Плагиат и обман как движок карьеры
Фридрих Мерц, узнаваемый в Германии политик, фаворит фракции ХДС/ХСС в Бундестаге, кандидат в федеральные канцлеры, никогда не поражал избирателей искрометным юмором. Напротив, он был известен как очень основательный, проф, но кислый эксперт по финансам.
Его репутацию изменил случай. В феврале 2006 года Мерцу предстояло выступить с маленький шуточной речью во время карнавала в Аахене. Происшествия сложились таким макаром, что отрешиться он не мог, тем паче что куда более известные политики вроде Конрада Аденауэра и Ганса Геншера в свое время почитали за честь сказать несколько слов на схожих мероприятиях.
Слушатели не рассчитывали услышать от Мерца ничего известного, но он по-настоящему изумил всех. В искрометной речи политик выступил с «программкой 11 пт», целью которой было финансовое оздоровление Германии. Посреди предлагаемых мер - высылка безработных в Индию, продажа экономически отсталых областей типа Мекленбурга, передача в управление южноамериканским пенсионным фондам главнейших германских достопримечательностей вроде Кельнского собора. Зал надрывался от хохота. Фуррор был колоссальным.
Когда Мерц окончил гласить, зал рукоплескал стоя. Все задавались вопросом: как политик, никогда не отличавшийся чувством юмора, сумел всех рассмешить? Разгадка нашлась достаточно скоро. Моника Рибольдт обосновала, что огромную часть собственной речи Мерц украл из ее статьи, написанной для сатирического интернет-журнала ZYN! Мерц смог отбить атаку. «Навряд ли на свете есть хоть одна речь, - отшутился он, - которую кто-то кое-где не произносил. А карнавал - такое место, где не грех повторить неплохую шуточку». Инцидент был замят.
Мечта стать доктором
Докторы фактически всюду в мире пользуются глубочайшим почтением, а люди, достигающие высот в этой профессии, становятся очень и очень безбедными, потому обманы ради мед «карьеры» случаются достаточно нередко.
Bild: AP
Герт Кровать смотрелся очень очаровательно: незначительно неудобный, неловкий, с мальчишеской, сходу располагающей к для себя ухмылкой. Навряд ли кто-то мог представить, что этот человек способен совершить что-то противозаконное. Но это был как раз тот случай, когда наружное воспоминание обманчиво.
Кровать родился в 1958 году в бедной семье. Его отец был автомехаником, а мама швеей. Предки очень желали для отпрыска наилучшей судьбы. Мама желала, чтоб он стал доктором. Но навряд ли она задумывалась, что ее мечта осуществится конкретно таким макаром, как вышло.
Кровать, после окончания школы поработавший почтальоном, решил круто поменять судьбу и сначала 80-х годов сделал для себя новые документы на имя… доктора медицины и философии Клемента Бартольди! После чего он ни мало ни много занялся докторской практикой в Фленсбурге. Кровать был так убедителен в новейшей роли, что обман открылся только благодаря случайности: в один прекрасный момент он обронил папку, в какой оказалось удостоверение почтальона с его фото и истинной фамилией. За обман надуманный доктор получил год условно.
Но беда не принудила Постеля сложить руки. Через некое время он стал предлагать услуги дипломированного доктора разным поликлиникам. В итоге переговоров с мед начальством он стал одним из ведущих медиков психиатрической в поликлинике под Дрезденом. Более того, ему даже пообещали место головного доктора! Обман открылся только в 1997 году. За подделку документов Кровать получил четыре года кутузки. Но даже из такового поворота событий он извлек выгоду: после преждевременного выхода из заключения Кровать стал лицом «Движения против психиатрии» и выпустил очень успешную книжку «Игра в доктора». В вебе даже открылся особый веб-сайт фанатов Постеля.
Историю Постеля фактически один в один повторил другой жулик - Кристиан Эрет. С помощью поддельного диплома Оксфорда обыденный кассир устроился в поликлинику, где ассистировал при 190 операциях. Только по счастливой случайности обошлось без жертв. Когда обман открылся, Эрет использовал его для пиара книжки «Сумасшествие в белоснежном», которую выпустил по следам работы в поликлинике.
Надуманная чудо-пианистка
Истории узнаваемый случаи, когда обыденный машинист Альвин С. (его фамилию милиция не открывает), сфальсифицировав документы, получил от страны 350000 евро на несуществующие «исследовательские разработки», а достаточно длительно практиковавший «юрист Букерт» на поверку оказался обычным торговцем, подделавшим диплом о юридическом образовании. Это, как оказывается, чуть не единственный схожий пример в современной германской истории, и «Букерт» попал на странички Spiegel.
Но, пожалуй, все перечисленные выше случаи обмана и плагиата блекнут перед примером британской пианистки, нездоровой раком - Джойс Хатто. Ее игру, записанную на CD-диски (из-за заболевания она не выступала вживую), за экспрессивность и глубину хвалили самые известные критики. Начиная с 1989 года Хатто выпустила 120 дисков, а музыкальная общественность отрисовывала прекрасные легенды, как смертельно нездоровая дама ценой несусветных усилий делает шедевральные записи.
Но после погибели Хатто выяснилось, что ни один из дисков не принадлежит ей. Критики, которые хвалили ее игру, оказались осрамлены. Изумленные слушатели узнали, что полностью все записи принадлежат малоизвестным пианистам (их полный перечень смотрите тут), которые супруг Хатто (по образованию звукорежиссер) хорошо обработал прямо в домашних критериях и выдал за игру собственной супруги.
Рф плагиат тоже не чужд. Время от времени информация о списанных диссертациях проникает в прессу, и обвинения затрагивают даже премьер-министра Владимира Путина. Известны и судебные решения о липовых дипломах, которые позволяют для себя даже парламентарии от «Единой Рф». Только вот оставок из-за этого еще никогда не было.
Создатель: Александр Московкин, «Право.Ru»
***
В Украине тоже балуются плагиатом. К примеру, как пишет Украинская правда, сегодняшний спикер парламента Владимир Литвин еще в 2002 году выдал за свою статью политолога Томаса Каротерса. Он даже признался в этом, но так и не извинился. Правда таковой непонятный поступок не мешал Литвину два раза садиться в спикерское кресло.
В 2004 году в плагиате винили тогдашнего замминистра юстиции Василия Мармазова. Он типо взял кусок собственной монографии по диссертации ученого Лиу Веи из института Роберта Шумана в Страсбурге. Но в июне 2010 года Мармазова назначили заместителем министра экономики.
Разумеется, посреди украинских чиновников выдавать чужой труд за собственный тоже является нормой.