По ту сторону Веб-страницы

Полюсы дизайна: «у нас» и «у них»

Есть два крайних точки в подходе к разработке веб-страниц: дизайнерская и прагматическая. Первая у многих ассоциируется с современным российским веб-дизайном, а вторая — с западным, в первую очередь, американским, хотя такое разделение не совсем корректно. Обе этих крайних точки являются проблемными, и сей­час мы попытаемся эту проблему осветить.

Человек, ориентированный в первую очередь на дизайн веб-стра­ниц, во главу угла ставит нестандартность оформления, насыщенность графикой и флэшем, максимальное количество спецэффектов, исполь­зование необычных курсоров и сценариев, оживляющих страницу (бе­гущая строка, перемещение объектов по странице, в том числе самосто­ятельное). В итоге объем страницы, содержащей текст на 15 килобайтов, с учетом дополнительного кода, графики, роликов и включаемых стилей и сценариев разрастается до 100-200 килобайтов. Обычно разработчик таких страниц пребывает в сказочном заблуждении, что на веб-стра­ницы люди заходят в основном ради дизайна. (Иногда это так, но эти люди — дизайнеры, ищущие свежие решения.) Однако статистически чаще всего на сайты посетители приходят из поисковых систем. А сов­ременные поисковые системы в первую очередь ориентированы на на­хождение текста (либо графики, но тоже по тексту названий или опи­саний). Это значит, что в первую очередь важна информация. А когда объем всей полезной информации на странице занимает примерно 10% от общего объема страницы, это, наверное, не очень правильно.

С другой стороны, есть разработчики, которые владеют инфор­мацией. Они создают сайты ради той информации, которой им хочет­ся поделиться с миром. Оформление они откладывают до лучших вре­мен, не вникают в таинства создания общего стиля веб-страниц, почти не используют графику (кроме логотипа и иллюстраций), и в итоге их сайты, хотя и обладают подчас уникальной информацией, но не имеют лица. Совсем недавно я встретил два таких сайта в российском сегмен-

Дизайн

Те интернета — они посвящены восточным и тихоокеанским языкам. С одной стороны, информация на них действительно ценная, но с дру­гой, — пользоваться этими сайтами не всегда удобно и даже приятно.

Обе крайности — неправильны. Подходить к любому делу нужно осмысленно.

Прежде чем загрузить на главную страницу пятисоткилобайтный флэш-ролик, стоит подумать, какую ценность он будет иметь, кроме демонстрации возможностей создателя. Стоит подумать, а нужно ли вообще делать сайт на флэше? А что будет, если пользователь не загру­зил новую версию флэш-проигрывателя или вообще отключил плагины к браузеру?

Дело в том, что сайты в первую очередь создаются не для себя (если они создаются для себя, в сеть их выкладывать нет никакого смысла), а для посетителей. Поэтому нужно думать головой посети­телей и смотреть их глазами и браузерами. Думать над каждой вероят­ностью. Почему даже у крупных студий не всегда под изображениями оказываются альтернативные надписи? Огромный процент пользова­телей интернета для экономии трафика отключает загрузку изображе­ний, и если посетители видят вместо текстов и навигационного меню пустую белую или черную страницу с намеками на изображения, то им делать на этой странице нечего. (Некоторые разработчики по им одним ведомым причинам, не всегда объяснимым логически, не просто встав­ляют изображения и помощью тэга <ітд />, а исполняют его фоном блока или ячейки таблицы.) Посетители не обязаны вникать в техноло­гию построения сайтов и загружать все изображения, чтобы добраться до небольшого фрагмента текста, который они ищут.

Наконец, большая проблема на загруженных графическим му­сором сайтах состоит в том, что разработчики теряют чувство стиля и понятие об удобстве использования. Логотип оказывается выполнен в одной технике, иллюстрации в другой, меню в третьей, а текст на­бран темно-зелеными или темно-красными буквами на черном фоне. Они не видят в этом неудобства, потому что после помещения текста на веб-страницу не перечитывают его (как о том свидетельствует масса орфографических и пунктуационных ошибок). В итоге страница выгля­дит как набор разнородных кусков.

Близка к этому проблема и второго полюса: чувство стиля и вни­мание к эстетической составляющей не всегда присуще и разработчи - кам-минималистам. Например, часто встречаются таблицы, где текст не отбит от границ и слипается с ними, а изображения сверстаны вплот­ную к тексту. То есть создателю ресурса в принципе оказывается не важ­ным оформление его детища: ему достаточно выложить информацию и поставить ссылки.

Можно сравнить сайты с книгами и честно ответить себе на воп­рос, какую книгу приятнее держать в руках. Ту, которая издана на хо-

68

Рошей тяжелой бумаге, где текст сверстан достаточно свободно и ос­тавляет поля, приятные для глаз, лишен грамматических ошибок, где вся графика тщательно обработана и присутствует только там, где надо, где есть грамотные алфавитные и тематические указатели (помимо оглавления), где есть подробная информация об авторе и создателях книги, где приводится полезная информация, изложенная доступным, но не примитивным языком, где каждая страница — это оригинальная идея, воплощенная в жизнь? Или в плохом переплете, с вываливающи­мися страницами, с ошибками, на газетной бумаге, с малоконтрастны­ми картинками, причем через страницу там будет реклама чего угодно, кроме того, что вам нужно?.. Ответ очевиден.

Сайты — те же книги. Только с оглядкой на возможности, предо­ставляемые интернет-технологиями. И делать их нужно так же хорошо.

Сравнение с книгой совершенно не случайно. Большинство при­нципов работы с данными на веб-странице унаследованы из полигра­фии. Принципиально новыми по отношению к книгам являются толь­ко гипертекст и возможность делать страницы интерактивными.

Еще раз вернемся к книге. Допустим, есть возможность сделать у книги золотой обрез, закладку из ткани, вклеить на форзац компакт - диск, а на цветные вклейки (разворачивающиеся) прикрепить про­бники свежих духов. Технологически это все возможно, но нужно ли? Соответственно, и на отдельно взятой веб-странице изначально нуж­но исходить не из понятий «возможно», «круто» и «нереально краси­во», а из понятий «целесообразно», «действительно нужно» и «удобно». А красота — это сопутствующий и неотъемлемый фактор.

С другой стороны, не стоит впадать и в обратную крайность и де­лать все сайты в спартанском стиле. Впрочем, даже спартанский стиль тоже хорош, если все сделано аккуратно.

Читать мятые брошюрки с криво напечатанным текстом не очень приятно.

По ту сторону Веб-страницы

Словарь

Ботки. Обычно расширения состоят из трех букв (exe, gif, php, mov, bmp, eps, swf, asp, m3u, avi, rtf, txt, zip, cpp), но встречаются также двухбуквенные (js, ai) и четырехбуквенные (html, …

Справочник для внутреннего использования

Навигация есть признание того, что твоя страница далека от иде­ала. Ибо если бы она была близка к нему, зачем бы потребовалось покидать ее? А если ее не требуется покидать, зачем …

Алфавит от Google

Есть такая тестирующаяся поисковая подсистема от Google (Http://Www.Google.Com/Webhp?Complete=1&Hl=En), в которой по введенным первым буквам предлагаются наиболее часто за­прашиваемые слова. Я собрал все первые (наиболее рейтинговые) слова на каждую букву русского …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.