Энциклопедия начинающего предпринимателя
АЗБУКА УПРАВЛЕНИЯ
Управленцами не рождаются, ими становятся. Очевидно, нужен переход от устного народного творчества (звонков, указаний «на лету») к письменному. Основные задачи фирмы, ее приоритеты, средства достижения целей должны быть прописаны и доведены до сотрудников (все это следует увязать с бюджетами и регламентами, чтобы стратегия была поддержана ресурсно и организационно). Об эффективном управлении можно говорить только тогда, когда люди, с одной стороны, четко знают, что нужно делать при возникновении ранее встречавшихся ситуаций, и, с другой, способны принимать творческие решения в нестандартных случаях.
Впрочем, при переходе к письменному творчеству (на высоком уровне корпоративного развития можно будет вернуться к устному общению, но это произойдет не скоро) руководители часто допускают другую азбучную ошибку: пытаются самолично или с помощью внешних консультантов описать все «правила игры» и спустить их вниз. Менеджеры, сотрудники должны быть вовлечены в подготовку документов, по которым они будут трудиться, тогда и эффективность их работы будет заметно выше. Понимание не может быть сразу навязано, нужно сначала выслушать и учесть мнение каждого. Потом допустимо принять иное решение — однако надо иметь в виду, что не все его в душе поддерживают (если процедурой «выслушивания» вообще пренебречь, скорее всего, начнется «тихий саботаж»).
Технология управления не так уж сложна:
• сначала руководитель формулирует задачу (или хотя бы направление возможного развития) тому, кому хочет поручить ее или данное направление;
• далее этому сотруднику дают время, чтобы «побегал по рынку» и подумал, а потом выслушивают его идеи, цифры, предложения, связанные с возможными доходами, затратами и рисками;
• в результате одного или нескольких обсуждений может быть открыт «аванпроект», который уже требует ресурсов, имеет плановые сроки и должен перерасти в проект. Либо необходимо доказать, что проект не нужен, не выгоден;
• если все идет хорошо, открывается проект (где прописано, что и когда будет сделано, за что отвечает его руководитель, какие права и полномочия он имеет, как мотивирует свои действия)...
Высшие менеджеры должны хорошо осознавать, в каком «формате» могут принимать решения:
• не вмешиваться, принять к сведению;
• отложить решение до.;
• инициировать тактическое воздействие (созвать совещание, направить письмо, выдать запрос, поручить кому-то что-то — обязательно должны быть обозначены сроки и ответственное лицо);
• принять стратегическое решение (приостановка проекта, прекращение, открытие нового, выделение дополнительного финансирования, замена руководителя и т. п.).
Важны даже не сами конкретные принятые решения, а система их выработки, реализации и корректировки. Когда уже накоплена статистика и есть нормативы, тогда легче поставить регулярное управление. Пример: срок задержки оплаты по договору такого-то типа составляет обычно не более двух недель. Если по конкретному договору две недели истекли, а оплата не прошла, значит, наступило ненормативное событие, которое должно стать предметом управляющего воздействия (звонков, поездок, писем и т. п.).
Некачественные или недостаточно продуманные прогнозы и планы приводят к авралам, простоям, конфликтам с клиентами и внутри фирмы. Совсем избежать этого нельзя, но к повышению качества прогнозирования и планирования надо относиться как к одной из важнейших задач менеджмента. Тем более это относится к тем подразделениям, которые со временем станут «дочками», филиалами, бизнес-единицами — они должны как следует овладеть прогнозно-плановыми и учетными инструментами.
Три фактора определяют, что может и чего не может организация:
• ее ресурсы (осязаемые и неосязаемые);
• бизнес-процессы (это модели координации, передачи информации и принятия решений, используемые сотрудниками для превращения ресурсов в продукты и услуги);
• ценности (стандарты, по которым работники определяют приоритеты: привлекательность или важность того или иного клиента, внимание к той или иной идее, «выделение» (дополнительная раскрутка) того или иного товара).
Ключевые способности успешных компаний сосредоточены именно в процессах и ценностях, а не в ресурсах (хотя начинается все с ресурсов основателей). Изменить их намного труднее, чем ресурсы. Критерий качества управления — глубина проникновения в организацию этих четких, внутренне непротиворечивых ценностей.
«Цели, задачи, сроки — права, полномочия — обязанности — ресурсы — ответственность — мотивация, перспективы» — все это единая цепочка, прочность которой определяется слабейшим ее звеном (она тем более не работает, если какие-либо звенья отсутствуют). Это и есть предмет договоренности собственников с генеральным директором, генерального директора — с топ-менеджерами, и т. д.
Работники всех уровней должны самостоятельно принимать решения о приоритетах (в соответствии с бизнес-моделью и стратегией развития). Особенно это касается руководителей. Опираться на сильные стороны или бороться со слабостями? Привлекать таланты со стороны или вкладываться в подготовку собственных сотрудников? Какой уровень качества достаточен, чтобы удержать цену? Нужно внимательно следить за системой своих приоритетов, меняя, в случае необходимости, их порядок.
Руководители разного плана должны научиться мыслить на уровне тенденций и факторов, а не конкретных цифр. Когда фирма управляет тенденциями, цифры получаются сами собой. Цифры, как показывает опыт, могут и навредить, если они — главный и единственный инструмент управления, блокируют слабые сигналы и новые идеи. Ощущение рынка и новых возможностей зачастую нельзя формализовать, поэтому не надо переоценивать силу «бюрократизма».
Многоуровневые механизмы контроля тоже ни к чему. Появится много «проверяльщиков» — понадобятся контролеры за контролерами и т. д. Лучше для компании будет, если ее сотрудники будут способны сами себя контролировать: контролировать других неприбыльно.
И последнее — по поводу азбучных истин. Они потому и называются «азбучными», что их обязательно нужно освоить, а потом уж можно и нарушать. Не надо делать «как правильно», надо учитывать реальности и «некрасивости» бытия. Правильно — поручить человеку самому написать бумагу (дабы дурость каждого видна была) и только потом изложить собственное мнение, разобрав вместе с ним, где же он или она заблуждается и «недотягивает». Но если по этой правильной схеме ждать бумагу от человека, которому до пенсии рукой подать и он ни единой внятной управленческой идеи не создал, получается чушь и потеря времени.
В данном случае нужно либо самому написать эту бумагу, либо поручить кому-то, лишь на последнем этапе формально согласовав ее с данным руководителем (чтобы не обижать).