По ту сторону Веб-страницы

Тяжелое полиграфическое наследие

По сравнению с бумажными носителями информации электронные документы обзавелись только одним принципиальным новшеством: «быстрым гипертекстом».

Строго говоря, гипертекст появился очень давно: когда появились оглавления и предметные указатели, а также сноски и отсылки к другим фрагментам печатного издания. Другое дело, что книга не выполняла за читающего его работу и не отсылала к нужному фрагменту сама: для этого читателю приходилось искать нужную страницу самостоятельно. (В современных книгах все происходит примерно так же: со времен Гутенберга и Федорова в этом отношении технологии книжного дела не ушли далеко вперед.) Под «быстрым гипертекстом» понимается та­кая отсылка к другим документам или другим фрагментам текущего документа, когда пользователь видит только текст ссылки, а адрес нахо­дится вне поля его видимости (обычно браузеры все же дают подсказки о том, по какому адресу ведут ссылки — с помощью статусной строки или всплывающих подсказок). При этом по ссылке достаточно щелк­нуть, чтобы перейти по нужному адресу — поэтому в сочетании и фигу­рирует слово «быстрый».

Кроме этого, текст на веб-страницах имеет еще три особенности, уже не такие существенные, но которые все же нельзя игнорировать.

Первая особенность связана с сущностью интернета и совре­менным ритмом жизни. Если ценность фолианта не в последнюю оче­редь определяется количеством страниц в нем и объемом текста, то с веб-страницами как раз наоборот. Если страница не является аналогом бумажного издания, да еще раритетного, то чем короче на ней тексты, тем лучше. Дело в том, что восприятие информации при использовании электронных носителей информации существенно отличается от вос­приятия при использовании аналоговых. Это так называемый «синдром переключения каналов». Когда пульт в руке, очень легко переключаться с одного канала на другой. Когда достаточно щелкнуть по ссылке, очень легко покинуть один сайт и уйти на другой, потом на третий, а в кон­це просмотреть журнал посещений и ужаснуться, что вы уже на 124-м сайте за 17 минут. Психологически действует такой момент: если в тече­ние нескольких секунд страница не заинтересовала посетителя, то он ее покинет. Вероятно, навсегда, потому что среди нескольких миллиардов веб-страниц всегда будет на чем остановиться. То же самое с телевизи­онными каналами (правда, их меньше).

Отсюда простой вывод: страница должна чем-то привлечь по­сетителя, иначе зачем она вообще создавалась? Если не внешним ви-

3.

Верстка

Дом, то содержимым, текстом. А в этом случае текстовые блоки долж­ны быть лаконичными и понятными с первого прочтения. Понятность относительна (посетители всегда разные по степени подготовки), а вот правило лаконичности всегда должно соблюдаться. Длинные тексты на веб-страницах читать сложно, хотя бы в силу того, что с экрана чи­тать сложнее, чем с бумаги. Лев Николаевич не выдержал бы натиска конкурентов, живи он в эпоху веб-дизайна. Вы думаете, почему японс­кие хокку так популярны среди постоянных обитателей интернета? По­тому что они короткие.

Вторая особенность текстов на веб-страницах связана с большим количеством разных параметров устройств вывода. Во-первых, у по­сетителей разные мониторы. Во-вторых, даже на двух мониторах оди­накового размера может быть разное разрешение (сейчас популярны от 800 на 600 точек до 1280 на 1024 точки). В-третьих, даже на одном мониторе с зафиксированным разрешением посетитель может сильно уменьшить окно браузера либо, напротив, развернуть его на полный эк­ран (F11). От всех этих условий очень сильно зависит вид текста. Один и тот же текст может выглядеть то как одна строчка, то как столбец в 10 строк. Во время одной сессии работы с веб-страницей пользователь может изменять окно браузера, отчего текст «ползет», особенно если он сверстан не в колонке жестко заданной ширины. Если на бумаге текст располагается раз и навсегда, то на веб-страницах он очень подвижный. Наконец, даже не изменяя окна браузера, посетитель может восполь­зоваться функциями увеличения и уменьшения размера текста (есть во всех браузерах) и масштаба отображения веб-страницы (есть во многих современных браузерах). Так что, если текст не «отлит» в виде изображе­ния (так делают некоторые веб-дизайнеры), то он совершенно непод­контролен. Посетитель в большинстве случаев сможет сделать с ним, что хочет. А если сделать из текста изображение, то ведь у посетителя может быть отключена графика в браузере. Бедные, бедные версталь­щики, связавшиеся с веб-дизайном! Они вынуждены только уповать на то, что текст сверстан так удачно, что посетитель сайта не захочет про­водить все эти манипуляции.

