Энциклопедия начинающего предпринимателя
ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнравственный.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St — R) стимул — реакция. Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса», или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.
В начале 30-х гг. американский психолог Э. Тол мен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальт- психология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.
К открытиям огромной важности можно отнести заявление 3. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т. д.
В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.
Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка — состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные — в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.
Начиная с 60-х гг., появились работы, посвященные описанию иерархической структуры установки. В вертикальной иерархии, например, Ш. А. Надирашвили выделял три основных уровня. На первом, где удовлетворяются физические потребности, установки не осознаются человеком.
Если же человеку не удается удовлетворить физические потребности посредством фиксированной установки, происходит объективация — познание действительности как объекта посредством сознания. Способность объективации связана с социализацией человека, которая помогает человеку изменить поведение.
Второй уровень установок отвечает за осознание необходимости целесообразного поведения. Здесь происходит познание и оценка ситуации и потребностей, происходит выбор приемлемого поведения.
Третий уровень автор назвал уровнем установок социального поведения.
Такое поведение личности осуществляется только под воздействием воли, позволяющей личности самой изменять (создавать) социальную установку и социальное поведение. Согласно Ш. Надирашвили, установки, определяющие социальное поведение, называются социальными, они ориентированы на создание социальных ценностей.
Концепция личности, представленной вертикальной иерархией установок или диспозиций, была разработана известным отечественным социологом и социальным психологом В. А. Ядовым.
Сообразно этой концепции, личность человека представлена четырьмя уровнями:
• Первый уровень формируется на основе физических потребностей и простейших ситуаций и ничем не отличается от неосознанных фиксированных установок, экономящих наше время при выполнении простейших поведенческих актов.
• Второй уровень представлен фиксированными социальными установками, или аттитюдами, выявляющими отношения к социальным ценностям — семье, человечеству, деньгам, национальности и т. д. Понимание социальной установки, или аттитюда, В. А. Ядо- вым базируется на общественной трактовке, сформулированной в 1918 г. Томасом и Знанецким. Позднее его поддержал Г. Олпорт и его последователи.
• Третий уровень иерархической структуры диспозиций выявляет направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности (профессиональная деятельность, семья, досуг).
• На четвертом уровне располагаются ценностные ориентации на цели в жизни и средства их достижения. Здесь происходит самовыражение в конкретных социальных условиях, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни данного общества. В определенных ситуациях высший уровень диспозиционной структуры принимает на себя ответственность за управление поведенческими актами более низкого уровня. По предположению В. А. Ядова, диспозиционная структура, кроме вертикальной иерархической структуры, обладает общепринятой горизонтальной трехкомпонентной схемой, состоящей из аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и поведенческого аспектов. Таким образом, диспозиционная структура личности, регулирующая ее поведение, представляет своеобразную решетку, где по вертикали располагаются четыре иерархических уровня установок, а по горизонтали — три их аспекта.
Существуют и другие работы, посвященные изучению иерархической структуры установок. Все они имеют сходные выводы. Так, только на низшем уровне располагаются неосознанные установки, регулирующие поведенческие акты, связанные с удовлетворением физиологических потребностей; более высокие и даже высшие уровни формируются всегда четко осознаваемыми установками, обращенными на социально значимые ценности или смысл.
В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл — по А. Н. Леонтьеву, отношения — по В. Н. Мясищеву, внутренняя позиция — по Л. И. Бажович, умонастроение — по Б. Д. Парыгину, мотивация — по В. И. Ковалеву и т. д. Общий смысл этих синонимов идентичен по своей сути установке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведения, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.
Начиная с 70-х гг. последователи школы Д. И. Узнадзе провели серию экспериментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.
Под воздействием фиксированной установки тот или иной объект восприятия (в том числе и социальный) в случае незначительного отличия от ее содержания воспринимается как однозначный (эффект ассимиляции).
В противоположном случае наблюдается эффект контраста, а именно, не соответствующий установке человека объект кажется еще более отличным, чем это есть на самом деле.
Вопрос этот имеет фундаментальное значение, так как процесс смены установок должен автоматически повлиять на изменение поведения личности.