Энциклопедия начинающего предпринимателя
ОБОБЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА
Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.
Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.
Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить «теневой» и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.
Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны — изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.
Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна — иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее, проблемы есть.
Формирование первоначального капитала для малого бизнеса — проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако на практике это не так.
Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение собственного производства.
Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, давая такие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам и получая недостающие в таком случае прибыли за счет более высоких ставок для начинающих бизнесменов.
Выходом из положения могло бы служить создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре малого бизнеса не закрыта.
Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что эффективная структура управления сферой малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена.
Ранее, как известно, существовал комитет по поддержке малого бизнеса, который затем был упразднен. С 1 января 2001 г. его функции возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась малоэффективной, поскольку не может охватить всего многообразия проблем малого предпринимательства, а также его форм и видов. Но дело не только в создании оптимальной государственной управленческой структуры и негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организаций. Такие организации, как недавно созданная ОПОРА, призваны представлять и защищать интересы малого предпринимательства, однако дело заключается в другом.
В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще — и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение малого предпринимательства, принятие специальных мер и создание благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать никакого. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в торгово-по - среднической сфере). А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях.
Согласно новому Гражданскому кодексу (ГК) РФ, Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» утратил силу, в то же время в перечне организационно-правовых форм, утвержденном ГК РФ, определение статуса малого предприятия вообще отсутствует, как, впрочем, и таких форм малого бизнеса, как индивидуальные, семейные частные предприятия, потребительская кооперация. Такая форма малого бизнеса, как промысловая кооперация, тоже предана забвению. В то же время отказ от перечисленных организационно-правовых форм не соответствует практике рыночных преобразований, свойственных национальным традициям России. Исторически эти формы имели широкое распространение, отвечали духу россиян, их менталитету и нравственным устоям.
Для развития малого бизнеса в стране большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых преобразований в экономической и правовой сферах.
В связи с этим можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, и можно обосновано выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в малом бизнесе. В-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься малым бизнесом.
Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.
Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.