Страница 404 на реконструкции
Некоторые разработчики делают ужасную вещь: пишут, что сайт в разработке. Или что страница в разработке, что уже не так страшно, но все равно неправильно. Или просто удаляют страницу, не заботясь о последствиях.
Надписи о ремонтных работах на сайте особенно часто встречаются на непрофессиональных страницах, однако мне встречались и сайты достаточно крупных студий с подобными объявлениями. Радует одно: что на профессиональных сайтах такие уведомления выполнены в виде коллажей и забавных рисунков, правда, не всегда. На домашних страничках начинающих веб-мастеров происходит такая вещь: задумывается огромное количество разделов (5 или даже 6), но творческого запала хватает только на три. И через день еще на один. Чтобы ссылки не были битыми (веб-мастер где-то читал об этом), надо повесить вместо полноценной страницы уведомление: «Страница в разработке». Через год, если на сайт еще заходят, а автоматическая служба проверки еще не удалила сайт, уведомления все еще висят. Минуса тут два. Первый: ссылка интересная, а страница до сих пор отсутствует. Разочарование и впустую потраченный трафик. Второй: сразу видна халатность владельца сайта. Как такому доверить создание сайта, если он свой не может до ума довести?
Рецептов тут несколько, но все простые: не делить шкуру не убитого медведя; не говорить «гоп», пока не перепрыгнул; а при проектировании сайта — семь раз отмерить и один раз отрезать. Если раздел пока нечем заполнить, то незачем заявлять его на сайте, да еще в виде ссылки. (Некоторые, еще более начинающие веб-дизайнеры ссылку поставят, а страницу сделать вообще забудут.) Пожалейте любопытство посетителя. А если есть, чем заполнить, но пока не готово, но уже заинтриговать хочется, то повесьте на сайте точную или хотя бы ориентировочную дату опубликования материала. И потом придерживайтесь сроков, установленных самими себе.
Для наглядности представим, что мы купили музыкальный центр, среди функций которого заявлены (на коробке и в инструкции) FM-радио и поддержка формата WMA. Ни того ни другого на деле не оказывается, хотя на корпусе есть кнопки и верньеры для управления радио. Можно завернуть центр и отнести обратно, а если не поможет — обратиться в общество защиты прав потребителей. В случае неработающей ссылки или вечно разрабатываемой страницы ущерб возместить некому.
Но даже в случае разрабатываемой страницы все не так плохо, как в случае с сайтом, который находится на реконструкции. Бывает, что
Проектирование |
|
Дизайн или структура перестают удовлетворять требованиям владельцев сайта, они ищут новых дизайнеров, которые первым делом вместо прежнего сайта вешают на главную страницу извещение: «Сайт находится на реконструкции». Никому не приходит в голову, что в это время и вплоть до запуска следующей версии сайта посетители не смогут получить нужной им информации! А ссылки на различные страницы сайта стоят на других сайтах, страницы проиндексированы поисковыми системами, все эти ссылки теряют актуальность, все в смятении и панике. А ведь чего проще: оставить все как есть, только оставить в блоке новостей или где - то в другом подходящем месте сообщение о том, что дизайн сайта скоро будет новым, а некоторые ссылки перестанут работать из-за изменений в структуре. Если сайт посещаемый и нужный, посетители будут ждать с нетерпением. Саму же смену дизайна после разработки на локальном сервере следует проводить в малопосещаемое время, например, в районе 4 часов утра можно загрузить все новые файлы на сайт; в это время сайты посещают только фанаты интернета. Утром посетителей полюбившегося сайта будет ждать небольшой сюрприз. По большому счету, никаких предварительных уведомлений о смене дизайна можно и не делать. Всегда нужно помнить простую вещь: в основном люди обращаются к сайту за информацией, а за образцами дизайна обращается очень небольшая доля посетителей (в основном дизайнеров). Какими бы неудобными ни были адреса страниц и шрифты на сайте, возникает ли горизонтальная полоса прокрутки на небольших мониторах, пусть на сайте есть все недостатки, с которыми так борются дизайнеры, — если на сайте есть информация, которой нет больше нигде, его будут посещать снова и снова. Например, сайт lib. ru не блещет изобретательным дизайном, некоторые фрагменты текста Максим Мошков почему-то оставил на английском языке. На сайте наплевательское отношение к типографике. Текст прилипает к границам. Встречаются лишние символы: «На 1 Oct 2003 библиотека содержит 4000Mb/21200 шт. текстовых