По ту сторону Веб-страницы

Сложный вопрос авторских прав

Одна из самых острых проблем в современном интернете, в част­ности, в его российском сегменте, — это проблема авторских прав. Одни и те же тексты настолько часто встречаются на самых разных сайтах без ссылки на первоисточник, что найти этот самый перво­источник иногда не представляется совсем никакой возможности.

Но если с текстами проще — могут помочь поисковые систе­мы, — то с изображениями намного сложнее. Если даже на изобра­жении присутствует маркировка создателя (логотип, роспись, иные опознавательные знаки), то удалить их с помощью графических редакторов не составляет особой сложности. В результате при­глянувшиеся картинки с такой легкостью разбредаются по сети, что остается только два выхода: либо махнуть на это рукой, либо писать поперек картинки слово «Образец» и продавать «чистые» изображения за деньги.

Однако этот вопрос не сильно привязан к теме книги. Гораздо важнее обсудить проблему обращения дизайнеров с чужими изобра­жениями.

Допустим, для оформления веб-страницы дизайнеру требуется фотография красивой девушки. Он набирает в поисковой системе сло­во «девушка», выбирает формат, отсеивает неизбежные мегабайты изоб­ражений порнографического характера и находит несколько десятков подходящих фотографий. Дело за малым: нужным образом обработать фотографию и вписать ее в композицию страницы. Однако тут же после публикации сайта с этими изображениями в сети вскрываются несколь­ко неприятных моментов.

Первая фотография оказывается пляжным снимком Натали Пор- тман или Киры Найтли, и если сайт рассчитан на зарубежную аудито­рию, то вполне могут возникнуть проблемы с юристами упомянутых актрис. На второй изображена очередная победительница конкурса красоты из Краснодара; через два дня приходят письма из модельного агентства этого города с требованием выплатить некую сумму за исполь­зование фотографии, сделанной этим агентством. Наконец, фотогра­фия, на которой запечатлена третья модель, уже не один раз посылалась друг другу молодыми людьми и бородатыми мужчинами, выдающими себя за симпатичных девушек; эта фотография уже стала известной в определенных кругах, так что дизайнер опять оказывается в неловкой ситуации. Наконец, снимок четвертой девушки, как оказывается, явля-

Дизайн

Ется авторским произведением фотографа, широко известного в узких кругах, и дизайнеру начинают широкой рекой приходить возмущенные письма фотографа и его поклонников. Как всего этого избежать?

Разберемся по порядку.

Существует законодательство, которое предписывает, каким об­разом можно использовать чужую интеллектуальную собственность, защищенную авторским правом. В частности, особенно полезным ока­зывается Закон РФ 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смеж­ных правах» (действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом 72-ФЗ от 20 июля 2004 г., опубликованным в «Российской газете» 28 июля 2004 года и вступившим в силу с даты опубликования.

Согласно статье 7, в число произведений, являющихся объектами авторского права, в том числе входят: произведения живописи, скуль­птуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произве­дения и произведения, полученные способами, аналогичными фото­графии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. Таким образом, вся графика, тем или иным способом созданная человеком (при помощи компьюте­ра и без его помощи) подпадает под действие этого закона.

Для справки: объектами авторского права не являются офици­альные документы (законы, судебные решения, иные тексты законода­тельного, административного и судебного характера), а также их офи­циальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Для другой справки: очень часто отметка об авторском праве вы­глядит неправильно. Полностью она состоит из трех элементов: латин­ской буквы «С» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произ­ведения. Вместо знака © часто пишут (с) или (С), остальные элементы меняют местами. Пример правильного написания: © Панфилов К. С., 2007. Впрочем, наличие полного комплекта обозначений не спасает картинку от копирования.

Когда можно бесплатно использовать чужую интеллектуальную собственность?

Статья 18 Закона отвечает: «Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского возна­граждения... допускается без согласия автора и без выплаты авторско­го вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.». Это значит, что вы

116

Сложный вопрос авторских прав

2.9

Можете использовать чужие изображения, если не собираетесь бессо­вестно наживаться на них.

Статья 19 уточняет: «Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обяза­тельным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования». Используете — ставьте ссылку.

Особо нужно обратить внимание на слова «правомерно обнаро­дованное произведение». Смысл их прост: если вы нашли изображение на каком-либо сайте, вы можете его скопировать себе для дальнейше­го воспроизведения, если уверены, что размещение картинки на сайте, откуда вы заимствуете, тоже произошло с сохранением авторских прав. Но ведь может быть такое: вы копируете уже украденное изображение. В этом случае и вы становитесь соучастником преступления против авторских прав. А это уже грустно.