Третья особенность текстов на веб-страницах связана с огра­ниченностью средств форматирования, предоставляемых по умолча­нию. Верстальщик-полиграфист использует богатый арсенал приемов и средств, нарабатывавшихся даже не годами, а веками. Он не зависит от многообразия устройств вывода, а просто верстает и спокойно гото­вит файлы к печати. Язык же HTML изначально разрабатывался скорее как разделяющий фрагменты текста логически, а не визуально. Это про­изводители браузеров назначали тэгам визуальное оформление, чтобы заголовок внешне отличался от основного текста, а цитата — от образ­ца кода. Следующие версии добавили разработчикам немного средств визуального форматирования: текст может быть полужирным, курсив-

188

Тяжелое полиграфическое наследие

3.3

Ным, подчеркнутым и перечеркнутым, раскрашенным в цвета радуги, крупным или мелким, сверстанным благодаря таблицам в несколько колонок; ссылкам можно стало назначать свои цвета. Семантическая ориентированность кода была непоправимо нарушена, но текст стал менее одноликим. Хорошие дизайнеры не злоупотребляли открывши­мися возможностями, проявляя вкус, а плохие увечили вид текста и де­лали его совершенно нечитаемым.

Пробираясь сквозь версии браузеров, на сцену вышел язык CSS: он дал намного больше средств форматирования текста, позволив поч­ти не нарушать логику тэгов. Однако хорошая поддержка CSS есть только в современных браузерах, в старых она была реализована очень по-разному. С помощью средств CSS можно реализовать многие из по­лиграфических особенностей верстки: разные варианты кегля шрифта, стили подчеркивания, начертания, капители, разрядка текста (трекинг), интерлиньяж, разные отступы абзаца, в том числе и отступы красной строки (благодаря чему оформление абзацев можно максимально при­близить к книжному), буквица, разные типы выключки (влево, вправо, от центра, по ширине) и т. п. Не во всех браузерах это работает одинако­во хорошо, но к последним версиям тексты можно верстать уже очень красиво, почти не затрагивая HTML.

Однако ряд параметров текста остается за пределами правил HTML и CSS. Среди них:

1. Нестандартные типы выключки: по ширине с последней строкой, выключенной от центра или вправо (обычно при выключке, или выравнивании, по ширине последняя строка абзаца оказывается такой, как если бы она была выключена влево) и по формату (ког­да все строки выключены одинаково по ширине).

2. Нормальное выравнивание по ширине. Проблема в том, что при такой выключке между словами образуются не очень красивые пробелы разной ширины — переносов ведь нет, и нечему коррек­тировать внешний вид абзаца.

3. Переносы. Их можно реализовать на веб-страницах, но это, во-первых, связано с ручной работой (расстановка спецсимво­лов — мягких переносов, о которых пойдет речь в следующей гла­ве), а во-вторых, переносы даже в этом случае не будут работать в браузерах на основе Gecko и в Konqueror (браузер Safari, хотя и построен тоже на KHTML, отображает такие символы коррек­тно: только в концах строк, причем сами символы переносов вы­носятся за правую вертикальную линию набора). Расставлять пе­реносы можно также сценариями: пример такого сценария будет приведен в следующей главе.

