Куцее замыкание : постмодернизм.словарь определений — ильин и.п. : книжки по праву, правоведение
Англ.
short circuit, франц. COURT-CIRCUT.
Термин, введенный английским теоретиком Д. Лоджем (Lodge: 1981, с. 135).
Хоть какой
процесс интерпретации художественного произведения, утверждает Лодж, основан на
его сопоставлении с реальностью и тем типо подразумевает наличие
определенного зазора, дистанции меж литературным текстом и реальным миром,
между искусством и жизнью — то, что как раз постмодернизм и пытается
преодолеть, устроив «короткое замыкание», чтоб привести читателя в шоковое
состояние и не дать ему способности ассимилировать «постмодернистское письмо»
«конвенциональными категориями» классической литературы: «Способы заслуги
этого состоят в последующем: сочетание в одном произведении очевидно фактического и
очевидно фиктивного, введение в текст создателя и тем постановка вопроса о
дилемме авторства и обнажение условностей литературы в самом процессе их
использования. Эти металитературные приемы сами по для себя не являются открытием
постмодернистов — их можно найти в художественной прозе еще во времена
Сервантеса и Стерна, но в постмодернистском письме они возникают так
нередко и в таком количестве, что свидетельствуют о появлении очевидно нового
феномена» (Lodge:1981, с.
15).
В
качестве примера Лодж приводит отрывок из романа «Завтрак чемпионов» Курта
Воннегута, где через восприятие бывшего заключенного Вейна Гублера
описывается сцена в баре: «"Блэк-энд-Уайт" да разбавь! — услышал он
глас. Нужно бы Вейну навострить уши. Как раз этот напиток предназначался не
кому попало. Он предназначался человеку, который сделал все теперешние горести
Вейна, тому, кто мог его уничтожить, либо сделать миллионером, либо вновь выслать в
кутузку — словом, мог проделать с Вейном всякую дьявольщину. Этот напиток подали
мне (т. е. создателю романа)» (Воннегут: 1975, с. 172).
Этот
пример наглядно показывает постмодернистскую технику письма, построенную на
обнажении приема — на демонстрации самого процесса письма. Исходя из убеждений
Лоджа, «это совершенно сбивает с толку читателя, ставя реального,
исторически-конкретного создателя на один уровень с его своими измышленными
персонажами и в то же самое время обращая внимание читателя на их общую
фиктивность. Тем ставится под вопрос сам факт чтения и написания
художественной литературы» (Lodge: 1981, с. 15).
В
то же время многие произведения этого рода «законтачены» на современности, на политической и маркетинговой
актуальности повседневного бытия. В этом плане они близки в собственной непосредственности
отклика на актуальность текущей обыденности средствам массовой инфы:
газетно-журнальной периодике, теле- и радиохронике
и рекламе.
Очевидно,
это обманчивая близость, так как она служит
средством дискредитации привлекаемого «реально-жизненного» материала и
плотно сплетена с неувязкой псевдореализма
постмодернистской манеры письма, отмеченной специфичной для модернизма
тенденцией к натурализму. Ее постмодернистское своеобразие состоит в том,
что тут она выступает как Псевдо-фактографичность либо псевдодокументализм,
когда неинтерпретированные кусочки действительности
средством коллажной техники вводятся в ткань художественного повествования
вроде бы в сыром, неопосредованном виде. Естественно, что в общей структуре произведения все они равно получают
интерпретацию и обычно в очень конкретной
идеологически-эстетической перспективе. Псевдодокументализм в конечном счете
является одним из средств общего принципа контрастности, поочередно проводимого
во всей формальной и содержательной структуре типового постмодернистского
романа. На содержательном уровне он выступает как неодолимая
противоречивость художественно воспроизводимого вида бытия — абсурдного в
собственном извращении причинно-следственной связи и гротескного в собственном восприятии
&&авторской маской, за которой скрывается
писатель.