Энциклопедия начинающего предпринимателя
УМЕНИЕ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ
Для формирования имиджа важны навыки проведения деловых переговоров. Поэтому очень серьезно отнеситесь к такому важному фактору, как репутация участников переговоров, ведь информация о нарушении договорных обязательств распространяется быстро.
Подготовка к переговорам является первой стадией переговорного процесса. Именно от нее зависит будущее принятых решений. Следует также помнить, что временные рамки гипнотически действуют на людей. Мы склонны придерживаться их даже тогда, когда сами этого не хотим. Очень важно увязывать деловые предложения с определенными сроками. Это может побудить партнера принять ваши предложения. Во-вторых, эффективность переговоров повышается, когда обе стороны просят сделать в них перерыв. В этом больше смысла, чем в длительных переговорах и коротких паузах. И, наконец, в-третьих, повестку дня следует обсудить до начала переговоров.
Существует множество способов начать беседу:
• снятие напряженности позволяет установить с собеседником более тесный контакт. Удачная шутка способствует созданию дружеской обстановки;
• краткое изложение проблемы, увязка ее с содержанием беседы и использование этой «зацепки» как исходной точки для проведения делового разговора. Это может быть какое-то событие, сравнение, личные впечатления;
• стимулирование игры воображения, что предполагает рассмотрение вопросов по ряду проблем.
Предложенные приемы подходят прежде всего для кратковременных и не слишком важных деловых контактов, например, в общении начальника с подчиненным. Тем не менее, начать переговоры следует с озвучивания цели беседы, затем необходимо представить друг другу собеседников и последовательно обозначить вопросы, которые будут рассмотрены.
Аргументирование — наиболее сложная фаза беседы. Здесь нужны большие знания, концентрация внимания, присутствие духа, а иногда и напористость. Участники беседы должны хорошо владеть материалом и четко определять задачи, которые они хотят решить.
Тон беседы всегда должен быть спокойным, доброжелательным, даже если замечания собеседника носят иронический и язвительный характер. Никогда не следует противоречить ему слишком открыто и грубо, тогда беседа превратится в ссору. Будьте сдержанны в оценках. Старайтесь отвечать на вопросы кратко. В растянутых ответах легче заметить неуверенность. Контролируйте свои эмоции. Ни в коем случае не выражайте своего превосходства и не парируйте каждое возражение собеседника.
В ходе беседы должна быть достигнута основная цель, а в самом неблагоприятном случае — запасная (альтернативная). Важно также обеспечить благоприятную атмосферу в конце разговора, что явится стимулом к выполнению намеченных действий. В конце беседы нужно резюмировать все сказанное, четко выделив основные выводы. Такое резюме составляется письменно.