4. Висячая пунктуация. Реализуется несколькими способами с по­мощью тэгов HTML и средств CSS, позволяет выносить за вер-

Верстка

Тикальную линию набора целые символы или просто визуально выравнивать вертикальную линию набора.

5. Кавычки и тире. С клавиатуры без дополнительных средств или со - четаний клавиш нельзя ввести правильные виды кавычек (вместо них употребляют знаки дюйма) и тире (вместо которого — дефис). Для полиграфических верстальщиков это никогда не было про­блемой, для веб-верстальщиков часто этот факт почему-то вста­ет непреодолимой стеной. В итоге правила для кавычек и тире в книгах одни, а на сайтах другие. То же можно сказать и о других спецсимволах. (Какие же они «спец-», если присутствуют в стан­дартных наборах символов большинства гарнитур?)

6. Кернинг пар. В основном таблицы шрифтов выглядят достаточно корректно, но в отдельных фрагментах текста то и дело хочется то сдвинуть поближе две буквы, то наоборот, сделать разрядку. Увы, без помощи <span> и стилевых указаний это не реализовать, а с дополнительными тэгами возрастает объем файлов.

7. Вертикальный текст и текст, повернутый на 90 градусов. С помо­щью фильтров в Internet Explorer это реализовать можно, но этот браузер — не единственный.

8. Автоматически повторяющийся текст. В программах верстки обычно это делается на страницах шаблонов, но в веб-дизайне та­кого понятия нет. Текст можно включать в стилевые описания па­раметром content в псевдоэлементах :before и :after, но это, в свою очередь, не будет работать в Internet Explorer. На помощь приходят серверные сценарии.

9. Колонки. Даже если использовать таблицы либо соседствующие блоки, то разбивка на колонки производится вручную. Штатных средств разбивки текста на равномерные колонки в языках раз­метки нет. Могут выручить только сценарии на стороне сервера или клиента, которые считают количество символов или слов и разбивают текст на относительно равномерные колонки: они должны быть выровнены не только по ширине, но и по высоте. Дело осложняется еще больше, если дизайнер решил сделать ко­лонки разной ширины (например, 1 узкая и 2 широких).

10. Тонкие пробелы — они нужны для разделения знака и номера параграфа, числа и знака процента и промилле и других подоб­ных случаев. В этом случае пробел не разделяет, а скорее объ­единяет. Спецсимволы для тонких пробелов (которые к тому же являются неразрывными) есть, но они не поддерживаются бра­узерами. Для отображения таких пробелов можно использовать <span>, которому стилями назначен меньший кегль и меньшее значение трекинга (пробел окажется меньше по размеру, что нам и нужно), но, так как даже неразрывный пробел, оформ­ленный тэгами <span>&nbsp;</span>, перестает связывать

190

Тяжелое полиграфическое наследие

3.3

Соседние слова, всю конструкцию с тонким пробелом посреди нужно оформлять еще тэгами <nobr>...</nobr> — неоправдан­ное увеличение объема кода.

11. Обтекание текстом непрямоугольных объектов отсутствует в бра­узерах. Даже если вставляется изображение в форматах GIF или PNG с прозрачными областями по краям, то обтекание текстом происходит по условной прямоугольной границе по периметру изображения. Реализовать можно только версткой вручную на­ложением частей текста на изображение — относительное или абсолютное позиционирование.

Как видно, часть этих недостатков в браузерах можно компенси­ровать обходными средствами, что, правда, нарушает идеологию языков разметки и раздувает объем кода. Производители браузеров улучшают поддержку специальных символов, но этот процесс идет неравномерно и в разных браузерах по-разному. Например, в Opera 6 не отображался русский знак номера № — вместо него просто появлялся пустой пря­моугольник. Уже в седьмой версии ошибка была исправлена. Мягкие переносы не отображаются в браузерах на основе Gecko и в Konqueror. Несмотря на то, что в Firefox включен модуль проверки орфографии в формах, алгоритма расстановки переносов там так и не появилось. Сомнительно также, чтобы в ближайшем будущем появилась подде­ржка тонких пробелов, колонок и визуального выравнивания верти­кальной линии набора.