и 400Mb/37000 шт. прочих файлов. . Статистикой зафиксировано с 1 по 30 сентября: . Uniq. hosts - 42,000 . Всего выдано документов - 25,800,000 . Total traffic - 1,200 Gb». На сайте есть баннеры. И все же сайт посещают миллионы человек, потому что на данный момент там более 5 гигабайтов чистого текста — классика, модерн, поэзия, технические тексты и произведения, официально запрещенные к републикованию. Потому, что тексты, хранящиеся в открытом доступе на этом сайте, зачастую невозможно найти больше нигде. И разработчик сайта не может позволить себе на время закрыть сайт: это было бы просто нечестно по отношению к посетителям сайта. Сайт, который находится в постоянном развитии, закрывать на реконструкцию было бы кощунством. Одна из самых неудобных вещей на сайте — отсутствующая страница 404. В этих словах кроется некоторый смысловой парадокс, потому |
|
60 |
Страница 404 на реконструкции |
1.7 |
Что страница 404 — это условное наименование динамически генерируемого отклика сервера на запрос, который содержит адрес страницы, отсутствующей на сервере. (Таким образом, эти слова обозначают: нет страницы, которой нет.) Страница 404 может понадобиться в разных случаях: 1. Вы уделили какую-то страницу сайта за ненадобностью, но на нее ссылаются другие сайты, и она проиндексирована поисковыми системами. Или произошло изменение структуры сайта. 2. Посетитель набрал ссылку неверно. Или ему дали неверную ссылку на страницу на вашем сайте. 3. Вы поставили ссылку, намереваясь сделать страницу, но не успели или забыли сделать ее. Условия могут быть и другими. Результат — один и тот же. Посетитель сталкивается с ситуацией, когда его запрос не выполняется. Поскольку неясно, чья это ошибка, остается только корректно сообщить ему об этом и принять меры, чтобы ошибка была исправлена. Встает два вопроса: как должна выглядеть страница 404 и как технически реализовать то, чтобы она приносила пользу. Главные требования к странице 404 — она должна, во-первых, внятно сообщать посетителю о том, что произошла ошибка, и посоветовать пути выхода из ситуации, а во-вторых, отличаться по дизайну от остальных страниц сайта. Очень часто бывает так, что на страницу просто выводится надпись: «Ошибка: страница не найдена» или «Ошибка 404: запрашиваемый документ отсутствует на сервере». Это не очень правильно и не очень вежливо по отношению к посетителю. Он запросил документ и вправе его получить. Тут может быть несколько решений. Если вы знаете, что недавно проводились работы по изменению структуры сайта, то посетителю можно предоставить либо обратную совместимость со старыми версиями сайта, либо объяснить особенности новой структуры, предоставив ссылки на часто запрашиваемые разделы. В других случаях можно предложить несколько вариантов решения: например, проверить правильность набранного адреса, предложить найти документ самому. Для этого нужно разместить в поле основной видимости форму для поиска и ссылки на основные и наиболее популярные разделы. Еще одна распространенная ошибка — нагруженность этой страницы баннерами, посторонними ссылками, графическими элементами. Это съедает трафик посетителя, но не дает ему никакой полезной информации. Зачастую сообщение об ошибке дается в стиле обычного текста, так что его не сразу и заметишь, особенно среди посторонних элементов. Допустимо оставить на странице 404 только сообщение об ошибке, основной навигационный блок, логотип — ссылку на глав- |
Ную страницу и форму поиска по сайту. Остальные элементы на странице явно лишние.
Ошибки посетителя лучше отслеживать. Это позволит отследить неработающие ссылки (если эти ссылки на вашем сайте, вы, несомненно, исправите их сразу, а если не на вашем — то вы сможете отправить информационным партнерам письма с указанием на ошибку в ссылке). Отследить саму ошибку несложно: достаточно вставить в файл страницы 404 небольшой сценарий, который записывает в особый файл или особую таблицу базы данных содержимое переменной $REQUEST_URI — она хранит в себе путь к запрошенному файлу. Если же страница 404 сама по себе не существует на сервере, а ее содержимое генерируется динамически при запросе несуществующей страницы, то в сценарий, генерирующий ошибку, можно вставить тот же фрагмент, который будет отвечать за запись.
В принципе, похожие цели преследует лог сервера: в него тоже записываются сообщения о попытке доступа к несуществующей странице. Но не каждый сервер можно сконфигурировать так, чтобы лог был всегда под рукой, например, в администраторской странице.
