Сам термин "проект"
Будет удивительно, но первый и самый главный миф в управлении проектами связан с определением и/или пониманием того, что является проектом. Собственно говоря, все проблемы проектного менеджмента упираются в понятие "проект". То, что вкладывается в первичное определение, задает и последующий вектор. Именно поэтому все книги по этой теме начинаются с определения термина "проект", хотя, казалось бы, какая разница пользователю от того или иного формального определения.
Приведем список различных формулировок со ссылкой на источник.
1. (1) Проект — целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги. (2) В самом широком понимании, проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. (Ассоциация Управления Проектами, СОВІ ИТ Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов, М. "Консалтинговое агентство КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001)
2. Project is a temporary endeavor undertaken to create a unique product or service (перевод: Проект - это ограниченное во времени усилие [мероприятие, предприятие], предпринимаемое для создания уникального продукта или услуги). (РМВОК Guide 2000 Edition)
3. Проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности, имеющий начальную и конечную дату выполнения, предпринимаемый для достижения цели, соответствующей установленным требованиям, включая ограничение по времени, затратам и ресурсам (ISO 10006:2003)
4. Проект — система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. (В. В. Шеремет и др. Управление инвестициями - М.: Высшая школа, 1998)
5. Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов. (Товб А. С., Ципес Г. Д Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005)
6. Проект — это комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными по потребности заказчика. (Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство - М.: Издательство "Дело и сервис", 2003)
7. Проект — целенаправленный, ограниченный заданным периодом времени комплекс действий, результат которых удовлетворяет заданным критериям, среди которых критерии, основанные на свойствах "уникальность" и т. д. (Доклад на 17-ом Всемирном Конгрессе по управлению проектами, Соболенко Н. А., Тягунов М. Г., Шванн Д. Э. Синтаксический анализ целей проекта, 4-6 июня 2003 года).
Последнее определение примечательно тем, что для переформулирования термина "проект" применен весьма непростой математический аппарат металингвистического анализа.
Не смотря на различие словах, все формулировки, с той или иной степенью акцента, основаны на следующих пяти компонентах:
1. проект представляет деятельность (комплекс действий, вид деятельности);
2. эта деятельность ограничена во времени;
3. эта деятельность имеет цель;
4. цель деятельности является уникальной;
5. ресурсы, имеющиеся для деятельности, ограничены, в частности, цель должна быть достигнута к определенной календарной дате.
На первый взгляд, определение вполне разумно. Например, деятельность по строительству дома. Дом должен быть построен к заранее заданной календарной дате при утвержденной смете.
Но тут же возникает обратный вопрос: "какая деятельность не является проектом?" Посмотрим внимательно на приведенные пять пунктов и проверим, удовлетворяет ли любой бизнес этим условиям.
1. Любой бизнес является деятельностью.
2. Любой современный бизнес ограничен во времени. Даже крупнейшие корпорации за период примерно в 10 лет изменяются неузнаваемо, вплоть до изменения названия корпорации. Малый бизнес просто по своей сущности кардинально изменяется за 2-3 года — либо перерастает в новую организацию, либо умирает. Конечно, 200 лет назад доминирующим был постоянный семейный бизнес, теперь такой вид бизнеса стал маргинальным.
3. Любой бизнес имеет цель, в первую очередь, извлечение прибыли.
4. Цель любого бизнеса можно считать уникальной. Последнее утверждение может показаться спорным. На самом деле без уникальности бизнес не конкурентноспособен. Например, выпечка хлеба. С одной стороны, это рутинный, повторяющийся процесс, а, с другой стороны, каждый хлебозавод имеет свой уникальный рецепт хлеба. Продукт деятельности типографии, выполняющей заказы рекламных агентств, также является уникальным. Так что, граница "уникальность - не уникальность" является весьма зыбкой.
5. Любой бизнес ограничен в ресурсах.
Получается, что любая бизнес-деятельность является проектом.
Вот и выявлен первый миф: само определение термина проект не выдерживает первой критической атаки.
Справедливости ради надо отметить: наиболее популярный стандарт РМВОК признает, что любая деятельность: (1) выполняется людьми, (2) ограничена доступностью ресурсов, (3) планируется, исполняется и управляется. Одновременно, исходя из своего определения, РМВОК помимо термина "управление проектами" вводит еще один термин: управление через проекты, означающий применение методов управления проектами в текущей оперативной деятельности. Деятельность, относящуюся к управлению через проекты, РМВОК не включает в сферу своей регламентации. Соответственно, если компания при выполнении заказов применяет проектные методы, то называть эту деятельность проектной компания не вправе.
Признав наличие мифа о проекте, мы должны тут же поставить следующие вопросы:
• Как же западный проектный менеджмент строит свою деятельность на ошибочном определении?