Колонки — разговор особый. На веб-страницах они в полном по­нимании этого слова появляются очень редко. Это связано с тем, что текст на веб-страницах, как уже говорилось, весьма подвижный, так что такое ручное формирование соседних столбцов текста, чтобы при изменении размера страницы или кегля шрифта текст все равно оста­вался выровнен по верхнему и нижнему краям, достаточно сложно. В программах верстки при изменении размера колонок или кегля шриф­та текст автоматически перетекает из колонки в колонку, пока не будет достигнуто выравнивание. Колонки отсутствуют в спецификациях CSS, а производители браузеров двигаются с сторону стандартов, закрывая глаза на бедность возможностей оформления текста на страницах, поэ­тому в ближайших версиях ожидать такого новшества не приходится.

Тут есть еще один момент. Страница печатного издания всегда пе­ред глазами, и двигаться по колонкам текста нетрудно. (Некоторые про­блемы возникают, когда полоса газеты — большого формата, например, А2, а текст сверстан на всю высоту полосы.) Особенность веб-страниц в том, что они могут быть любой высоты. Посетитель страницы, прочи­тав одну колонку, должен будет промотать страницу вверх и снова на­чать чтение, вместо того, чтобы читать текст последовательно. Поэтому колонки на веб-страницах применяются в основном для независимых

Блоков текста: в одной колонке средства навигации, в другой основной текст, в третьей дополнительная информация, и т. п.

Однако множество других параметров, присущих оформлению текста в хороших печатных изданиях, можно реализовать на веб-страни­цах. Ниже приводится краткий обзор принципов оформления текста.

Если сравнивать понятия верстки веб-страниц с полиграфичес­кой версткой, то окажется, что три основных тэга для фрагментов текс­та имеют прямые соответствия в верстке печатных изданий. Тэг <div> соответствует любому текстовому блоку на странице (в разных програм­мах верстки они обычно называются фреймами и блоками текста), при этом он может объединять сколько угодно абзацев. Тэг <p> соответс­твует абзацу. Тэг <span> соответствует отрезку текста, меньшему, чем абзац. Первые два элемента являются блочными (block), третий — ли­нейным (inline). Все три тэга не имеют семантики, они нужны для физического разделения текста.

Тэг <span> применяется для форматирования фрагментов текста, меньших, чем абзац, если форматирование отлично от форматирования остального текста этого абзаца. Например, некоторые слова в абзацах требуют пояснения и снабжаются параметром title, содержанием ко­торого и будет пояснение к термину. Однако посетитель не всегда может быть настолько догадлив, чтобы поднести курсор мышки к непонят­ному слову с тем, чтобы прочитать пояснение. Такие термины нужно выделять. Чтобы каждый раз не указывать стилями или иными тегами форматирование слова, требующего подсказки, достаточно оформить нужное слово тэгом <span> с указанием нужного класса, а в стилевых описаниях назначить стиль. Пример (фрагмент кода страницы):

<style>

Span. term { border-bottom:1px dashed silver; cursor:help;

}

</style>

</head>

<body>

^>Часто для <span class="term" ^^є="Включєниє одного файла в другой на стороне сервера; после такого включения в браузер выдается не два файла, а один — результат сборки">серверных включений</span> применяется технология SSI, используемая в некоторых языках.</p>

Тяжелое полигра<

Тяжелое полиграфическое наследие Тяжелое полиграфическое наследиеВ результате таких действий в тексте абзаца слова «серверных включений» будут выделены светло-серым прерывистым подчеркива­нием, при наведении на эти слова курсор будет принимать вид стандар­тного курсора «помощи» (стрелка с вопросительным знаком), а рядом будет всплывать подсказка с расшифровкой термина (фраза «Включе­ние одного файла в другой на стороне сервера; после такого включения в браузер выдается не два файла, а один — результат сборки»).