К слову об ошибках. У вас могут работать все ссылки, ваши партнеры могут постоянно проверять ссылки на работоспособность, а посетители перестанут ошибаться. Но сообщения об ошибках все равно будут приходить — если вы не завели у себя на сайте пиктограмму для адресной строки (файл вроде favicon. ico) и не написали к нему путь наподобие такого:
<link rel="shortcut icon"
Href="images/favicon. ico" type="image/x-icon">
Дело в том, что некоторые браузеры принудительно ищут такую пиктограмму, даже если она не указана тэгом <link>, а если не находят — посылают на сервер сообщение об отсутствующем файле. Дополнительные запросы нагружают сервер, поэтому лучше загрузить такой файл на сервер и написать путь к нему.
Если вы используете сервер Apache, то сделать собственную страницу обработки ошибок просто. В файле. htaccess вы пишете строчку:
ErrorDocument 404 /error. html
В ней фрагмент /error. html заменяете на адрес вашей страницы 404. И, в общем-то, все.
Наконец, последняя рекомендация, которая позволит избежать ошибок посетителям. Следует делать такую структуру сайта, когда адреса в адресной строке выглядят как путь к директориям в файловой структуре и при этом были логически понятны, напри-
Страница 404 на реконструкции |
1.7 |
Мер: Http://Www.Domain.Com/Web/Programming/Stuff/Main/ — тут человеку, мало-мальски знающему английский язык, понятно, что страница посвящена главному веб-программисту компании, а от адреса Http://Www.Domain.Com/Web/Programming/Stuff/ посетитель вправе ожидать полный список веб-программистов компании. Стерев любой фрагмент до какого-либо слэша, посетитель может оказаться на странице уровнем выше. Задание на дом. Разберитесь в структуре такого адреса: Http://Www. mail. ru/sendmsgok? To =1 @2. ru&Subject= %c1 %e5%e 7%20%f2%e5%ec %fb % 20&From=One%20of%20Us%20&user=secret@mail. ru&TotalUnread1=1&To talUnread=1&MailboxSize=642&MailboxLimit=5120&MailboxFillPercent=1 2&MailboxFillGif=&03&MailboxFree =4478&Folders=0,0, %c2%f5%ee%e4% ff%f9%e8%e5,1,1830;950,0, %d1%ee%ec%ed%e8%f2%e5%eb%fc%ed%fb%e 5,0,18;500003,1, %cc%2d%c0%e3%e5%ed%f2,0,0;500000,0, %ce%f2%ef%f0 %e0%e2%eb%e5%ed%ed%fb%e5,0,326;500001,0, %d7%e5%f0%ed%ee%e2 %e8%ea%e8,0,0;500002,0, %ca%ee%f0%e7%e8%ed%e0,0,0;1001,0, %c8%e 7%e1 %f0%e0%ed%ed %fb %e5%20%ef%e8%f1 %fc %ec%e0,0,8&ReturnPath = win. mail. ru/cgi-bin. И, главное, попытайтесь запомнить его. |
Дизайн |
|
2. Дизайн |
|
Рабочие руки требуются стране всегда. Этим объясняется популярность газет и сайтов с объявлениями о вакансиях. Не последнее место в списках вакансий занимают объявления о том, что «в организацию требуется дизайнер». А теперь — внимание. Строчкой ниже указываются требования: знание Corel, Photoshop, 3DMax, Illustrator и т. п. Иногда указывается возраст и пол, чаще всего — требуемый стаж. Также сообщается о загадочной необходимости «умения работать в команде»; кроме того, работодатели любят слово «креативность». Но ни в одном объявлении не встречаются слова: требуются умение думать. Потому что только с умением думать приходит профессионализм. Дизайн — это не только владение графическими редакторами. Строго говоря, дизайнер вообще может не владеть перечисленными редакторами, но зато он умеет рождать идеи. Еще он способен среди пятнадцати рожденных идей отобрать одну или две, а другие безжалостно отвергнуть или отложить до лучших времен. Но даже это не главное. Очень важно умение самостоятельно определить, насколько одна или две идеи, которым даровано право на жизнь, окажутся ценными для конечного потребителя этой идеи. Приведем пример. Требуется разработать большой рекламный щит; чему посвящена реклама — не очень важно. Это может быть спортивная одежда, сигареты, бытовая химия или автомобили. Дизайнер должен думать одновременно о нескольких вещах: 1. Как передать идею товара так, чтобы это оказалось необычно. Товаров одного типа настолько много, что глаза разбегаются. Задача дизайнера — остановить глаза. 2. Как создать образ, чтобы реклама не стала навязчивой. Навязчивость — бич людей, которые вынуждены воспринимать эту рекламу, которая встречает и сопровождает их везде. Чем назойливее |
|
64 |