О Ответ №1. На самом деле, подобное определение возникло значительно позже, чем массовое использование проектных инструментов: бюджет, сетевые графики, календарное планирование и т. д. Эти инструменты были опробованы практикой. Поэтому противоречий на практике не возникает, о Ответ №2. Определение проекта возникло как перенос внутри корпоративных представлений о проекте на общеэкономический язык. Действительно, часто внутри корпорации можно говорить об уникальности цели, специальной процедуре получения бюджета, открытия финансирования и т. д. Тем не менее, эти формулировки не могут быть универсальными. Также общепринято, когда компании всю свою деятельность делят на проекты, хотя цели проектов примерно одинаковы.
• Существуют ли все-таки общие определения проекта?
О По мнению автора книги, такое определение можно сформулировать. Детали см. далее в разделе "Позиционирование проектного бизнеса".
Определение проекта через компоненты "срок-цель-ресурсы" при более внимательном прочтении порождает и другие вопросы.
Вопрос первый. Откуда берется, как рождается проект? Почему именно эта деятельность, именно эта цель должна быть достигнута? В стандартах IPMA, РМВОК есть процедура санкционирования (инициирования) проекта, но сам процесс рождения не описывается. С другой стороны, во внутрикорпоративных стандартах западных компаний именно процедура рождения, выдвижения инициатив, отбора проектов описывается очень подробно.
Вопрос второй. Откуда возникают ограничения по ресурсам и когда начинается проект? Еще как-то понятно, если речь идет о выделении денег внутри компании: "сколько могут, столько и дали", "сколько выбили, столько и получили". А если речь идет о ресурсах, не принадлежащих компании? Например, компания намерена построить загородный склад. Для получения электроэнергии, воды и т. п. надо будет договариваться с собственниками этих ресурсов. Необходимость договориться с внешними собственниками порождает вопрос: когда начинается проект, после того как договорились с собственниками или до того? Если до появления договоренности (т. е. планом предусмотрено договориться с конкретными собственниками), то проект может быть похоронен еще в начальной стадии - вероятность договориться не очень высока. Если проект начинается после появления договора с собственниками внешних ресурсов, то как называть деятельность до появления договора: предпроект, проектный маркетинг?
Вопрос третий. Можно ли дать измеряемое разграничение от другой бизнес-деятельности? Например, на заводе действует годовой производственный план. Согласно плану, объем продукции должен вырасти на 25%. Для увеличения производства часть станков должны быть обновлены. Для этого из прибыли предприятия за предыдущий год выделяются необходимые средства. Чем этот план не проект? Есть цель (25%), есть конечная дата, есть ограниченные ресурсы. Тем не менее, выполнение такого плана, обыкновенно, не будут называть проектом. А если объем продукции должен вырасти на 200% при полном обновлении оборудования?
Вопрос четвертый. Почему результатом проектной деятельности является достижение некоей цели, неявно понимаемой в материальном виде, например, построить здание. Любой бизнес это деньги. Почему результат проекта не выразить в денежном выражении. К примеру, построенное здание должно иметь рыночную капитализацию в заранее заданной величине. Данный вопрос отнюдь не тривиален, как может показаться.
Финансовые критерии кардинально влияют на техническую компоненту проекта. Допустим, строится бизнес-центр. Можно сформулировать цель проекта как строительство объекта с заданной классностью и арендной площадью, а можно и как строительство объекта с заранее заданной величиной суммарной арендной платы. В первом случае достойный внешний вид объекта для проектной команды не столь важен. Во втором случае оригинальный фасад будет необходим, так как и от него зависит размер арендной платы. Другой пример, из области проведения НИОКР. Допустим, требуется разработать новое оборудование для добычи нефти, резко увеличивающее скорость нефтедобычи. В такой постановке (просто новое супероборудование) разработка не представляет проблемы, вопрос лишь в профессионализме разработчиков. Совершенно другое дело, если будет добавлен критерий: затраты по добыче на тонну нефти не должны превышать затрат с уже имеющимся оборудованием.
Кроме того, использование денежных параметров для описания результатов проекта имеет преимущество для продвижения проекта в компании. С точки зрения нормального финансиста отсутствие денежной цели превращает проект в простую трату денег.
Вопрос пятый. Почему цель и ресурсы предполагаются неизменными? Допустим, как в предыдущем примере ведется разработка нового оборудования для нефтедобычи, и в ходе разработок оказалось, что можно создать оборудование с еще большей производительностью, чем планировалось изначально. Что делать: следовать формальным постулатам и продолжать разрабатывать уже морально устаревшее оборудование или все-таки разрабатывать новое. Снова ситуация нетривиальная. Встаньте на точку зрения разработчиков. Они вполне могут подумать: "впарим заказчику сначала первое оборудование, а потом впарим еще более новое, зачем нам головная боль предлагать заказчику перейти на абсолютно новые принципы".
Еще одна проблема связана с использованием слова "проект" в русском языке. Помимо "проекта" как бизнес-деятельности существуют еще другие значения, которые возникли гораздо раньше. Во-первых, проект - это комплект документации, например, для строительства здания. Во-вторых, слово "проект" может являться синонимом слова "черновик": проект письма, проект договора.