Тяжелое полиграфическое наследиеТэг <p> — это тот тэг, без которого при правильной верстке не должен обходиться ни один текст. Даже если текст состоит из единс­твенного абзаца, не следует забывать заключить этот абзац в нужные тэги: это связано с тем, что стиль отображения основного текста должен назначаться именно абзацу.

Для блока текста всегда нужно указывать какие-то физические параметры: высота, ширина, цвет и т. п., иначе его использование не имеет никакого смысла: если не требуется специфическое форматиро­вание блока текста, то логичнее использовать абзацы.

Высота —14 pt

Высота —14 рх Высота — 1 ет Высота —2 ех Высота— 100%

подпись: 
высота —14 pt
высота —14 рх высота — 1 ет высота —2 ех высота— 100%
Если в разных программах верстки одни параметры могут назна­чаться абзацам, а другие фрагментам текста, меньшим, чем абзац, то на веб-страницах различные параметры форматирования текста можно применять к разным элементам. Так, границу (как со всех сторон, так и только с одной) можно назначить не только блоку, но и абзацу, и даже фрагменту текста.

Без указания высоты Высота— 14 pt Высота — 14 рх Высота — 1 ет Высота — 2 ех Высота—100%

подпись: 
без указания высоты высота— 14 pt высота — 14 рх высота — 1 ет высота — 2 ех высота—100%
Кегль — правильное наименование высоты шрифта. При верстке бумажных изданий чаще всего применяется только единица «пункт», далеко не всегда на экране соответствующая понятию «пиксель». У каж­дой гарнитуры разные пункты: так, высота букв, набранных гарнитурой «Arial» кеглем в 12 пунктов, больше, чем у букв, набранных гарнитурой «Times New Roman» кеглем в те же 12 пунктов. На веб-страницах исполь­зуются не только пункты, но и пиксели (не рекомендуется), проценты (от стандартного размера шрифта), единицы em и ex (высота соответс­твующих букв данного шрифта), и иногда даже миллиметры. В старых версиях браузеров были значительные разночтения в определении кег­ля шрифта, но сейчас ситуация нормализовалась. Простые тесты (в бра­узерах Internet Explorer 6, Firefox 2, K-Meleon 1, Opera 9, 7 и 5, Netscape 8 — все под Windows — и Safari 2 под MacOS X; см. примеры справа) показывают, что в большинстве браузеров текст, набранный заданным кеглем, отображается почти одинаково.

Гарнитура — рисунок шрифта, то, что мы привыкли называть шрифтом. Все гарнитуры подразделяются на несколько типов: с засечка­ми (Times, Georgia, Newton), без засечек (Arial, Tahoma, Verdana, Helios), моноширинные (Courier, TypeWriter), декоративные (Decor, Edwardian Script), символьные (Webdings, Wingdings). Использование нестандарт­ных гарнитур на веб-страницах — одна из главных головных болей для веб-дизайнеров. Дело в том, что обычно с операционной системой пос-

Тавляется достаточно ограниченный набор шрифтов, который к тому же различается от системы к системе и от версии к версии. Браузер, разуме­ется, использует только те шрифты, что установлены в системе. Конечно, в систему можно установить дополнительные шрифты, но пользователи устанавливают только те наборы, которые им нравятся, а вкусы у всех разные. Поэтому веб-дизайнер может быть уверен только в том, что кор­ректно отобразятся только те шрифты, которые установлены в системе по умолчанию. Чтобы пользоваться гарнитурами, выходящими за пре­делы этого списка, приходится прибегать к различным хитростям. На­пример, файлы шрифтов можно выложить на сервере, а их подгрузку на страницу инициировать конструкциями, подобными этой:

<span style="src:url(адрес шрифта); font-family: MyFont">Нестандартный шрифт</span>