Статья 21 уточняет, когда именно можно заимствовать изобра­жения и прочую авторскую продукцию: «Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искус­ства, которые постоянно расположены в месте, открытом для сво­бодного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерчес­ких целей». Уточните: если изображение, которое вы собираетесь по­заимствовать, не является средством заработать деньги и постоянно находится на каком-то сайте, где информация доступна для копиро­вания, то вы смело можете использовать это изображение со ссылкой на источник.

Само собой разумеется, что здесь приведены выдержки из зако­нов, которые позволяют использовать чужие произведения бесплатно.

Итог простой. Использовать чужие изображения можно, только нужно при этом соблюдать несколько простых правил: указывать источ­ник, не заимствовать изображения, предназначенные для коммерчес­кого использования, и не использовать чужие изображения (бесплатно доставшиеся вам) для получения коммерческой выгоды. А выгода мо­жет быть самая разная. Возможно, у вас завалялось несколько постеров и афиш с изображением Джулии Робертс, и вы хотите их продать. Для этого вы заимствуете удачную кем-то сделанную фотографию актрисы, помещаете ее на главную страницу и собираете неслыханные барыши. Это уже противоправное действие, даже если вы укажете источник, по­тому что фотография использовалась в коммерческих целях. Гораздо логичнее было бы дать фотографию постера.

Дизайн

Сложный вопрос авторских правНо есть два случая, когда можно избежать даже мыслей о возмож­ном судебном разбирательстве.

Во-первых, полюбившиеся картинки можно купить. Если вы рас­полагаете средствами и у вас есть возможность связаться с автором про­изведения, то честным будет прямо обратиться к нему с предложением о покупке право на использование изображения в коммерческих целях.

Во-вторых, изображения можно создавать самому. Это не только самый честный, но и самый правильный путь хорошего дизайнера. Дело в том, что в этом случае полными правами на использование графики обладает сам создатель, будь то фотограф или художник.

Для веба, в отличие от полиграфии, пригодны снимки с низ­ким разрешением (72 точки на дюйм, в отличие от полиграфических 300 dpi). Кроме этого, и сами размеры (высота и ширина) изображений достаточно ограничены, и это тоже облегчает работу. Большую и пло­хую фотографию превратить в маленькую и хорошую гораздо легче, чем наоборот. Даже фрагментов фотографий иногда достаточно для качест­венного коллажа на веб-странице.

Создание же оригинальных изображений — процесс насколько сложный, настолько и увлекательный. Все зависит от поставленной за­дачи. Чем стандартнее сайт и чем более шаблонная верстка, тем меньше приходится затрачивать усилий на разработку оригинальной графики; подчас это доходит до автоматизма.

Если же в основу дизайна сайта положена какая-то концепция, идея, то, очевидно, для каждой страницы или для каждого раздела будут создаваться авторские изображения.

Сложный вопрос авторских правДопустим, вы решили пустить в дело этимо­логию слова «навигация» и сделать все-таки сайт в морском стиле. Качественные фотографии снастей, штурвала, боцманской шапочки и шлюпок можно найти с трудом; вероятно, придется отрисовывать их самому. Современные растровые графические про­граммы позволяют создавать минимумом средств фотореалистичную имитацию трехмерных изобра­жений; вопрос только в опыте дизайнера и доста­точном владении инструментом. Например, если я хочу использовать на сайте изображение губной по­мады, и открываю графический редактор и рисую ее, использую фигуры, кисти, фильтры, заливку, выде­ления, искажения, слияния фигур, текст, эффекты, маскирование слоев, растеризацию векторных эле­ментов и набор из 50 слоев.

В этом случае у меня ни с кем не будет проблем юридического характера, поскольку все изображение от замысла до окончательного варианта создано мной.

©erlang

Сложный вопрос авторских прав

2.9

После создания оригинальных изображений остается только от­слеживать, не использует ли их кто-то другой.

Наконец, важным вопросом является проблема использования контрафактного программного обеспечения.

В файле, который создается или редактируется графической про­граммой, обязательно остаются следы этого файла: указание на назва­ние программного продукта, ее версию, производителя, иногда — неко­торые иные сведения. Попробуйте открыть изображение с фотокамеры или после обработки в графическом редакторе в виде текста с помощью текстового редактора. Кроме массы непонятных символов вы наверняка найдете там массу интересной текстовой информации. Мало того, что они сообщают сведения, которые дизайнер хотел бы скрыть (возможно, он случайно отыскал в залежах программ ту, что искал долгие годы, сов­сем неизвестную, но самую лучшую, создает с ее помощью шедевры и не хочет, чтобы ей пользовался кто-то еще), но они и увеличивают размер файлов, иногда существенно. В этом случае помогут два средства.

