Результат проекта — цель или Value added
Выше мы уже затрагивали тему результатов проекта. Обыкновенно, у нас в России результат проекта трактуется как достижение некоей цели, причем эта цель понимается в натуральном измерении (дом, оборудование, чертеж и т. д.). В западной экономике результатом деятельности является value added. Многие компании позиционируют себя на рынке как "value added oriented company". Популярность этих слов лучше всего оценить по Интернету, см. таблицу 04. По каждому слову (словосочетанию) производился запрос в поисковой системе Www. google. com. Поисковик выдавал количество страниц, которые содержат это словосочетание.
Таблица 04. Популярность словосочетаний в Интернете
|
На каждые двадцать Веб-страниц, посвященных любым видам бизнеса, приходится одна страница со словами value added.
Пока этот англоязычный термин слабо применяется в российском бизнесе. Термин хорошо известен в экономической науке, среди кон - салтеров, а в бизнесе термин и используется слабо, и понимается часто неверно.
Термин value added не применяется в российском бизнесе и в переводе. Термин можно перевести на русский язык следующими способами:
• добавочная стоимость;
• добавленная стоимость;
• добавленная ценность;
• добавочная ценность.
Казалось бы, представленные варианты перевода мало отличаются друг от друга.
Первое различие возникает, если анализировать эти слова с точки зрения российского бухгалтерского учета. В нашем бухучете термин "ценность" отсутствует, а термин "добавленная стоимость" имеет узкую область применения. По нашим правилам, добавленная стоимость возникает только в момент продажи (реализации). До этого момента добавленная стоимость не существует. Так, допустим компании удалось весьма дешево приобрести здание, которое после покупки было реконструировано. Даже если рыночная стоимость реконструированного здания будет высокой, балансовая стоимость здания все равно будет равняться стоимости покупки плюс затраты на реконструкцию. В таком смысле добавленная стоимость никакого интереса для бизнеса не представляет.
Принципиальное отличие возникает при анализе трактовки, которая дается в английском языке термин}' value added. Здесь и появляется еще один миф. Посмотрим на дословное определение термина value на английском языке (энциклопедия Encarta):
Value, in economics, the worth of a commodity or service measured against other commodities or services. The term generally refers to the total money revenue, or price, for which an item will sell. The value of any object in the marketplace is determined by desirability and scarcity. Anything that is both desirable and scarce, such as a diamond, can command power in the exchange ratio—that is, it can be exchanged for an item of equal or greater worth. Its desirability is a function of its potential utility. A distinction is usually made between market value and normal, or natural, value. Market value is the purchasing power of a commodity in the open market on a given day; normal value is the value that would prevail if competitive market forces worked without friction. Market value may also be referred to as the exchange price of a commodity, and natural value as the just price.
In the labour theory of value, in the simplest terms, the value of a product is composed of, or created or determined by, all the labour involved in its production. The term value added refers to the value created in a product in the course of manufacturing or processing, exclusive of such costs as those of raw materials, packaging, or overhead. A value added tax has been imposed on goods in all European Union countries.
Вот перевод англоязычной трактовки на русский язык:
Стоимость, в экономике, достоинство товара или услуги, измеряемое в сравнении с другими товарами или услугами. Обыкновенно, термин относится к полной выручке денег, или цене, за которую данный предмет будет продан. Стоимость любого объекта на рынке определяется желательностью (потребностью) и дефицитом. Что-нибудь, что является и желательным, и недостаточным, например, как алмаз, может командовать (иметь власть) при установлении обменного соотношения — то есть, это может быть обменено на объект равного или большего достоинства. Желательность объекта — функция его потенциальной полезности. Обычно проводится различие между рыночной стоимостью и нормальной, или естественной стоимостью. Рыночная стоимость — покупательная способность товара на открытом рынке в данный день; нормальная стоимость — ценность, которая преобладала бы, если бы силы конкурентного рынка работали без трения (полноценно). Рыночная стоимость может также упоминаться как обменная цена товара, а натуральная стоимость как справедливая цена.
В трудовой теории стоимости, в самых простых терминах, ценность продукта составлена из, или создана или определена через весь труд, вовлеченный в его производство.