Адрес шрифта — это путь к файлу шрифта на сервере, MyFont — это условное обозначение названия шрифта, который нужно будет включить в страницу. Нужно, однако, сказать, что такой способ ра­ботает корректно не во всех браузерах и не со всеми типами шриф­тов. И веб-дизайнеры возвращаются к старому способу: имитации текста графикой. То есть подготавливается изображение, где нужной гарнитурой сделана надпись. Изображение включается в какой-либо текстовый блок (например, <h1>, поскольку нестандартные шрифты ассоциируются в основном с заголовками), в качестве альтернатив­ного текста к изображению (alt="...") используется тот же текст, что и на изображении. В этом случае соблюдается логика тэгов, исполь­зуется нужная гарнитура, а из соображений доступности альтерна­тивный текст при отключенной графике повторяет текст заголовка. Можно пробовать еще массу вариантов, например, когда графика используется в качестве фона, а текст невидим, но все эти способы менее удобны.

Правда, вселяет добрые надежды тот факт, что с каждой новой версией операционной системы поставляется все больше шрифтов.

Цвет шрифта сейчас зависит только от вкуса дизайнера. Монито­ры, отображавшие только 256 цветов, верно уходят в прошлое, и оста­лись они не у тех, кто пользуется интернетом. Современные мониторы предоставляют свободу выбора примерно из 16 миллионов цветов — то есть из всей палитры RGB.

Насыщенность шрифта бывает разной степени, однако в совре­менных браузерах поддерживаются только 2 степени: нормальная насы­щенность (светлая) и полужирная (жирная) — normal и bold.

Начертание — понятие емкое, но в отношении к шрифту оно имеет следующие значения: прямое (normal) или курсивное (italic). В полиграфической верстке существует понятие наклонного начертания

Тяжелое полиграфическое наследие

3.3

(oblique), которое используется для тех шрифтов, которые не имеют особого рисунка для курсивного начертания.

Трекинг — расстояние между буквами в словах: разрядка или сжа­тие текста. Нормальный трекинг равен нулю; положительные значения символизируют разрядку текста, а отрицательные, наоборот, уменьше­ние межсимвольного расстояния.

Интерлиньяж — расстояние между строками, а точнее — высо­та строки, высчитываемая вместе с пробелами. 100%-ный интерлинь­яж наиболее оптимален; сейчас модно делать его увеличенным (130%, 150%), что создает иллюзию свободно сверстанного текста.

Такое понятие, как выворотка, не снабжено отдельным парамет­ром в языках разметки, но его легко реализовать, потому что любому от­резку текста можно задать свой цвет (color) и цвет фона (background - color), отличные от заданных по умолчанию.

Выключка — термин, который неоправданно забыт и заменен более понятным «выравниванием». На веб-страницах поддерживаются только 4 из 7 возможных видов выключки: влево, вправо, от центра и по ширине.

Отступы и втяжки на веб-страницах были немыслимы до реали­зации CSS в браузерах. С появлением нормальной поддержки таблиц стилей абзацы на сайтах могут полностью имитировать вид традицион­ных книжных абзацев (свойство text-indent с положительным зна­чением делают отступы красной строки, а с отрицательным — выступы «наружу», но при этом во избежание неприятного эффекта «съедания» части текста следует всему абзацу назначать положительное значение свойства margin-left, по модулю равное отрицательному значению text-indent).

Это основные понятия типографики. Большинство привычных по книгам эффектов верстки текста можно реализовать и на веб-стра­ницах. Остальные важные приемы форматирования связаны с логичес­кой разметкой текста.

В каждом тексте должно быть четкое разделение на заголовок и основной текст. Исключением может являться только главная страни­ца сайта, которая иногда выполняет скорее функции обложки или ти­тульного листа, контаминированного с содержанием, и то на ней часто присутствует заголовок (<h1>). Остальные уровни заголовков не могут считаться обязательными, поскольку являются ситуативно обусловлен­ными. Внешний же вид заголовков никак не регламентируется: если браузеры по умолчанию отображают содержимое тэга <h1> крупным (20-24 пункта) полужирным (не во всех браузерах) текстом с сильными отступами сверху и снизу, то дизайнер может назначить какое угодно стилевое описание: сделать фон, сопровождающие линии, как угодно менять кегль, выбирать гарнитуру, менять начертание и насыщенность, использовать декоративные элементы оформления (например, подчер-