Средство первое, дискретное. Есть специализированные про­граммы, вычищающие из файлов «лишнюю» информацию. Как прави­ло, они работают с файлами в формате JPG. В качестве примеров можно привести утилиты PureJpeg и JPG Cleaner, одна работает в консольном режиме, вторая имеет графическую оболочку. В качестве входного пара­метра следует указать файл для обработки, в настройках — путь помеще­ния результирующего файла. В итоге получается файл, не содержащий текстовых сведений, а содержащий только графическую информацию.

Кстати будет заметить, что для публикации на веб-страницах этого недостаточно. Во-первых, следует установить нужные размеры: изображение шириной 2000 пикселей пока еще является нонсенсом для веб-страниц. Во-вторых, стоит установить нужное разрешение: для веб-страниц пригодным является разрешение 72 dpi (dots per inch, точек на дюйм), тогда как редакторы либо не изменяют разрешение, с кото­рым открыто изображение, либо оставляют полиграфические 300 dpi (и фотография становится в несколько раз тяжелее). В-четвертых, нуж­но установить степень сжатия (не все редакторы имеют такую возмож­ность). Она не выражается в общепринятых величинах, у каждого редак­тора своя шкала. Важно добиться такого баланса, когда степень сжатия максимальная и допустимая в данном случае, а качество при этом визу­ально не снизилось. Наконец, в-пятых, раз уж мы так экономим трафик посетителей, то вопрос выбора формата тоже не является праздным. Растровые изображения для сайтов можно сохранять только в трех фор­матах: JPG, GIF и PNG. Первый оптимален для хранения фотографий, поддерживает максимальное число степеней сжатия и прогрессивную загрузку «по слоям». Формат GIF — единственный, способный воспро­изводить анимацию. Кроме того, как и PNG, он поддерживает прозрач­ные области. Однако алгоритмы сжатия (эти алгоритмы есть у всех трех

Дизайн

Форматов, поэтому они и применяются на вебе, где скорость загрузки данных важна) у них разные, благодаря чему иногда оказывается логич­нее использовать PNG-изображение, чем GIF. И еще (это уже в-шес­тых): из цветовых моделей веб-страницами поддерживается RGB (и от­тенки серого, разумеется).

Как правило, чтобы выполнить все эти требования нужна не одна программа, а несколько — либо средство второе.

Средство второе, синкретичное, подразумевает использование од­ного из комплексных растровых редакторов, таких как Adobe PhotoShop или Corel PhotoPaint. Первый из них имеет встроенную команду Save for Web, второй — Export for Web. Есть их аналоги и в некоторых других мощных редакторах. Команда подразумевает изменение разрешения изображения на 72 dpi (каким бы оно ни было изначально), перевод в цветовую модель RGB и освобождение от информации, не относя­щейся к графическому типу. Размер в пикселях и степень сжатия, а так­же некоторые другие параметры придется выставить вручную, но тоже в пределах диалоговых окон этих редакторов. Проблема как раз в том, что лицензионное использование комплексных редакторов осложнено его ценой, сравнимой с ценой половины компьютера. Однако сами же эти редакторы позволяют избавиться от следов их участия в подготовке изображений.

Впрочем, если дизайнер или фирма серьезно занимается подго­товкой графики, то за сумму в районе 500-700 долларов она себе может позволить это приобретение.

120

По ту сторону Веб-страницы

Словарь

Ботки. Обычно расширения состоят из трех букв (exe, gif, php, mov, bmp, eps, swf, asp, m3u, avi, rtf, txt, zip, cpp), но встречаются также двухбуквенные (js, ai) и четырехбуквенные (html, …

Справочник для внутреннего использования

Навигация есть признание того, что твоя страница далека от иде­ала. Ибо если бы она была близка к нему, зачем бы потребовалось покидать ее? А если ее не требуется покидать, зачем …

Алфавит от Google

Есть такая тестирующаяся поисковая подсистема от Google (Http://Www.Google.Com/Webhp?Complete=1&Hl=En), в которой по введенным первым буквам предлагаются наиболее часто за­прашиваемые слова. Я собрал все первые (наиболее рейтинговые) слова на каждую букву русского …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.