Энциклопедия начинающего предпринимателя
ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Совершенствование современных механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства отнесено к основным направлениям государственной политики поддержки и успешного развития малого предпринимательства.
В 2000 году правительством была разработана Программа продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов военной инфраструктуры.
Она предусматривала принятие мер, направленных на формирование системы учета объектов, потенциально пригодных для использования субъектами малого предпринимательства, подготовку и внедрение усовершенствованных процедур, обеспечивающих доступ малых предприятий к федеральной собственности, запуск пилотных проектов по созданию инфраструктуры имущественной поддержки малого бизнеса, а также наращивание объемов федеральной недвижимости, используемой в данном секторе экономики.
По заключению Минимущества России, в соответствии с этой Программой, по состоянию на 01 января 2002 г., реализованы следующие мероприятия:
• В рамках реестра федерального имущества налажен учет объектов государственной собственности, которые используются или могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства. По учетным данным на конец 2001 г., субъектам малого предпринимательства на условиях долгосрочной аренды передано более 3,6 млн. кв. м. федеральных площадей. Общее количество предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства и использующих в своей деятельности федеральную недвижимость, составляет около 30 тыс. единиц, на которых занято более 225 тыс. человек.
• Отработан порядок размещения информации об указанном имуществе в центральных и местных средствах массовой информации.
• Внедрен специализированный механизм контроля эффективности использования и сохранности федеральной собственности в сфере малого предпринимательства.
• Оформлена система преференций малому предпринимательству материального и процедурного характера при решении вопросов получения доступа к федеральному имуществу.
• Налажен механизм передачи субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства.
• Заработала система привлечения для поддержки малого предпринимательства неэффективно используемых объектов материально-технической базы научно-исследовательских и учебных организаций.
Почти в то же время, менее чем за месяц до этого, в декабре 2001 года, Госсовет РФ принимает Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в которой в целях повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства ставятся следующие задачи:
• организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;
• создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;
• установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
• разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже нежилых помещений субъектам малого предпринимательства;
• законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
• ввести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
• снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;
• установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений в качестве уплаты арендной платы;
• установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;
• упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство объектов;
• рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что задача имущественной поддержки малого предпринимательства зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В связи с этим, кроме кропотливой работы по использованию этого имущества в целях поддержки малого бизнеса на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении.
В рекомендациях Второй Всероссийской конференции содержится пункт о реализации пилотного проекта по использованию федерального имущества через систему бизнес-инкубирования на базе пилотных регионов.