МИРОВОЙ БЕСТСЕЛЛЕР В ОБЛАСТИ САДОВОГО ДИЗАЙНА
«Настоящие» сады
В то вщ-мя как британский и американский модные стили садоводства развивались, используя любые возможности дли привлечения нового заграничного растительного материала, некоторые национальные садовые стили оставались «чистыми - в плане селекции использовавшихся растений. 11одобные прекрасные традиционные коллекции в огромной степени вдохновляют тех из нас, кто стремится создавать сады, соответствующие их местоположению. Итальянский сад, например, имеет много форм, соответствующих различным периодам, однако набор растительного материала в основном один н тот же. Это же можно сказать и о садовых стилях севера Франции, да и юга тоже, где в садовых стилях используется набор растительного материала ( редиземпоморья. Калифорнийские сады всегда засаживались теми растениями, которые хорошо произрастали в естественных условиях, а значит, выживали в местном климате. Успех подобных < настоящих » садов в данное время образует концепцию местного сада • пустынного, тропического, водного, кустарникового, альпийского или просто дикого — и это скорее желаемая норма, чем исключение.
Естественный вад
Соединяя свое учение о важности формы, структуры и цвете с заботой об окружающей среде, голландский соловый дизайнер и сслекиионер Пит Аудодъф создал этот прекрасный орнамент из трав
Садовод стремится вырастить как можно больше материала в любой местности. Разнообразие различных растительных форм и цветовых гамм не мешает достигать вожделенной гармонии, как не мешает и непосредственное соседство, скажем, мексиканской юкки и сибирского бадана расти крепкими и здоровыми. С другой стороны, некоторые рьяные участники охраны окружающей среды из «зеленых» имеют свою, вполне обоснованную концепцию, определяющую их отношение к местной растительности. Однако селекция только местных видов для размещения их в городе может выглядеть просто как причуда. Английским местным видам, например, в большинстве своем не хватает визуальной прочности, и когда их высаживают рядом со зданиями, они кажутся слабыми.
Следует выбирать золотую середину между селекцией легко доступных растений и нашим стремлением отыскивать более полезные местные виды, Ганой экологический подход не нов — в Великобритании и Робинсон и Джекилл писали о природной растительной ассоциации. Их труды явились естественной и необходимой реакцией на ригидность и искусственность садов того времени.
Другим первопроходцем, стремившимся передать послание от сельской местности городским жителям, был голландский биолог Жак N. 1 ийссе, решивший перенести опыт дикой природы в городской парк. Эт а работа, проведенная в 1926 г., стала из
вестна как /тест-парк; старейший из таких парков расположен к югу от Амстердама. Здесь воспроизводятся характерные обитатели и растительные сообщества окружающих районов с использованием совершенно нового набора садоводческих технологий, чтобы поддерживать и сохранять мудрые начинания садовника XIX в.
Карл Форстер, немецкий садовод и владелец питомника, начал работать в то же самое время, что и 1 ийссе, над введением нового набора растительного материала в сад. делая особый упор на травы и многолетние растения, и таким образом строгий, чисто экологический голландский подход был смягчен группами растений, которые с легкой руки Фёрстера стали завоевывать симпатии и садоводов-любителей, и профессионалов.
Результатом этой кропотливой и вполне успешной работы по формированию первых. местных парков или экологических ландшафтов стал усиливающийся диалог между дизайнерской школой мысли и проектировании сада и ландшафта и экологической школой (часто считалось, что у них противоположные точки зрения).
Во второй половине XX в. в 1 Ікдерландах дизайнеры и садоводы усиленно стремились решить эту проблему, и, по словам голландского писателя Роба Леопольда III, «ход развития выявил то, что имело максимально прочную внутреннюю связь, а вместе с этим, соответственно, наибольшую естественность и
глубину опыта». Далее он говорил: «Удалось создать и малых масштабах дикие сады и сады с дикими растениями, отвечающие — и различной степени, конечно, — потребности давать природе Пространство для дыхания».
Итак, появляются новые схемы посадок, представляющие собой структурно и живописно переплетенные композиции, которые при реализации на практике пыглядят максимально естественно.