Термин добавочная стоимость относится к ценности, приданной продукту в ходе его производства или обработки, исключая такие затраты как сырье, упаковка или накладные. Налог на добавочную стоимость был наложен на товары во всех странах Европейского союза.
Примечание к переводу. Трудовая теория стоимости есть не что иное, как теория К. Маркса. Поэтому слова value и value added переводятся в соответствии с существующей 150 лет традицией перевода терминов Маркса на русский язык.
Видно, что западное понимание value added в корне отличается от нашего бухгалтерского (а, скорее, минфиновского) понимания добавочной стоимости. Путаница возникает из-за неоднозначного понимания термина НДС:
1. с одной стороны, НДС — это часть цены товара или услуги, которую оплачивает каждый потребитель; это наиболее привычное понимание имеет мало отношения к добавочной стоимости.
2. с другой стороны, НДС — это налог, который платят коммерческие предприятия государству. В отличие от простых потребителей (физических лиц), для коммерческих предприятий существует процедура вычета. Согласно этой процедуре налог государству рассчитывается как разность между полученным и уплаченным НДС. В силу этого налог государству от коммерческих предприятий есть действительно налог на добавочную стоимость, при этом, добавленная стоимость возникает только в момент продажи;
3. поскольку переоценка основных средств в России не пользуется успехом, а переоценка нематериальных активов вообще запрещена, то увеличение рыночной стоимости актива никак не отражается в бухгалтерском учете.
С термином "добавочная стоимость" произошла смешная история. Еще двадцать лет назад любой выпускник советского ВУЗа сказал бы: "добавочная стоимость - это основная категория экономической теории К. Маркса, отраженная в его знаменитом труде 'Капитал' ". По Марксу добавочная стоимость отражает некую "тайную" способность труда придавать товару дополнительное меновое достоинство, дополнительное к произведенным затратам. А дальше заработала логика революции: если добавочная стоимость является результатом труда, то и право собственности на добавочную стоимость должно принадлежать тем, кто трудится. У нас эта логика привела к созданию СССР со всеми его последствиями. На Западе революционные выводы из теории притормозили, а саму экономическую теорию оставили. Там поступили просто и разумно: деятельность хозяина предприятия по созданию предприятия, нового товара или изобретения была включена в трудовую деятельность. Здесь труд понимается в общеэкономическом смысле, а не в смысле деятельности по Трудовому Кодексу. Соответственно, хозяин предприятия приобретает справедливое право на добавочную стоимость.
Именно разрыв между рыночной и балансовой стоимостью актива и составляет разницу в понимании добавочной стоимости. На Западе считается, что если труд создал добавочную стоимость, то ее нужно сразу отражать в финансовом учете, а не так, как у нас, когда актив будет продан. Возможно, он никогда не будет продан. Тогда получится, что результат труда никогда не будет отражен в учете.
Нетрудно видеть, что современное западное понимание добавочной стоимости базируется на определении Маркса. Вспомним рекламный слоган "value added oriented company" (компания, ориентированная на создание добавочной стоимости). Получается, что эти западные компании в основе своего бизнеса ориентированы на Марксовское понимание (15 миллионов Веб-страниц!). После 1990 г. мы в России начали выбрасывать все, что хоть как-то напоминает социализм. В результате таких исключений общепринятое и абсолютно необходимое значение добавочной стоимости исчезло, а возникла мало почитаемая комбинация из трех слов: Налог на Добавленную Стоимость.
Возникла даже игра слов. Добавленная — это то, что уже произошло. Добавочная — это вневременная характеристика.
С исчезновением в нашем обиходе базовой концепции добавочной стоимости зашаталось и общее определение результатов бизнеса, что имеет самое прямое отношение к проектному бизнесу, как ориентированному на получение результатов. Попытка заменить добавочную стоимость на бухгалтерски исчисляемую прибыль, на самом деле, сильно сужает смысл экономической деятельности.
