Энциклопедия начинающего предпринимателя
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно разделить на внешние и внутренние для всех предприятий.
Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры — низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.
Переход к ускоренному развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности.
Законодательной основой поддержки МБ является Закон РФ «О государственной поддержке малого бизнеса», принятый в 1995 году. Многие важные положения этого Закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют (например, о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства), а ряд положений устарел. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, «О банках») не учитывают положения данного Закона.
Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.
Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.
Остается значительной налоговая нагрузка, достаточно сложными процедуры ведения учета и представления отчетности, излишним налоговое администрирование.
Существуют проблемы, которые испытывают субъекты МП в области имущественной поддержки:
• отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
• длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества;
• высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
• отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.
Отсутствуют реальные возможности в получении предпринимателями необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов:
• нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочия контролирующих органов;
• о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;
• о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;
• о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допускаются к госзаказу.