Потребители, осторожно! распространение инфы, вводящей в заблуждение
В Украине право потребителя на информационное обеспечение защищено Законом Украины «О защите прав потребителей. А именно, ст. 4 данного Закона предугадывает право потребителей, которые находятся на местности Украины во время приобретения, заказа либо использования продуктов, на нужную, достоверную и своевременную информацию о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, также об их производителе. Закон определяет, где должна быть предоставлена эта информация и какие сведения она должна содержать.
Огромную опасность для потребителей составляет распространения инфы, вводящей в заблуждение, сначала, в рекламе. А именно, обманчивая реклама фармацевтических средств и товаров питания может сделать опасность жизни и здоровью людей, денежных услуг – привести к потере долголетних валютных сбережений.
Обман покупателя - это явление, которое существует на любом рынке и может быть представлен в самых различных формах. Вот поэтому, с 13 января 2009 в силу вступили конфигурации в Закон Украины «О защите от нерадивой конкуренции», касающиеся запрета распространения инфы, вводящей в заблуждение, в том числе и рекламы.
С каждым годом количество выявленных и прекращенных органами Антимонопольного Комитета Украины нарушений в виде распространения инфы, вводящей в заблуждение, растет более чем в 1,5 раза. Этот вид нарушения в 2012 году составлял 91% от полного количества нарушений в виде нерадивой конкуренции субъектов хозяйствования, в 2011 году - 87%, в 2010 году – 84%.
Существенное количество случаев распространения инфы, вводящей в заблуждение, было выявлено и прекращено во время рекламирования фармацевтических средств и продуктов широкого употребления.
Например, наложен штраф на ПАО «Фармак» (г. Киев) за распространение обманчивой рекламы фармацевтического средства «Амизон». Как установил АМКУ, общество распространило неверные сведения при рекламирования этого продукта на телевидении. А именно, маркетинговый ролик содержал последующее утверждение: «9 из 10 украинских выбирают «Амизон». Как следствие, у людей могло сложиться воспоминание, что 90% от всего количества украинских потребителей являются потребителями продукта «Амизон». По сути, как показало рекламное исследование, на которое ссылается ПАО «Фармак» в этом маркетинговом ролике, за базу расчета было взято только число людей, болевших гриппом, простудой и кашлем.
Штраф в размере 3,0 млн. грн. наложен на ООО «Сандора». Как было установлено, производитель соков и нектаров распространил неправдивую информацию о товаре. А именно, на упаковках соковой продукции марок «Сандора» отмечается: «Одобрено Министерством здравоохранения Украины». Расследование показало, что такое утверждение расположено без соответствующих оснований и соответственных документов, принятых МОЗ Украины. Не считая того, ООО указало неверные сведения на упаковках гранатового и мультивитаминного нектаров «Сандора», а конкретно: «800 г гранатов ? 1 л. гранатового нектара» и «1 кг. экзотичных фруктов ? 1 л. мультивитаминного нектара» соответственно. По сути, для производства 1 л. гранатового и мультивитаминного нектаров употребляется существенно наименьшее количество новых фруктов.
Также выявлены случаи распространения обманчивой рекламы в сфере денежных услуг, а именно при выдаче займов.
Так, к примеру, сеть магазинов «Фокстрот» распространяли неправдивую информацию об критериях предоставления кредитов. А именно, на щитах перед и снутри магазинов сети и на веб-сайте компании была расположена реклама последующего содержания: «Кредит на все группы продуктов 0% без комиссий, страхования и других укрытых критерий. Экологически незапятнанный!». По сути, потребители, покупая ряд продуктов в кредит в обозначенной сети, переплачивали около 10% от цены продукта*.
Более всераспространенный случай рекламы, вводящей в заблуждение, – информирование потребителей о более низких ценах, чем у соперников, при отсутствии подабающего доказательства таких сведений фактическими данными.
Не один раз выявлены случаи информирования потребителей о скидках на определенный продукт без указания того, что в реальности такая скидка предоставляется только отдельным категориям потребителей либо не во всех случаях, либо только при определенных критериях.
Также внедрение словосочетания «аптека социальная» вводит потребителей в заблуждение относительно уровня цен на лекарства, так как надлежащие аптеки не были задействованы в соц программках по распространению фармацевтических средств по сниженным ценам, при всем этом цены в отдельных примыкающих аптеках были ниже.
В последние годы некие субъекты хозяйствования начали использовать в конкуренции способы введения в заблуждение потребителей для получения преимуществ на рынке методом уменьшения количества, объема продукции в упаковке. Другими словами упаковка продукта не меняет собственного внешнего облика, а количество продукта миниатюризируется. При покупке продукта потребитель уделяет свое внимание на продукты, которые выполняются разными производителями и является естественным, что он ассоциирует продукты и цены на их. При таком сопоставлении он полагается на известные ему обычаи об упаковке продукта, о ее размере и о количестве продукта в ней, потому что схожий продукт существует на рынке долгое время в стандартной для него упаковке.
Товаропроизводитель, понижая количество продукта в упаковке, вводит потребителей в заблуждение, не изменяя форму упаковки и не обращая внимание покупателей на уменьшение методом размещения сообщения на упаковке. Такое извещение должно быть значимого размера для того, чтоб потребители направили на него внимание и при сопоставлении с другими подобными продуктами воспринимали во внимание количество продукции.
Во избежание вероятного введения потребителей в заблуждение и распространения нерадивой рекламы субъектам хозяйствования рекомендуется проводить подготовительный полный анализ рекламы, включая: анализ каждой составляющей содержания рекламы на наличие неполных, неточных и неверных сведений; анализ восприятия каждой составляющей содержания рекламы в данном контексте; анализ общего воспоминания от рекламы.
Потребителю же рекомендуется во время приобретения, заказа либо использования продуктов, работ, услуг держать в голове о том, что его могут ввести в заблуждение, тем нарушить его права. Также следует держать в голове о часто встречающихся видах введения в заблуждение и, реализуя свои права, быть бдительнее.
В случае, если все-же Ваши права нарушили в согласовании со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» Вы вправе (в течение 14 дней, не считая денька покупки) поменять непродовольственный продукт соответствующего свойства на аналогичный у торговца, у которого он был приобретен, если продукт не удовлетворил по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру либо по другим причинам не может быть им применен по предназначению, либо добиваться возврата средств. Разумеется, что это право распространяется и на случаи, когда продукт был приобретен им в итоге воплощения нечестной предпринимательской практики. Ст.23 Закона о защите прав потребителей устанавливает ответственность за отказ потребителю в реализации его прав, установленных ст.9 этого Закона, в виде штрафа в десятикратном размере цены продукции исходя из цен, действовавших на время приобретения этой продукции, но более 5 нмдг.
Следует держать в голове, что некие продукты не подлежат возврату либо обмену (это касается только продуктов соответствующего свойства). К ним, а именно, относятся: продовольственные продукты; фармацевтические средства; белье нательное либо постельное; видео, аудиокассеты; компакт-диски; книжки, газеты, журнальчики, другие печатные издания; детские игрушки; парфюмерно-косметические изделия (одеколоны, дезодоранты, духи).
Также в схожих ситуациях, когда Вас ввели в заблуждение, Вы вправе обратиться в органы Антимонопольного Комитета Украины с подходящим заявлением.
А пока вопросы защиты прав потребителя, свойства продуктов и услуг остаются как и раньше очень животрепещущими. Ведь многие украинцы до сего времени не много знают о собственных правах.
Марина Лещенко, юрист
*Источник: http://www.amc.gov.ua