Кивание и надчеркивание). То же касается и остальных уровней заго­ловков. Рекомендации, которые в этом случае можно сделать, сводят­ся к следующему: все уровни заголовков должны обладать общностью стиля, чтобы явно выделяться на фоне основного текста, а само форма­тирование любого заголовка в чем-то (гарнитуре, цвете, насыщенности или кегле) должно быть контрастным по отношению к основному текс­ту. Вот пример заголовка второго уровня на одном сайте:

] География поставок

Популярность

1 оборудования на сегодняшний день окватывает

Десятки

Регионов России, а таюке основные страны СНГ: Украину,

1 Белоруссию, Казахстан. Наше предприятие неоднократно

Выигрывало тендеры на поставку газового оборудования

1 благодаря высокому качеству выпускаемой продукции, ее

Соответствию современным требованиям, а так»

:е приемлемым

Ценам.

1 В целях установления

Открытость

| постоянного сотрудничества го поставке газовог

■0 оборудования

Мы готовы предоставить любую информацию о н

Іашем заводе

И выпускаемой продукции, необходимую ДЛЯ г"

"'"ивования,

Такой стиль заголовков называется «в оборку» — заголовок вреза­ется в текст, но выделяется с помощью стилевых указаний.

H2 { float:right; width:190px; text-align:right; color:#BF0C0C; font-size:110%; font-weight:bold; padding-left:5px; padding-bottom:3px; margin-top:-8px; border-left:3px solid #BF0C0C; border-bottom:1px solid #BF0C0C;

}

Заголовки, набранные декоративными шрифтами, часто испол­няются в виде графических вставок:

Ютфавка письма

Ваш e-mail |

Тема письма |

Текст письма

А

J

Браузер предоставляет (помимо всего прочего) систему оформле­ния текста по умолчанию. То есть достаточно оформить текст семанти­чески, разметив его необходимыми тэгами, как браузер сделает за вас половину работы, то есть отформатирует логически разные отрезки текста по-разному, отобьет друг от друга абзацы, выделит заголовки и цитаты, код и прочие элементы. Но в большинстве случаев «настроек по умолчанию» оказывается недостаточным. У каждого сайта есть свой стиль, свои «фирменные» цвета, с которыми синие подчеркнутые ссыл­ки и громадные заголовки не всегда гармонируют. В качестве примера приведем результаты выполнения одного и того же HTML-кода:

Слева — список ссылок, справа — строка меню, элементы ко­торой меняют цвет фона и шрифта и становятся подчеркнутыми при наведении. Только слева — результат выполнения кода без стилевых указаний, а справа — с подключением CSS. Код примера на HTML и CSS можно найти в главе «Техминимум: как сейчас принято» данной части книги.

Заголовки и подзаголовки, абзацы, списки, цитаты, таблицы, ссылки, легенды, элементы форм, логические блоки и фрагменты тек­ста, изображения и другие элементы — их вид в современных браузерах легко поменять до неузнаваемости с помощью каскадных таблиц сти­лей, при этом сам HTML-код остается таким же лаконичным и строгим, каким он был в эпоху браузера Mosaic.

По ту сторону Веб-страницы

Словарь

Ботки. Обычно расширения состоят из трех букв (exe, gif, php, mov, bmp, eps, swf, asp, m3u, avi, rtf, txt, zip, cpp), но встречаются также двухбуквенные (js, ai) и четырехбуквенные (html, …

Справочник для внутреннего использования

Навигация есть признание того, что твоя страница далека от иде­ала. Ибо если бы она была близка к нему, зачем бы потребовалось покидать ее? А если ее не требуется покидать, зачем …

Алфавит от Google

Есть такая тестирующаяся поисковая подсистема от Google (Http://Www.Google.Com/Webhp?Complete=1&Hl=En), в которой по введенным первым буквам предлагаются наиболее часто за­прашиваемые слова. Я собрал все первые (наиболее рейтинговые) слова на каждую букву русского …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.