Мошенничество в страховании
Размещено: 01 / 10 / 2009
В страховом бизнесе Рф складывается уникальная ситуация, не имеющая прямых аналогов в мировой практике. Развитие рынка происходит в отсутствие опыта борьбы со злоупотреблениями. Нередки поджоги складов и коммерческих киосков, инсценирование кражи автомобиля, заключение договоров страхования на один объект в нескольких компаниях сразу.
Виктор Митрохин, директор экспертного центра "Peto"
В страховом бизнесе Рф складывается уникальная ситуация, не имеющая прямых аналогов в мировой практике. Развитие рынка происходит в отсутствие опыта борьбы со злоупотреблениями. Нередки поджоги складов и коммерческих киосков, инсценирование кражи автомобиля, заключение договоров страхования на один объект в нескольких компаниях сразу.
Добросовестный страхователь заинтересован в том, чтоб его страховая компания не оплачивала безосновательные претензии за его счет. Страховщик, который стоит в стороне от этой задачи, может быть, на какое-то время и получит преимущество в конкуренции, но это призрачный фуррор.
Что такое страховое мошенничество? Это пробы получить возмещение либо отрешиться от его выплаты без подабающих оснований, вытекающих из закона либо правил страхования. Внесение наименьшей, чем нужно, страховой премии, сокрытие принципиальной инфы при заключении контракта страхования, в итоге чего возникает нелегальная прибыль.
Таким макаром, заместо развития страхового рынка и получения из-за этого налогов в бюджет, происходит его свертывание, а при страховом случае на незастрахованном объекте пропадает производимый продукт, "рушится" производитель, сокращается поступление налогов от него.
К несчастью, страховщики сами заносят вклад в фактическое распространение страхового мошенничества, нередко не хотя принимать действенные меры. Некомпитентные страховщики скрывают информацию от коллег, выдавая ее за коммерческую тайну. Муниципальные органы и организации затрудняют проведение нужных работ из-за отсутствия правовой базы.
Посреди более узнаваемых видов страхового мошенничества можно выделить последующие:
Заявление страховой суммы выше реальной цены объекта.
Это позволяет установить страховую сумму на чрезвычайно высочайший уровень, чтоб получить, в конечном счете, большее возмещение чем застрахованный объект вправду стоит. Обман сам по для себя очень прост: все, что нужно сделать, — это представить неверную информацию при проведении преддоговорной экспертизы.
Одновременное страхование в разных страховых компаниях.
Имеются случаи, когда одно и то же имущество, обычно, с завышенной страховой суммой, страхуется сходу в нескольких компаниях. При всем этом страхователь заблаговременно замышляет, что заявление на страховой случай будет изготовлено в последнее время, при всем этом величина страхового возмещения довольно велика по отношению к страховой премии.
Утаивание инфы, имеющей значение для заключения контракта страхования.
Этот вид мошенничества состоит в том, что страхователь, нарушая ст.18 Закона "О страховании", утаивает некие факты для того, чтоб уплатить наименьшую премию.
Перевоплощение незастрахованных убытков в застрахованные.
Это вид мошенничества характерен тем, что контракт страхования заключается после уже свершившегося страхового варианта.
Страхователь в роли злодея.
Обычным примером может служить поджог как метод поправить свои денежные дела. По данным забугорных источников, около 15 процентов всех случаев появления вреда в итоге пожара составляют конкретно предумышленные поджоги. При всем этом они совершаются как с целью присвоения застрахованного имущества и получения страхового возмещения, так и для "оздоровления" компаний, которым угрожает банкротство. На русском страховом рынке такие деяния свойственны при страховании торговых павильонов и складов.
Третьи лица как соучастники "страхового варианта".
В этой форме мошенничества, хотя страхователь и является основным виновником, выполнение поручается стороннему (третьему лицу). Нередко выбор падает на проф спеца либо просто правонарушителя.
Инсценировка страховых случаев.
Сущность этого обмана состоит в том, что страхователь подает претензию на убытки, которых не было вообщем, в особенности при страховании ценного имущества либо большого бизнеса.
Страховые компании способны оградить себя, если они готовы уделять неизменное внимание борьбе со страховым мошенничеством, объединив усилия заинтересованных сторон.
Очень принципиально иметь в страховой компании профессионала либо менеджера по техническому управлению `иском. Очень нужно развить централизованную службу независящей страховой экспертизы.
Шансы страховщика разобраться в особенностях заключаемой сделки более благоприятны на шаге оценки риска. Даже ответы на сравнимо безопасные вопросы могут дать приготовленному страховщику ключи к вероятным в дальнейшем мошенничествам.
Более действенный путь борьбы с этим злом — включение относящейся к делу инфы в централизованные базы данных. При помощи схожих баз данных можно за куцее время вычленить более сложные случаи страхового мошенничеств а, естественно, если эти данные можно будет получить везде.
По оценкам профессионалов, денежные ресурсы страховщиков на предупредительные мероприятия и создание системы безопасности, направленные на борьбу со страховым мошенничеством, дают 3 — 6-кратную прибыль по сопоставлению с первоначальными затратами.