать только менеджер проекта. Типичным является разбиение совещания на четыре этапа:
1. Представление членов команды:
О менеджер проекта дает краткую характеристику участнику, а затем сам участник рассказывает о себе, о своем предыдущем опыте;
2. Этап свободных высказываний, сообщений, выступлений (менеджер проекта может опросить всех участников совещания):
О этап должен завершиться появлением у участников твердого ощущения того, что к их мнению будут всегда внимательно прислушиваться и у них есть право сообщить свое мнение остальным членам проектной команды;
3. Переходной этап, постановка вопросов для принятия решений:
О психологически этот этап заключается в переходе от стиля свободных высказываний к стилю делового обсуждения вопросов; о формальная сторона этого этапа заключается в коллективном обсуждении повестки дня;
4. Этап принятия решений.
В качестве решений первого совещания проектной команды могут быть отражены следующие моменты:
Т
® факт создания команды;
• описание конечных задач проекта;
• описание текущих задач;
• внутренняя самооценка компетенции команды;
• достаточность персонального состава команды;
• уточнение полномочий и ответственности;
• вопросы коммуникаций и взаимодействия: о типы и график проектных совещаний; о формат протоколов;
О способ документооборота. Мозговые штурмы
Эффективным способом генерации творческой компоненты проектной команды являются мозговые штурмы. Иногда мозговые штурмы следует проводить только ради этой генерации. В частности, в рамках первого совещания проектной команды может быть проведен штурм на одну из тем: как улучшить проект, какие риски у нашего проекта.
Существуют немало способов управления мозговыми штурмами. Для решения сложных проблем может приглашаться дирижер мозгового штурма со стороны (модератор). В простейшем случае схема мозгового штурма заключается в следующем:
• формулируется проблема, которая не имеет решения до проведения мозгового штурма;
• устанавливается руководитель (дирижер) мозгового штурма:
О дирижер вправе давать слово или прекращать выступление; о дирижер не вправе принимать окончательное решение:
• все участники мозгового штурма обязаны высказываться, молчащие участники удаляются с заседания (мягко или жестко, по усмотрению дирижера);
• обязательно используются графические методы:
О эффективным является выход участника к доске, на которой он
Рисует свои предложения; о все участники обеспечиваются бумагой, на которой они быстро фиксируют свои мысли;
• дирижер может организовать несколько кругов обсуждения;
• конечной задачей дирижера является создание атмосферы почти неуправляемого потока сознания;
• мозговой штурм должен завершиться документированием предложений;
О документирование производит дирижер, с одновременным озвучиванием формулировки и опросом участников. Организационные мероприятия
Категорически должны быть исключены типичные для России стартовые "пьянки" для сплочения коллектива. Конечно, после таких мероприятий возникает эффект психологической близости, но взамен может быть полностью утеряна деловая компонента.
Оргмероприятия, типа банкета, могут проводиться, но они обязательно должны быть приурочены в фактам получения конкретных результатов: утвержден план проекта, согласованы требования заказчика и т. д.
Команда проекта наряду с позитивными свойствами обладает потенциально и негативными чертами, см. таблицу 36. Менеджер проекта обязан знать о существовании опасностей и проводить постоянный мониторинг состояния команды. В частности, при анализе действий отдельного работника менеджер должен самому себе ответить на вопрос: "не являются ли действия работника следствием состояния всей команды - усталости, отторжения и т. д.?". Если ответ "Да", тогда менеджер проекта сам несет ответственность за действия работника.
Таблица 36. Негативные черты проектной команды
|
Управление компетенциями
Метод управления компетенциями не относится к числу обязательных, он может применяться в компаниях с достаточным количеством ресурсов или в компаниях с большим количеством исполняемых проектов.
Обыкновенно, компетенции проектного персонала не относятся к категории управляемых объектов. Специалиста берут на работу с тем багажом компетенций, который имеется на момент приема. В период работы в компании, в лучшем случае, специалист пройдет дополнительное обучение использованию некоторых инструментов и методов. Поскольку компании противодействуют текучести кадров, то средний уровень компетенции специалистов меняется с характерным временем 2-4 года.
С другой стороны, в компании может возникнуть потребность в проекте, для реализации которого в штате компании отсутствуют специалисты с необходимы уровнем компетенции.
Противоречие между фактическим и требуемым уровней компетенции разрешается посредством перевода категории "компетенции " в разряд управляемых категорий.
Метод управления компетенциями заключается во внедрении следующих систем;
• система ротации персонала:
О работники компании делятся на две категории:
■ стандартная: включение в постоянный штатный состав;
■ включенные в систему ротации;
О допускается перевод работника в длительный отпуск, подключение к работе других подразделений, временный переход в другую компанию; о при всех переходах специалист не теряет связи с системой ротации;
О специалист, включенный в систему ротации, может принимать участие в проекте в следующих формах:
■ с постоянной ежедневной загрузкой на относительно длительный период;
■ с частичной загрузкой (по часам или по дням недели);
■ предоставлять услуги проектной команде, в частности, проводить экспертный анализ;
• система мотивации проектного персонала:
О выплата вознаграждений, предоставление иных форм стимуляции должно:
■ производиться по индивидуальной программе для каждого участника системы ротации;
■ объем вознаграждений должен позволять участнику системы ротации какое-то время жить без получения периодических доходов;
• система пополнения банка знаний:
О все работники, включенные в систему ротации:
■ несут обязанность по пополнению банка знаний;
■ имеют право в любой момент использовать информацию из банка знаний;
• система обучения и сертификации специалистов:
О компания может увеличить размер вознаграждения работников с одновременным переводом оплаты за обучение из средств работника;
О работник самостоятельно изыскивает у себя резервы времени для прохождения обучения, в частности, в перерыве между проектами;
О компания способствует проведению сертификации специалистов;
О дополнительно, компания может ввести собственную систему ранжирования специалистов (введение рейтингов). Необходимо отметить, что с технической точки зрения внедрение системы управления компетенциями неразрывно связано с созданием проектного офиса.