Рассмотрим крайний пример, государственные некоммерческие университеты. Поскольку "производство" специалистов по определению неприбыльно в таких учреждениях, то тут же возникает вопрос об экономической целесообразности их деятельности (с точки зрения получения прибыли): одни затраты из бюджета. Получается, что труд преподавателей, ничем не отличающийся от любого иного труда, не создает чего-то ценного для общества. С другой стороны, нетрудно подсчитать, сколько добавочной стоимости принесет за время своей работы специалист, получивший образование. Примем трудовой период за 40 лет, а среднегодовую добавочную стоимость 30 тысяч долларов (в масштабе западных цен). То есть, в течение своей жизни, специалист в среднем создает добавочную стоимость 1 миллион долларов. Эту величину и следует признать ценностью специалиста для всего общества. Кстати, на Западе прекрасно понимают эту "бухгалтерию", поэтому у них не "отток мозгов", а "приток мозгов". Вместе со специалистом они сразу получают и его добавочную стоимость, не производя затрат из своего бюджета на "создание" специалиста. Один преподаватель за год "производит" несколько специалистов. Даже взяв самый сильный понижающий коэффициент, мы увидим, что преподаватель производит для общества добавочную стоимость в масштабе миллионов долларов.
Просто для интереса: эта книга сверстана в программе Adobe InDesign. Перед открытием программы на экране демонстрируется заставка с фамилиями разработчиков. Больше половины членов этой команды имеют фамилии явно не американского происхождения: индийские, китайские, славянские. Стоимость компании Adobe на рынке измеряется в миллиардах долларов. Вот и превращение труда азиатских и российских преподавателей в капитализацию одной компании.
Приведем еще один пример возникновения добавочной стоимости, прямо не связанный с получением бухгалтерской прибыли. Допустим, построена дорога в зону будущего коттеджного строительства. Финансирование строительства дороги относится к категории расходов (затрат). Одновременно, построенная дорога увеличит стоимость земельных участков в некоторой близости от дороги. Вычтем из увеличения стоимости земельных участков затраты на строительство дороги. Полученная величина и будет добавочной стоимостью проекта по строительству дороги.
Именно поэтому на Западе, в условиях действия частной собствен - ности на землю, строят и дороги, и мощные инфраструктурные объекты, таких как гидроэлектростанции. В США для этих целей в 30-х годах прошлого столетия даже придумали и внедрили специальный инструмент: корпорации развития территории. В сферу действия корпорации включаются не только участки, на которых планируется размещение инвестиционных объектов, но и те участки, стоимость которых увеличится после создания объектов. В результате появляется источник для выплаты существенных компенсаций владельцам участков, изымаемых под строительство.
Добавочная стоимость существует не только на бумаге. Вспомним пример с покупкой здания под реконструкцию (стр. 41). При грамотной реконструкции новая рыночная стоимость здания превысит все затраты. Произведя официальную оценку реконструированного здания, можно под залог здания получить кредит. Размер этого кредита будет существенно больше "живых" потраченных денег. Как следствие, предприятие получает новые оборотные средства и оставляет актив в своей собственности. Новые "живые" деньги позволят снова создать добавочную стоимость. Если менеджмент компании эффективно придумывает добавочную стоимость, то бизнес этой компании будет расти с большим коэффициентом мультипликации.
Прибыль тоже является одним из видов добавочной стоимости. Допустим, на производственном предприятии вводится в эксплуатацию новое оборудование. Благодаря этому предприятие увеличит свою прибыль. Дисконтированная сумма дополнительной прибыли в течение срока амортизации этого оборудования (срока службы) может быть принята за добавочную стоимость проекта.
Не отвергая такой атрибут проекта, как цель, среди результатов проекта на первое место надо ставить добавочную стоимость, которая возникает после выполнения проекта.
Каким же русским словом заменить value added? По мнению автора возможны варианты:
• в тех компаниях, где английский язык и/терминология часто применимы, проще всего, не использовать русских аналогов, а применять английские слова;
• "добавочная стоимость": при использовании этого варианта настоятельно рекомендуется в основных корпоративных документах дать трактовку термина;
• "рыночная добавленная стоимость"", т. е. разница между затратами на создание продукта и его ценой продажи; соответственно, далее можно различать: будущая рыночная добавленная стоимость, фактическая рыночная добавленная стоимость, справедливая рыночная добавленная стоимость.
Недостатком третьего варианта является большое количество слов. Поэтому наиболее разумным будет использование варианта "добавочная стоимость", в соответствии со 150-летней традицией в русском
Языке.
В данной книге далее будет использоваться вариант "добавочная стоимость ", как русскоязычный аналог value added.